4.22. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Методы государственного регулирования
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Согласно законодательству Российской Федерации все хозяйствующие субъекты, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции.
Ведущее место в ВЭД занимает Торгово–промышленная палата Российской Федерации (ТПП), объединяющая предпринимателей, различные ассоциации и фонды. ТПП содействует деловому сотрудничеству с зарубежными партнерами: представляет интересы своих членов в различных международных организациях, патентует изобретения, проводит экспертизы, организует выставки, защищает права предпринимателей в международных арбитражных судах, создает единую информационную систему, формирует негосударственный реестр предприятий и предпринимателей и выполняет другие функции.
Механизм государственного регулирования ВЭД разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в котором предусмотрены следующие методы регулирования:
таможенно–тарифные;
нетарифные.
Таможенно–тарифное и нетарифное регулирование ВЭД определяется перечнем основных документов, необходимых для таможенного оформления:
счет–фактура, в котором указываются наименование (перечень) экспортируемой или импортируемой продукции, цена за единицу, количество и общая стоимость;
паспорт сделки экспортера (импортера) или бартерной сделки, оформляемой в уполномоченных банках;
сертификат соответствия ГОСТу Российской Федерации (для товаров, требующих подтверждения безопасности);
сертификат прохождения товара по требованию таможенных органов в необходимых случаях;
лицензии для лицензируемых товаров.
Таможенно–тарифные методы направлены на регулирование
операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. В отдельных документах — Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» — таможенные механизмы уточняются.
Таможенный тариф — система ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Он выполняет следующие функции:
фискальную — обеспечивает пополнение доходной части бюджета;
защитную — предохраняет национальную экономику от чрезмерной конкуренции;
регулирующую — оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая развитие других.
Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу которой составляет Гармонизированная система описания и кодирования товаров (СТС) — международная товарно–статистическая номенклатура.
В России используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен 1 января 1992 г. как временная мера из–за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо– и пиломатериалы и др.
Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:
базовый — для товаров, следующих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования нации (РНБ);
максимальный — для товаров, следующих из стран, для которых не используется РНБ (например, из Эстонии), а также для товаров, страна происхождения которых не установлена; ставки больше базовых;
минимальный — для товаров из развивающихся стран (Албании, Бразилии, Вьетнама, Турции и др. — всего 130 стран); эти ставки меньше базовых.
Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран (Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. — всего 47 стран) и из стран СНГ – участниц Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана).
Сумма таможенной пошлины (ТП) при ввозе–вывозе товара определяется в процентах от таможенной стоимости товара (ТС):
ТП= ТС × Р /100
где П — ставка таможенной пошлины, %.
Наиболее распространенным методом определения таможенной стоимости, является метод оценки по цене сделки с ввозимым товаром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, указанная в счете–фактуре.
Помимо тарифных используются нетарифные методы регулирования — различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др.
К нетарифным методам регулирования относятся:
лицензирование, т.е. выдача специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров — лицензий. Лицензии бывают разовыми и генеральными (сроком на один год). Лицензированию подлежат квотируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена государством;
квотирование (определение квоты) — запрет и ограничение экспорта и (или) импорта. Применяется как защитные меры, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров, и соответствует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ/ВТО. В России процедура принятия таких мер предусмотрена Порядком проведения расследования, предшествующего введению защитных мер, утвержденным 21 декабря 1995г.
Внешнеторговый контракт — это документ, в котором наиболее полно отражены условия купли–продажи между импортером (покупателем) и экспортером (продавцом) Внешнеторговый контракт предусматривает обязательство одной стороны (экспортера) передать товар в собственность другой стороне (импортеру), которая обязуется принять этот товар и уплатить за него соответствующую цену.
Внешнеторговый контракт включает несколько разделов, каждый из которых согласовывается между продавцом и покупателем в ходе переговоров. Текст контракта начинается с преамбулы, где указываются дата и место подписания контракта, полное юридическое наименование сторон. Далее располагаются следующие разделы контракта.
В разделеI «Предмет контракта» указываются вид внешнеторговой операции, базисные условия поставки, точное наименование товара (в соответствии с таможенной классификацией"), количество и происхождение товара.
В разделе II «Качество товара» указываются качественная характеристика товара, соответствующие документы, подтверждающие качество и способ определения качества данного товара. Документом, подтверждающим качество товара, может быть сертификат качества, который выдается либо производителем, либо другой организацией, дающей сертификат по заказу продавца.
В разделе III «Цена и общая сумма контракта» фиксируется валюта цены, т.е. по согласованию сторон выбирается валюта одной из стран или валюта третьей страны. Здесь же указываются цена единицы товара и общая сумма контракта. Важным моментом внешнеторговой сделки является определение уровня цены товара, т.е. контрактной цены. В качестве контрактной используются следующие виды цен: справочные цены, биржевые котировки, цены международных аукционов, цены отдельных крупных предложений и запросов, цены конкурентов.
Раздел IV называется «Срок поставки». Срок поставки — это календарные даты, в течение которых товар должен быть доставлен покупателю в установленное контрактом место (географический пункт). Кроме срока поставки в данном разделе контракта выделяется дата поставки, указывающая момент передачи товара покупателю.
В разделе V «Условия платежа» должна быть указана валюта, в которой будут производиться расчеты между сторонами за поставленный товар. Кроме того, указываются: место и срок платежа;
способ платежа (расчет за наличные, платежи с авансом или платежи в кредит); форма расчетов. В международной практике существуют следующие формы расчетов:
расчет по инкассо (с предварительным или последующим акцептом);
аккредитивная форма расчетов;
банковский перевод;
открытый счет.
В разделе VI «Сдача–приемка» должен быть согласован сторонами и зафиксирован момент сдачи–приемки — определенный момент, когда происходит передача товара покупателю в соответствии с количеством и качеством, которые предусмотрены контрактом. Необходимо также согласовывать вид сдачи–приемки.В контракте также указывается место сдачи–приемки. Сроки сдачи–приемки по количеству и качеству не совпадают по времени. Проверка товара по количеству проводится сразу же при его получении. Проверка товара по качеству требует большего времени (это зависит от вида товара).
В разделе VII«Упаковка и маркировка товара» оговариваются требования к упаковке товара, вид упаковки, условия упаковки. Специфика товара здесь играет большую роль. Маркировка товара должна соответствовать перечисленным в контракте реквизитам.
Раздел VIII «Санкции». Санкции предусматриваются за недобросовестное выполнение обязательств по заключенному между сторонами внешнеторговому контракту как по отношению к продавцу, так и по отношению к покупателю.
В разделе IX«Арбитраж» определяется порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами при исполнении контракта.
Раздел X «Форс–мажор». Форс–мажор — это обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие исполнению контракта, которые невозможно было предвидеть в момент его подписания. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, войны, блокады, эпидемии, забастовки и т.д. В данном разделе должны быть перечислены виды форс–мажорных обстоятельств, при которых стороны не могут выполнять обязательства по контракту, и указаны сроки действия форс–мажорных обстоятельств.
В разделе XI «Прочие условия» кроме основных условий контракта стороны согласовывают другие взаимные права и обязанности.
Раздел XII «Юридические адреса сторон» — заключительный раздел внешнеторгового контракта. Здесь должны быть обязательно указаны юридические адреса сторон, т.е. полное фирменное наименование, местонахождение и почтовые реквизиты.
Внешнеторговый контракт является основным документом, удостоверяющим факт внешнеторговой сделки. В нем находят отражение условия ее проведения.
Государственная регистрация предприятий с объемом иностранных инвестиций до 100 млн руб. осуществляется руководящими органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей, автономий, г. Москвы и г. Санкт–Петербурга. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, а также предприятий, объем инвестиций в которые превышает 100 млн руб., осуществляется Государственной регистрационной палатой (ГРП) при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации.
Процедура регистрации предприятия с иностранными инвестициями предусматривает следующую последовательность действий:
В орган регистрации подаются документы: нотариально заверенные устав предприятия (два экземпляра); учредительный договор (два экземпляра); заявление о регистрации предприятия; протокол собрания учредителей; карточка «Сведения о регистрации» (бланк выдается органом регистрации); выписка из торгового реестра страны иностранного учредителя (для юридического лица); документ о платежеспособности .иностранного учредителя (банковская справка); копия платежного поручения об уплате регистрационной пошлины. На основании этих документов учредители предприятия с иностранными инвестициями получают временное свидетельство о регистрации.
Для присвоения предприятию кода учредители представляют в органы Госкомстата Российской Федерации устав предприятия, учредительный договор и временное свидетельство о регистрации.
Постановка на учет в налоговой инспекции осуществляется по юридическому адресу с предъявлением устава предприятия, учредительного договора, временного свидетельства о регистрации, справки органов Госкомстата и заявления в налоговую инспекцию. Налоговая инспекция выдает справку для открытия расчетного и валютного счетов в уполномоченном банке, выбранном учредителями.
Для открытия счета на обслуживание в банк представляются следующие документы: нотариально заверенные копии устава предприятия и учредительного договора; нотариально заверенные две банковские карточки с образцами подписей; справка из налоговой инспекции; выписка из протокола о назначении генерального директора; приказ о назначении главного бухгалтера; копия извещения страхователя из Пенсионного фонда (после постановки на учет в Пенсионном фонде); заявление на открытие счета.
Для регистрации в Пенсионном фонде Российской Федерации учредители представляют заявление, нотариально заверенные копии устава предприятия и учредительного договора, справки из органов Госкомстата, справки из банка об открытии расчетного счета, справки из налоговой инспекции,
В течение месяца после получения временного свидетельства о регистрации учредители должны внести на открытый расчетный счет 50% уставного фонда. Остальные 50% должны быть внесены в течение года. Размер уставного фонда совместного предприятия независимо от его организационно–правовой формы должен составлять сумму, равную 1000–кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации.
Изготовление печати разрешается лицензионной службой в соответствии с юридическим адресом на основании нотариально заверенных копий учредительных документов, временного свидетельства о регистрации, заявления и эскизов печати.
Для замены временного свидетельства о регистрации на постоянное в орган регистрации подают следующие документы: временное свидетельство о регистрации предприятия; справка из органов Госкомстата; справка из налоговой инспекции; справка из банка об уплате 50% уставного фонда.
Последний этап — внесение предприятий в Государственный реестр, ведение которого возложено на Государственную регистрационную палату при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации.
Для регистрации в Государственном реестре требуются следующие документы: копия постоянного свидетельства о регистрации; устав предприятия (два экземпляра); учредительный договор (два экземпляра); копия справки из органов Госкомстата; справка из банка о внесении 50% уставного фонда; протокол собрания учредителей; выписка из торгового реестра страны иностранного учредителя — юридического лица (переведенная и легализованная); выписка из банка о платежеспособности иностранного учредителя (юридического или физического лица), переведенная на русский язык и легализованная; ксерокопия паспорта иностранного учредителя — физического лица; учредительные документы российского учредителя — юридического лица (копии устава и свидетельства о регистрации); квитанция об уплате госпошлины. Если регистрирующим органом является ГРП, то возможна процедура одновременной регистрации и внесения в Государственный реестр.
ГОСПОДИ ИИСУСЕ БЛЕАТЬ!!!
Да поможет нам Джигурда!
- 1.2. Морской транспорт в транспортной системе страны
- 1.2.1. Морские порты и терминалы отрасли.
- 1.5. Морской транспорт страны в международном судоходстве
- 1.5.1. Анализ тенденции развития российского морского флота
- 1.5.2. Создание Российского международного реестра судов
- 1.8. Морской транспорт в формирующейся системе транспортных коридоров
- 1.8.1. Международные транспортные коридоры (мтк)
- 1.8.2. Мтк на территории России
- 2.3. Состав имущества предприятия
- 2.3.1. Движимое и недвижимое имущество.
- 2.3.2. Характеристика имущества предприятия.
- 2.7. Создание предприятий. Причины прекращения деятельности предприятий
- 2.7.3. Причины прекращения деятельности предприятий
- 2.8. Порядок образования предприятия
- 2.8.1.Учредительные документы 2.8.2. Органы предприятия
- 2.9. Факторы влияющие на эффективность работы предприятия
- 2.9.1. Классификация факторов
- 2.9.2. Внутренние факторы. (Объективные и субъективные) 2.9.3. Внешние факторы 2.9.4. Влияние государства на эффективность работы предприятия
- 2.10. Юридическое лицо и его признаки
- 2.10.1. Юридическое лицо, его определение
- 2.10.2.Характерные признаки юридического лица 2.10.3. Фирменное наименование организации
- 2.12. Предпринимательская деятельность
- 2.13. Формы и виды предпринимательской деятельности
- 2.14. Производственное предпринимательство
- 2.15. Бизнес–план фирмы: сущность, структура, характеристика основных разделов
- 2.16. Финансовое предпринимательство
- 2.17. Организационно-правовые формы предприятий
- 2.18. Хозяйственные товарищества и общества
- 2.19. Документы и особенности полного товарищества.
- 2.20. Товарищество на вере (коммандитное)
- 2.21. Общество с ограниченной ответственностью (ооо)
- 2.22. Преимущества и особенности ооо
- 2.23. Общество с дополнительной ответственностью
- 2.24. Акционерное общество
- 2.25. Уставный капитал ао. Акционерное общество на территории рф
- 2.26. Открытые и закрытые акционерные общества
- 2.27. Производственные кооперативы
- 2.31. Тенденции развития коммерческих организаций на территории рф
- 2.28. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 2.30 Унитарное предприятие на праве оперативного управления
- 2.32 Некоммерческие организации
- 2.33. Структура распределения предприятий в целом по Российской Федерации.
- 2.34. Отличия некоммерческих организаций от коммерческих
- 2.35 Общественные формы организации производства на предприятии. Концентрация пр-ва.
- 2.36 Специализация производства
- 2.37 Кооперирование производства
- 2.38 Комбинирование производства
- 3.1 Основной капитал предприятия
- 3.2 Физический и моральный износ основных средств
- 3.3 Амортизация основных фондов
- 3.4 Способы амортизации
- 3.5 Учет и оценка основных фондов
- 3.6 Воспроизводство основных фондов
- 3.7 Использование основных фондов на предприятии
- 3.8. Оборотный капитал предприятия
- 3.8.1. Определение оборотных средств.
- 3.8.2. Оборотные производственные фонды
- 3.9. Стадии кругооборота средств
- 3.9.1. Денежная, производительная и товарная стадии кругооборота средств.
- 3.11 Аренда и лизинг имущества
- 3.10. Источники формирования и методы определения потребности в оборотных средствах
- 4.1 Государство и предпринимательская деятельность
- 4.1.3. Субъекты государственного регулирования
- 4.4 Товар. Товарообмен
- 4.4.1. Понятие товара 4.3.2 Виды товаров как объектов прав
- 4.4.3. Товарообмен 4.3.4. Товарное производство
- 4.4.4 Товарное производство включает:
- 4.5 Рынок
- 4.5.2. Виды рынков:
- 4.6 Рынок транспортных услуг
- 4.7.Доход предприятия. Прибыль
- 4.8 Функции и источники получения прибыли
- 4.8.1 Функции прибыли:
- 4.8.2.Источники получения прибыли.
- 4.9 Распределение прибыли
- 4.9.2 Принципы распределения прибыли:
- 4.10 Издержки производства и себестоимость продукции.
- 4.11 Материальные затраты
- 4.12 Учет труда и заработной платы
- 4.13 Заработная плата
- 4.13.2 Номинальная и реальная заработная плата.
- 4.11.3 Принципы, учитываемые при оплате труда:
- 4.14. Формы и системы заработной платы. Повременная форма
- 4.15 Сдельная и аккордная формы оплаты труда
- 4.16. Прочие затраты
- 4.17. Себестоимость продукции
- 4.18. Особенности расчета себестоимости на морском транспорте
- 4.3. Государственное регулирование транспортной деятельности.
- 4.19 Цены и ценообразование
- 4.По способу получения информации:
- 4.20.Управление финансами предприятия.
- 4.21. Финансовая стратегия предприятия.
- 4.23. Научно–технический прогресс (нтп)
- 4.24. Эффективность научно–технического прогресса (нтп)
- 4.25. Прогнозирование нтп на предприятии
- 4.26. Планирование нтп на предприятии.
- 4.27 Предприятия на грани кризиса
- 4.28 Банкротство
- 4.29. Защита предприятия от банкротства.
- 4.30. Стадии и признаки банкротства
- 3.12 Инвестиции и инвестиционная политика предприятия.
- 4.22. Внешнеэкономическая деятельность предприятия