logo
конечные шпоры

4.19 Цены и ценообразование

Теоретические основы цены

Проблемы стоимости и цены в процессе развития экономической науки были всегда объектом теоретической и идеологической борьбы.

Теория, утверждающая, что основа цены– стоимость, созданная трудом, получила название теории трудовой стоимости ( разработана В. Петти, А. Смитом. Д. Рикардо).К. Маркс, развивая эту теорию, довел ее до завершения, сделав вывод, что цена– это денежное выражение стоимости, а сама стоимость создается живым трудом наемных работников. Основное содержание марксистской теории трудовой стоимости заключается в обосновании положения , что в основе любых цен лежат трудовые стоимости, либо непосредственно ( как в простом товарном производстве), либо в превращенной форме (как в ценах капиталистического хозяйства) и в попытке от теории трудовой стоимости перейти к теории прибавочной стоимости, тем самым обосновав эксплуататорский характер капиталистического производства. Однако при этом не объяснялась связь между затратами живого труда и полезностью товара, который приобретается покупателями в первую очередь ради его полезности, а не потому, что на его изготовление затрачен труд.

В 70–х г.г XIX в. появляются новые варианты теории стоимости. получившие название теории предельной полезности. Согласно им в основе цены лежит полезность, степень которой субъективна для каждого участника обмена. Предельная полезность – та цена, по которой потребитель готов приобрести товар. Если оценка потребителя выше фактической цены, спрос на рынке превышает предложение и имеет место дефицит товаров. Если ниже –спрос отсутствует. Если же предельная полезность совпадает с ценой – на рынке равновесие.

Таким образом, в теории предельной полезности оценкам потребителя принадлежит решающая роль, а стоимость средств производства, стоимость труда, а, следовательно, издержки носят производственный характер от предельной полезности.

Решающее значение в эволюции теории стоимости сыграли идеи английского экономиста А.Маршалла, основоположника современного микроэкономического направления в экономической науке, в центре которого – изучение закономерностей определения цены на отдельных рынках. Маршалл отверг предпочтительное значение либо спроса, либо предложения, которые в соответствии с его теорией равнозначны.

Маршалл установил следующий простой механизм воздействия соотношения спроса и предложения на формирование цен товаров в условиях совершенной конкуренции. Спрос, как правило, при снижении цены растет, при ее росте – снижается; предложение в большинстве случаев с ростом цены растет и при снижении – падает. Поэтому устойчивая цена устанавливается в том случае, когда спрос уравнивается с предложением.

У Маршалла предельные полезности (соизмеренные в денежных единицах) выступают на рынке как максимальные цены, которые потребитель готов заплатить за то или иное благо (цены спроса). Минимальной ценой он считал цену предложения, по которой производитель готов поставить на рынок свой товар.

Новые идеи и концепции А. Маршалла явились тем фундаментом, на котором начала складываться современная экономическая наука, а теория цены, предложенная А. Маршаллом, в своем дальнейшем развитии составила ту часть науки, которая называется «Микроэкономика».

Ценообразующие факторы

Современные теории рассматривают цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов: спроса, потребительского выбора, предложения.

Под ценообразующими факторами понимаются такие обстоятельства или условия, которые являются непосредственной причиной изменения уровня и структуры цен. В условиях свободного ценообразования выделяются следующие ценообразующие факторы.

Факторы спроса. Среди данных факторов выделяют вкусы и предпочтения потребителей, размеры их денежных доходов и накоплений, потребительские свойства товара, его качественные характеристики.

В рыночной экономике право окончательного решения о том, какие товары будут покупаться, принадлежит покупателю. Поэтому фирма, управляемая рынком, должна в своих решениях исходить из цен, приемлемых для рынка.

С точки зрения потребительского выбора существует целый ряд причинных факторов или детерминантов важности цены имеющих психологический оттенок (эффект уникальной ценности, эффект осведомленности об аналогах, эффект трудности сравнения, эффект суммарных затрат и др.) Можно выделить девять причинных факторов, или детерминантов, важности цены.

Наиболее многочисленной является группа факторов предложения, определяющих цену предложения. Поскольку цена предложения в значительной степени определяется затратами на производство продукции, то к числу ценообразующих факторов в первую очередь относятся: концентрация производства, рост производительности труда, технический прогресс, снижение расходов сырья и стоимости рабочей силы на единицу выпускаемой продукции

Изменение издержек производства не сразу приводит к изменению цен. В течение некоторого времени те фирмы, на которых было достигнуто повышение производительности труда или внедрено то или иное техническое усовершенствование, будут получать сверхприбыль. Это особенно характерно для периода оживления и подъема, когда спрос на данную продукцию находится на высоком уровне и предприятиям не надо присматриваться к действиям конкурентов. В условиях же кризиса, когда спрос падает и конкуренция обостряется, цены начинают быстро снижаться.

Кроме названных факторов величины колебаний цен зависят от специфики производства и потребления, а также от длительности периода использования, Наиболее резко и быстро реагируют на изменение мировой конъюнктуры цены на сырье и потребительские товары длительного пользования, менее резко – цены на полуфабрикаты и на продукцию производственного назначения.

Еще один важный ценообразующий фактор – степень монополизации рынка. Чем она выше – тем выше уровень цен и меньше его колебания.

Наряду с рыночными долговременными ценообразующими факторами существуют кратковременные (сезонные колебания цен, колебания бюджетных котировок и т.п.)

Система цен

Несмотря на множество цен, действующих на рынке, все они взаимосвязаны, так как их объединяет единый процесс формирования затрат на производство, взаимосвязанность субъектов рынка и взаимозаменяемость всех элементов рыночного механизма.

В зависимости от классификационных признаков все цены можно разделить на группы. Д.э.н. Е. Л. Кантор дает следующую классификацию цен.

  1. По характеру обслуживающего оборота:

оптовые (цена реализации продукции предприятия) розничные (индивидуальные цены продажи).

2.В зависимости от государственного воздействия:

свободные (на основе спроса и предложения на рынке) и регулируемые (устанавливаемые органами управления: Президентом, Правительством, Федеральными органами исполнительной власти).

3.По способу фиксации:

твердые (постоянная), подвижные (предусмотренные в договоре), скользящие (пересматриваемые в издержках производства в процессе производства и оговоренные в договоре)