logo
конечные шпоры

4.25. Прогнозирование нтп на предприятии

Прогнозирование – это научно обоснованное предвидение развития социально–экономических и научно–технических тенденций.

Прогнозирование НТП на предприятии это нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития предприятия в технической области (техника, технология, продукция).

По содержанию различают прогнозы появления.

принципиально новых открытий и изобретений;

областей использования уже сделанных открытий;

новых конструкций, машин, оборудования, технологий и их распрост­ранения в производстве.

По времени прогнозы могут быть: краткосрочные (до 2–3 лет), средне­срочные (до 5–7 лет), долгосрочные (до 15–20 лет).

Три метода разработки прогноза:

Метод экстраполяции – перенесение закономерностей, сложившихся в науке и технике в предпрогнозный период, на будущее ( для науки и техники, изменяющихся интенсивным и экстенсивным путями).

Методы экспертных оценок основаны на статистической обработке прогнозных оценок, полученных путем опроса высококвалифицированных специалистов и экспертов в соответствующих областях ( для новых направлений науки и техники).

Имеются несколько методов экспертных оценок. Индивидуальный анкетный опрос выяснение независимого мнения экспертов. Метод "Дельфи " - проведение вторичного опроса после знакомства экспертов с первоначальными оценками своих коллег.

Методы моделирования – логические, информационные и математико–статистические – не получили широкого распространения.

Прогнозирование НТП включает в себя: