logo
Все лекции по макроэкономике для студентов КИГМ

Вопрос 2. Сущность рыночной структуры и ее основные типы

Важное место в микроэкономическом исследовании рынка занимает изучение экономического поведения фирм. Мотивы их деятельности, принимаемые решения, предложение товаров, механизм размещения ресурсов тесно связаны с условиями внешней экономической среды, в которой они функционируют.

Понятие конкуренции используется и для обозначения типа рыночной структуры. Поведение фирмы (предприятия) на рынке определяется типом рыночной структуры, в условиях которой она действует. Рыночная структура включает внутренние экономические связи: отношения между продавцами товаров, между покупателями товаров, между продавцами и покупателями.

Микроэкономическая теория выделяет различные типы рыночных структур, влияющих на поведение фирм и результаты их деятельности. Классификация рыночных структур базируется на концепции, получившей название "структура - поведение - результат".

Тип рыночной структуры зависит от количества фирм и их размеров; вида, характера производимой продукции, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее; доступности информации о ценах, нововведениях. Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития, долей и формами существующей конкуренции.

Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

Кроме основных типов рыночных структур существует еще множество других.

Таблица 3 - Характерные черты основных типов рыночных структур

Тип рыночной структуры

Число фирм

Тип продукта

Контроль над ценой

Условия вступления в отрасль

Чистая (совершенная) конкуренция

Очень большое

Стандартизированный

Отсутствует

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Монополистическая конкуренция

Много

Дифференцированный

Некоторый, но в довольно узких пределах

Сравнительно легкие

Олигополия

Несколько

Стандартизированный или дифференцированный

Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре

Наличие существенных препятствий

Чистая монополия

Одна

Уникальный, нет близких заменителей

Значительный

Блокировано