logo
Все лекции по макроэкономике для студентов КИГМ

Вопрос 1. Сущность конкуренции, ее виды и формы. Методы конкурентной борьбы

Конкуренция - форма экономической борьбы за максимальную реализацию личных интересов продавцов и покупателей товаров на рынке.

Понятие конкуренции используется в экономике в различных значениях. Конкуренция характеризуется как форма взаимного соперничества, при котором происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех субъектов рыночного хозяйства в плане как предложения, так и спроса на товары, услуги, средства производства и капиталы.

Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек трактовал конкуренцию как процедуру открытия. Он считал, что в процессе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, ранее не доступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях, не раскрытых пока возможностях общества. Конкуренция рассматривается также как важнейший элемент механизма рыночного регулирования либо как инструмент лишения или ограничения рыночной власти.

Конкуренция, как экономический процесс, охватывает все фазы общественного воспроизводства.

Выделяют следующие виды конкуренции:

  1. Внутриотраслевая;

  2. Межотраслевая;

  3. Ценовая;

  4. Неценовая;

  5. Конкуренция потребителей.