logo
Все лекции по макроэкономике для студентов КИГМ

Вопрос 3. Понятие совершенной конкуренции

Рыночная структура - сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д. Мы рассмотрим структуру рынков с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости.

Термины "совершенная конкуренция», "совершенный рынок" были введены в научный оборот во второй половине XIX в. К числу авторов, впервые использовавших понятие совершенного рынка, относится У. Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.

Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм-продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путем изменения объема производства. Цена навязана фирме-производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт.

Рассмотрим поведение фирмы (предприятия) в условиях совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция - это экономическая ситуация, в которой:

1. Никакая отдельная единица, выступающая, в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара;

2. Никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она "очищена" от любых ограничений или монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции» по определению, привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее (экзогенно) заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии фирмы (предприятия), отрасли как результате, предшествовавшем конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.

Модель совершенного рынка основывается на том, что его основные субъекты действуют в соответствии с экономическими принципами.