Вопрос 4. Зарождение классической экономической школы. Классическая модель ж.Б. Сея. Совокупный спрос и совокупное предложение
Первое направление, исследующее механизм равновесия экономической системы, связано с классической экономической школой. Она зародилась на первых этапах развития капитализма. В тот период рынок медленно насыщался, не приводя к кризисам перепроизводства. Классики считали, что рынок способен сам, без экономических спадов восстанавливать равновесие. Эта мысль образно была выражена А. Смитом как закон «невидимой руки», который распределяет ресурсы сообразно потребностям общества и спросу, создавая тем самым порядок среди хаоса экономической жизни. Общество защищено от спада, поскольку механизм саморегулирования приводит объем выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости. Если экономика сама справляется со своими проблемами, то государственное вмешательство в хозяйственные процессы должно быть сведено к минимуму, обеспечивающему развитие страны как единого целого.
Классическая модель рассматривается как сложная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, каждая из которых характеризует состояние того или иного рынка. После завершения анализа каждого из рынков определяются условия микроэкономического равновесия и вырабатываются практические рекомендации по его сохранению и поддержанию.
Основой классической модели является модель Ж.Б. Сея, предполагающая равенство совокупного спроса и совокупного предложения (рис. 14.1). Если отложить показатели совокупного спроса AD и совокупного предложения AS на осях координат, то можно получить графическую базу для изучения уровня и динамики общественного производства, характеристики совокупного спроса и совокупного предложения, определения условий общего равновесия экономики.
Рис. 1. Реальный объем производства
В современных условиях реальный объем производства обычно характеризуют при помощи показателей валового национального продукта, или национального дохода. Однако для оценки состояния и перспектив развития экономики не так важен абсолютный размер ВНП, как темпы его роста. Поэтому по горизонтали откладывают годовые темпы прироста ВНП, или национального дохода (см. рис. 1). По вертикали ведут отсчет дефлятора ВНП, или годовых темпов прироста цен. Таким образом, полученная система координат дает представление как о количестве материальных благ в обществе, так и о средней цене (уровне цен) этих благ, что в итоге позволяет строить кривые спроса и предложения применительно к национальной экономике в целом.
Совокупный спрос показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.
Совокупное предложение — это уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен.
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения дает точку общего экономического равновесия.
Аналогично основным выводам из микроэкономики макроэкономический анализ позволяет заключить, что более высокие цены создают стимулы к расширению производства, и наоборот.
Одновременно рост цен при прочих равных условиях ведет к снижению уровня совокупного спроса. В нашем примере равновесие экономики достигается при нулевой инфляции и 4%-ном годовом приросте реального ВНП. Такое состояние экономики можно считать оптимальным. В действительности равновесие может происходить в условиях, весьма далеких от идеальных.
- Тема 1. Деньги. Денежное хозяйство
- Вопрос 1. Сущность денег и их функции
- Вопрос 2. Бартер и товарные деньги
- Вопрос 3. Металлические деньги
- Вопрос 4. Бумажные деньги
- Вопрос 5. Денежные агрегаты
- Вопрос 6. Наличный и безналичный денежные обороты
- Вопрос 7. Понятие денежной системы, ее типы и элементы
- Вопрос 8. Количественная теория денег
- Вопрос 9. Кейнсианская теория денег
- Вопрос 10. Кейнсианская концепция спроса на деньги
- Вопрос 11. К. Маркс и и. Фишер о количестве денег в обращении
- Вопрос 12. Портфельная теория денег
- Вопрос 13. Предложение денег
- Тема 2. Кредитные деньги. Денежно-кредитная система государства
- Вопрос 1. Сущность кредита и кредитных отношений, стадии движения кредита
- Вопрос 2. Функции и задачи кредита
- Вопрос 3. Классификация кредитов
- 1) По экономическому характеру объектов кредитования:
- Вопрос 4. Кредитная система государства
- Вопрос 5. Сущность кредитных денег
- Вопрос 6. Сущность векселя, его виды и свойства
- Вопрос 7. Банкнота как разновидность кредитных денег
- Вопрос 8. Чек как разновидность кредитных денег. Его виды и свойства
- Вопрос 9. Кредитные карточки
- Вопрос 10. Электронные деньги
- Вопрос 11. Электронные платежи
- Тема 5. Теория и практика налогооболожения
- Вопрос 1. Сущность налогов и их элементы. Ставки налогов
- Вопрос 2. Виды налогов
- Вопрос 3. Принципы налогообложения а. Смита
- Вопрос 4. Концепции налогообложения и их характеристика
- Вопрос 4. Кривая Лаффера
- Вопрос 6. Особенности современной российской системы налогообложения
- Вопрос 7. Основные виды налогов в Российской Федерации
- Тема 4: «собственность и рыночная экономика»
- Вопрос 1. Сущность собственности. Отношения собственности Собственность в экономическом и юридическом смыслах
- Вопрос 2. Собственность в экономическом и юридическом смыслах
- Владелец
- Пользователь
- Распорядитель
- Вопрос 3. Многообразие видов собственности в рыночной экономике. Формы собственности
- Вопрос 4. Частная собственность как основа рыночного хозяйства
- Вопрос 5. Формы предпринимательской деятельности
- Вопрос 6. Разгосударствление и приватизация
- Вопрос 7. Теория прав собственности р. Коуза
- Тема 8. Рынок капитала
- Вопрос 1. Первоначальное накопление капитала
- Вопрос 2. Рынок капитала и ссудный процент. Ссудный капитал. Формула движения ссудного капитала. Норма ссудного процента
- Вопрос 3. Источники формирования ссудного капитала
- Вопрос 4. Предпринимательский доход как реализация экономического интереса предпринимателя
- Вопрос 5. Рынок капитальных активов. Дисконтирование
- Вопрос 6. Рынок ценных бумаг и его функции
- Вопрос 7. Виды ценных бумаг
- Вопрос 8. Акции и их виды
- Вопрос 9. Фондовая биржа и ее функции
- Тема 9. Рынок земли
- Вопрос 1. Земля как фактор производства
- Вопрос 2. Закон убывающей отдачи
- Вопрос 3. Аренда земли и арендная плата
- Вопрос 4. Сущность ренты. Земельная рента. Абсолютная рента
- Вопрос 5. Земельная рента как факторный доход. Квазирента
- Вопрос 6. Дифференциальная земельная рента
- Вопрос 7. Спрос и предложение земли
- Вопрос 9. Цена земли
- Вопрос 10. Государственная и частная собственность на землю: понятие и виды
- Вопрос 11. Рынок земли России в новых экономических условиях
- Тема 11. Предприятие в условиях совершенной конкуренции
- Вопрос 1. Сущность конкуренции, ее виды и формы. Методы конкурентной борьбы
- Вопрос 1а. Сущность и сравнительная характеристика внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции
- Вопрос 2. Сущность рыночной структуры и ее основные типы
- Вопрос 3. Понятие совершенной конкуренции
- Вопрос 4. Совершенно конкурентные рынки и условия их существования. Совершенно конкурентная фирма
- Вопрос 5. Рынок совершенной конкуренции и его преимущества
- Вопрос 6. Недостатки рынка совершенной конкуренции
- Вопрос 7. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции. Отраслевая кривая спроса
- Вопрос 8. Валовой, средний, предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции
- Вопрос 9. Краткосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы, максимизирующей прибыль
- Вопрос 10. Краткосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы, минимизирующей убытки
- Вопрос 11. Предложение фирмы и отрасли в краткосрочном периоде
- Вопрос 12. Поведение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
- Вопрос 13. Варианты изменения отраслевого предложения
- Вопрос 14. Основные положения равновесия совершенно конкурентной фирмы
- Тема 14. Макроэкономическое равновесие: его виды и модели
- Вопрос 1. Сущность макроэкономического равновесия. Идеальное и реальное равновесие. Частное и общее равновесие
- Вопрос 2. Экономическая система как взаимосвязь различных субъектов хозяйствования
- Вопрос 3. Сбалансированность, или равновесие как характеристика состояния экономической системы. Полное экономическое равновесие. Важнейшие совокупные показатели (или агрегаты) и их виды
- Вопрос 4. Зарождение классической экономической школы. Классическая модель ж.Б. Сея. Совокупный спрос и совокупное предложение
- Вопрос 5. Классический закон Сэя
- Вопрос 6. Рынок труда. Равновесие на рынке труда
- Вопрос 7. Равновесие на денежном рынке
- Вопрос 8. Экономическая система (модель) Вальраса
- Вопрос 8. Оптимум Парето
- Вопрос 9. Кейнсианская модель общего экономического равновесия
- Вопрос 10. Межотраслевой баланс в. Леонтьева
- Тема 15. Совокупный спрос и совокупное предложение
- Вопрос 1. Сущность совокупного спроса. Структура совокупного спроса
- Вопрос 2. Кривая совокупного спроса ad
- Вопрос 3. Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос
- Вопрос 4. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Три сегмента кривой совокупного предложения
- Вопрос 5. Особенности экономического подъема российской экономики на рубеже хх-ххi веков
- Тема 20. Социальная политика и распределение доходов
- Вопрос 1. Социальная направленность рыночной экономики
- Вопрос 2. Социальная политика государства и ее основные направления
- Вопрос 3. «Шведская модель государства благосостояния»
- Вопрос 4. Сущность доходов, их формы и источники. Кривая Лоренца и коэффициент Джини
- Вопрос 5. Политика выравнивания доходов
- Вопрос 6. Неравенство доходов и его причины
- Тема 22. Международная валютная система и валютный курс. Платежный курс.
- Вопрос 1. Национальные и мировая валютные системы
- Вопрос 2. Валютные курсы
- Вопрос 3. Влияние изменения курсов валют на различных субъектов рынка
- Вопрос 4. Государственное регулирование валютного курса
- Вопрос 5. Конвертируемость валют, ее значение
- Вопрос 6. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере