logo
Все лекции по макроэкономике для студентов КИГМ

Вопрос 4. Зарождение классической экономической школы. Классическая модель ж.Б. Сея. Совокупный спрос и совокупное предложение

Первое направление, исследующее механизм равновесия экономической системы, связано с классической экономической школой. Она зародилась на первых этапах развития капитализма. В тот период рынок медленно насыщался, не приводя к кризисам перепроизводства. Классики считали, что рынок способен сам, без экономических спадов восстанавливать равновесие. Эта мысль образно была выражена А. Смитом как закон «невидимой руки», который распределяет ресурсы сообразно потребностям общества и спросу, создавая тем самым порядок среди хаоса экономической жизни. Общество защищено от спада, поскольку механизм саморегулирования приводит объем выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости. Если экономика сама справляется со своими проблемами, то государственное вмешательство в хозяйственные процессы должно быть сведено к минимуму, обеспечивающему развитие страны как единого целого.

Классическая модель рассматривается как сложная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, каждая из которых характеризует состояние того или иного рынка. После завершения анализа каждого из рынков определяются условия микроэкономического равновесия и вырабатываются практические рекомендации по его сохранению и поддержанию.

Основой классической модели является модель Ж.Б. Сея, предполагающая равенство совокупного спроса и совокупного предложения (рис. 14.1). Если отложить показатели совокупного спроса AD и совокупного предложения AS на осях координат, то можно получить графическую базу для изучения уровня и динамики общественного производства, характеристики совокупного спроса и совокупного предложения, определения условий общего равновесия экономики.

Рис. 1. Реальный объем производства

В современных условиях реальный объем производства обычно характеризуют при помощи показателей валового национального продукта, или национального дохода. Однако для оценки состояния и перспектив развития экономики не так важен абсолютный размер ВНП, как темпы его роста. Поэтому по горизонтали откладывают годовые темпы прироста ВНП, или национального дохода (см. рис. 1). По вертикали ведут отсчет дефлятора ВНП, или годовых темпов прироста цен. Таким образом, полученная система координат дает представление как о количестве материальных благ в обществе, так и о средней цене (уровне цен) этих благ, что в итоге позволяет строить кривые спроса и предложения применительно к национальной экономике в целом.

Совокупный спрос показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

Совокупное предложениеэто уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен.

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения дает точку общего экономического равновесия.

Аналогично основным выводам из микроэкономики макроэкономический анализ позволяет заключить, что более высокие цены создают стимулы к расширению производства, и наоборот.

Одновременно рост цен при прочих равных условиях ведет к снижению уровня совокупного спроса. В нашем примере равновесие экономики достигается при нулевой инфляции и 4%-ном годовом приросте реального ВНП. Такое состояние экономики можно считать оптимальным. В действительности равновесие может происходить в условиях, весьма далеких от идеальных.