Политика социальной защиты, защиты здоровья и экономической безопасности населения
Следующая структурная составляющая социальной политики – политика социальной защиты. Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально–экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.
Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).
Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.
Главными принципами, которые лежат в основе политики социальной защиты, являются:
гуманность;
всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально–демографическим слоям и группам населения;
адресность защиты;
гибкость системы;
интеграция различных частей в единую систему;
надежность ресурсного обеспечения проводимых мер.
Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.
Методы социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период, являются следующие.
Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).
Например, социальная помощь гражданам, пострадавшим от Чернобыльской аварии, в Республике Беларусь законодательно поставлена в зависимость от степени загрязнения зоны радионуклеидами (этих зон – 5). При этом социальная помощь осуществляется в целом ряде форм: компенсации, льготы, пенсии, денежные пособия, пособия в натуральной форме, медицинская помощь.
Социальное страхование – система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.
Социальное попечительство – метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).
Социальная поддержка – способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.
Социальное обслуживание – система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально–медицинских услуг на дому, и социально–бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.
Однако условия и особенности переходного периода, когда резко усиливается поляризация доходов и положения населения, нарастает распространенность бедности, когда на фоне социальных стрессов резко ухудшается здоровье населения, требуют усиления системы социальной защиты.
Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения – еще одна составляющая социальной политики, кстати, еще не выделяемая в самостоятельную ни теоретически, ни практически.
Две крупнейшие социальные проблемы: 1) тенденция депопуляции населения страны в переходных условиях и 2) растущая опасность экологической катастрофы – при их соединении способны поставить историческую «точку» не только в решении задач переходного этапа, но и в самом существовании населения страны, региона и даже Земли в целом.
Главными причинами депопуляции являются снижение рождаемости с одновременным ростом смертности населения. Причем, по заключениям специалистов, последний фактор действует на 1/3 сильнее первого. Рост смертности обусловлен, в свою очередь, следующим:
ухудшением здоровья в связи с ухудшением экономического положения людей;
длительным социальным стрессом;
ростом заболеваемости тяжелыми болезнями (сердечно–сосудистые, онкологические, туберкулез, гепатиты, психические и т.д.);
ростом младенческой смертности;
повышенной смертностью мужского населения неестественной этиологии (алкоголизм, наркомания, самоубийства и т.д.).
К тому же следует учесть, что каждый человек как личность, как совокупность способностей уникален. Поэтому потери населения становятся безвозвратными для страны и, как свидетельствует история, они долгим «эхом» отзываются потом на судьбе народов. Без населения, без его активной поддержки никакие переходные задачи, особенно трансформационного типа, просто неосуществимы.
Это же можно сказать и об экологической безопасности. Если ее не обеспечить (если дышать людям нечем и питьевой воды нет) – социально – экономическая перестройка обречена на провал.
Вот почему защита здоровья населения и обеспечение его экологической безопасности должны стать еще одной, притом важнейшей составной частью социальной политики государства в переходный период. Однако особенности переходного периода и слишком высокая цена неудач социальной политики в это время выдвигают важнейшую общую задачу – научную разработку социальной стратегии. Социальная стратегия – это внутренняя, общая и долговременная основа всей социальной политики.
Главными функциями социальной стратегии можно считать:
выявление главной целевой направленности социальной политики;
обеспечение комплексности, внутренней непротиворечивости всех звеньев социальной политики.
Чтобы социальная стратегия переходного периода была способна выполнить свои функции, она должна устойчиво опираться на ряд общих принципов, учитывающих специфику переходного периода. Основными из них можно назвать следующие:
принцип сочетания социальной защиты, социальной поддержки и социального либерализма в связи с разной степенью социальной адаптации разных слоев населения к переходным условиям;
принцип сочетания предпринимательской и трудовой мотивации всех слоев населения, что обеспечивается ростом престижа образованности и профессионализма, вертикальной мобильностью и, что особенно важно, соответствующей системой оплаты труда;
принцип сочетания государственной и негосударственной общественной благотворительной деятельности, опирающейся на общие ценности человеческой солидарности, доброты и взаимопомощи;
принцип маятниковости, при котором возможна и необходима смена приоритетов социальной политики, ее гибкая реакция на быстрые смены ситуаций в переходный период в условиях общей недостаточности финансовых средств.
Весьма непростые усилия по разработке и реализации строго выверенной социальной стратегии и социальной политики окупятся величайшей ценностью переходного этапа – социальной устойчивостью общества.
- Система открытого образования
- Макроэкономика
- Тема 1. Предмет и метод макроэкономического анализа 7
- Тема 2. Национальная экономика: понятие, цели и структура 19
- Тема 3. Национальный продукт и измерение макроэкономической деятельности 33
- Тема 9. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is-lm 188
- Тема 10. Социальная политика государства 205
- Тема 11. Выбор моделей макроэкономической политики государства 239
- Тема 1. Предмет и метод макроэкономического анализа Лекция 1.
- Макроэкономика как раздел экономической науки
- Методологические и методические особенности макроэкономического анализа
- Макроэкономические модели
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Национальная экономика: понятие, цели и структура Лекция 2.
- Национальная экономика: понятие и основные цели
- Структура национальной экономики и ее виды
- Система макроэкономических пропорций и их сбалансированность
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Национальный продукт и измерение макроэкономической деятельности Лекция 3.
- Понятие национального продукта и методологические основы его измерения через систему национальных счетов
- Особенности измерения национального продукта по марксистской методологии
- Характеристика макроэкономических показателей по системе национальных счетов
- Основные макроэкономические тождества
- Национальное богатство: сущность, структура и факторы роста
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления Лекция 4.
- Экономический цикл: понятие, фазы, причины и типы
- Сущность, структура и концепция занятости населения
- Содержание, виды, типы и измерение безработицы
- Инфляция: сущность, причины, виды и последствия
- Взаимосвязь между безработицей и инфляцией: кривая Филлипса
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Финансовая система и бюджетно–налоговая политика Лекция 5.
- Финансовая система: понятие, структура и функции
- Сущность и структура государственного бюджета
- Сущность и принципы налогообложения. Система налогов
- Бюджетный дефицит и государственный долг
- Сущность и виды бюджетно-налоговой политики
- Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Денежная система и денежный рынок Лекция 6.
- Денежная система: понятие, структура и типы
- Денежный рынок. Классическая и кейнсианская теория спроса на деньги
- Модель предложения денег. Денежный мультипликатор
- Равновесие на денежном рынке
- Рынок ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Кредитно-банковская система и денежно-кредитная политика Лекция 7.
- Кредитно-банковская система
- Банковский кредит и его формы
- Денежно-кредитная политика. Цели и инструменты
- Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой
- Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке Лекция 8.
- Совокупный спрос и совокупное предложение: понятия, структура и факторы, их определяющие
- Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (ad-as)
- Совокупное потребление и совокупное сбережение
- Потребление, сбережения, инвестиции в системе макроэкономического равновесия
- Механизм достижения макроэкономического равновесия при помощи креста Кейнса
- Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is-lm Лекция 9.
- Модель is-lm и макроэкономическое равновесие
- Относительная эффективность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
- Вывод кривой совокупного спроса из модели is-lm и экономическая политика при изменениях уровня цен
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Социальная политика государства1 Лекция 10.
- Социальные ориентиры экономики и социальная политика
- Доходы населения и механизмы их распределения
- Государственное регулирование распределения доходов
- Политика обеспечения занятости и политика социальных гарантий
- Политика социальной защиты, защиты здоровья и экономической безопасности населения
- Социальная политика в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Выбор моделей макроэкономической политики государства Лекция 11.
- Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях
- Проблемы осуществления стабилизационной политики: активная и пассивная политика государства
- Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика
- Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
- Сценарии социально-экономического развития Республики Беларусь
- Контрольные вопросы
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.