logo
макроэкономика

Совокупное потребление и совокупное сбережение

Оптимизация макроэкономических пропорций достигается через механизм спроса и предложения. Рассмотрим проблему согласования спроса и предложения применительно к владельцам капитала и рабочей силы.

Фирмы, администрация которых выступает в качестве представителей капитала, производят продукцию, выручают за это деньги и предъявляют спрос на рабочую силу. Работники предлагают свою рабочую силу, получают за это вознаграждение и предъявляют спрос на произведенную продукцию. На основе взаимодействия фирм и домашних хозяйств на рынке товаров и услуг складывается пропорция деления ВНП на потребление и сбережение.

Совокупное потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ, направленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. В стоимостной форме — это та сумма денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг. Таким образом, все, что не относится к сбережениям, не уходит в виде налога, не находится на заграничных счетах—это потребление. Люди склонны откладывать потребление сегодня в надежде, что потребление в будущем принесет им больше полезности, чем в настоящем. Первичной ячейкой потребления выступает семья. В ней формируются объем и структура потребления. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.

Потребление населенияодин из главных компонентов, определяющих развитие экономики. На потребительские расходы приходится от 2/3 до 3/4 валового внутреннего продукта. Они формируют потребительское поведение, которое является своеобразным индикатором циклического развития экономики.

Совокупное сбережение это отсроченное потребление или та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется. Оно равно разнице между доходами и текущим потреблением. Сбережение — это процесс, который связан с обеспечением в будущем производственных и потребительских нужд. Следовательно, сбережение — это экономический процесс, связанный с инвестированием: часть дохода, которая остается неиспользованной при затратах на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается. Сбережения осуществляются как фирмами, так и домашними хозяйствами. Фирмы сберегают для инвестирования — на расширение производства и увеличение прибыли. Домашние хозяйства сберегают по ряду причин, среди которых: мотивы обеспечения старости и передачи состояния детям, накопление средств для покупки земли, недвижимости и дорогостоящих предметов длительного пользования. Сбережение и инвестирование осуществляются независимо друг от друга, разными экономическими субъектами и вследствие разных причин. Кроме того, выделяют еще:

Каким образом доход распределяется на потребление и сбережение? Отвечая на этот вопрос, важно прежде всего дать характеристику общих свойств функции потребления. Она показывает отношение потребительских расходов к доходу в их движении.

Личное потребление домашних хозяйств С образует важнейшую составляющую часть эффективного спроса. Но если вспомнить, что сбережение S представляет собой превышение дохода над потребительскими расходами, то станет ясно, что, анализируя факторы, определяющие потребление, мы одновременно рассматриваем и факторы, от которых зависит сбережение:

Y = C + S.

Данное уравнение показывает, что часть доходов (Y) идет на личное потребление С, а избыток принимает форму сбережений S. Вместе с тем расходы общества могут быть представлены, с одной стороны, как спрос на потребительские нужды С, а с другой — на инвестиционные I:

Y = C + I.

Характеризуя соотношение между объемом национального дохода и расходами на потребление, Д. Кейнс отмечал, что уровень потребления зависит от уровня дохода. «Психология общества такова, — писал Кейнс, — что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой же мере, в какой растет доход» (Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. С. 80). В формализованном виде потребление можно выразить следующей функцией:

С = С (Y).

Однако доход является основным фактором, определяющим не только потребление, но и сбережения:

S = S (Y).

Исследованиями установлено, что потребление и сбережение движутся в том же направлении, что и доход. Изменения величины потребления и сбережения по мере роста дохода характеризуются понятиями «средняя склонность к потреблению и сбережению» и «предельная склонность к потреблению и сбережению».

Средняя склонность к потреблению (АРС — от англ. average propensity to consume) показывает отношение объема потребления к доходу:

Средняя склонность к сбережению (APS — от англ, average propensity to saving) характеризует отношение объема сбережения к объему дохода:

Однако доход не является постоянным, он меняется, поэтому потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой предельной склонности к потреблению (МРС).

Предельная склонность к потреблению выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало. Математически это выглядит так:

Эта модель показывает нам, какая часть дополнительного дохода уходит на приращение потребления. Как определить МРС? Для этого рассмотрим данные табл. 8.1.

Таблица 8.1.

Потребление и сбережение в условных денежных единицах (у.д.е.)

Ггруппа

Годовой доход на члена семьи до уплаты налогов, у.д.е. (Y)

Расходы на потребление, у.д.е. (С)

Сбережения, у.д.е. (S)

А

600

-650

-50

Б

900

900

0

В

1200

1140

60

Г

1800

1670

130

Д

2400

2205

195

Е

3000

2607

393

В первой колонке расположены группы семей в зависимости от уровня среднедушевого годового дохода. При переходе от группы Б к группе В доход вырос на 300 ден. ед., т.е. от 900 до 1200 ден. ед. Потребление при этом выросло всего на 240 ден. ед., с 900 до 1 140 ден. ед. Таким образом, удельный вес потребления в приращении дохода можно рассчитать следующим образом: 240 : 300 = 0,8, т. е. при переходе от группы Б к группе В из каждой дополнительной ден. ед. дохода 80 % идет на потребление и 20 % на сбережение, предельная склонность к потреблению на этом отрезке равна 0,8. Аналогичным образом рассчитывается МРС при переходе от любого уровня доходов к следующему.

Абсолютно растут и потребление, и сбережение, но относительная доля потребления все более и более сокращается, а доля сбережений растет. Итак, согласно «основному психологическому закону», величина предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей:

Отсюда следуют выводы:

Потребление и сбережение подобны двум зеркалам, т.е. аналогичным образом мы можем рассмотреть предельную склонность к сбережению (MPS). Предельная склонность к сбережению представляет собой отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:

При переходе от группы Б к группе В доход вырос на 300 ден. ед., а величина сбережений всего лишь на 60 ден. ед. Следовательно, предельная склонность к сбережению будет равна 0,2 (60 : 300 = 0,2).

Легко заметить, что если С + S = Y (т.е. совокупный доход распадается на потребление и сбережение), то С + S = Y . Тогда сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:

МРС + MPS = 1

Следовательно, МРС = 1 – MPS и MPS = 1 – MPС.

Определив функцию потребления и сбережения, можем теперь аргументировано доказать, что центральным фактором, влияющим на их уровни, является доход. Как правило, по мере роста дохода растут как потребление, так и сбережение населения. При этом в условиях стабильного экономического роста МРС имеет тенденцию к снижению, a MPS — к росту. В условиях же инфляции наблюдается иной процесс, а именно МРС приобретает тенденцию к увеличению, a MPS — к уменьшению. При нестабильности экономического положения, отсутствии защищенности вкладов от инфляции население начинает увеличивать потребление, особенно товаров длительного пользования. Своеобразным видом сбережения в таких условиях является приобретение населением таких товаров, как ювелирные изделия, меха, машины, дачи и т.п.

Помимо этих факторов на потребление и сбережения могут влиять:

М акроэкономический подход предполагает построение функции потребления и сбережения на уровне общества. Используя исходные данные таблицы, обратимся к графическому анализу склонности к потреблению. Функция потребления представлена на рис. 8.8. Как строится этот график? На оси абсцисс откладывается располагаемый доход. На оси ординат — расходы на потребление. Если бы расходы на потребление в точности соответствовали доходам, то это бы отражала любая точка, лежащая на прямой, проведенной под углом 45°.

Но в действительности такого совпадения не происходит и только часть доходов расходуется на потребление. Поэтому кривая потребления отклоняется от линии 45° вниз. Место пересечения линии 45° и кривой потребления в точке Б означает уровень нулевого сбережения. Слева от этой точки можно наблюдать отрицательное сбережение. В данном случае расходы превышают доходы. А справа — сбережение положительное.

Величина потребления определяется расстоянием от оси абсцисс до кривой потребления, а величина сбережения — расстоянием от кривой потребления до линии 45°. Например, при доходе в 2400 ден. ед. ситуация складывается следующим образом: отрезок Д1Д показывает размеры потребления, а отрезок ДД2размеры сбережения.

Аналогичным образом рассматривается и функция сбережения, которая является производной от функции потребления. Функция сбережения показывает отношение сбережений к доходу в их движении (рис. 8.8). Поскольку сберегаемое есть та часть дохода, которая не потребляется, то график сбережения дополняет график потребления. Это обусловлено тем, что сбережение и потребление в сумме дают величину дохода.

Как строится график сбережения? Для этого нужно проделать ряд несложных операций: во-первых, представить ось абсцисс на рис. 8.9. как линию 45° из рис. 8.8.; во-вторых, можно на линии 45° из рис. 8.8. расположить зеркало — отраженный там график и будет изображением сбережения на рис. 8.9. Точка Б — это уровень дохода, когда сбережение равно нулю. Ниже ее — отрицательное сбережение, выше ее — положительное сбережение.

Предельная склонность к потреблению МРС, как отмечалось выше, отражает размер дополнительного потребления, вызванного дополнительным доходом. На графике это выражается в наклоне кривой потребления: крутой наклон означает высокую МРС, а плавный наклон — низкую МРС. МРС есть не что иное, как выражение крутизны наклона линии потребления. Возвращаясь к графику потребления, можно сделать заключение, что чем больше склонность к потреблению, тем больше линия потребления будет приближаться к линии 45° и, соответственно, наоборот, чем ниже склонность к потреблению, тем дальше линия потребления от линии 45°.