Понятие национального продукта и методологические основы его измерения через систему национальных счетов
Национальный продукт является результатом функционирования экономики страны, деятельности ее хозяйствующих субъектов. Процесс создания и движения национального продукта можно представить в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между хозяйствующими субъектами, внутри единого народнохозяйственного кругооборота, приведенного во второй главе (см. рис. 2.1.). Анализ движения этих встречных потоков показывает, что поток денег включает в себя два потока – доходов и расходов, каждый из которых равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе. Поэтому, измерив поток денежных доходов или расходов, можно определить стоимость произведенных в стране товаров и услуг, т.е. рассчитать национальный продукт.
Таким образом, национальный продукт в натурально–вещественной форме представляет собой совокупность всех товаров и услуг, созданных в данной стране за определенный период времени (обычно за год), а в денежной форме – общую стоимость этих товаров и услуг. Он является важнейшим показателем состояния экономики страны, отражающим ее экономический потенциал, уровень жизни населения, действенность методов экономической и социальной политики.
Национальный продукт измеряется с помощью статистических показателей, дающих информацию об объемах, структуре, динамике и тенденциях развития экономики страны. Первые попытки измерения национального продукта были предприняты давно. К ним можно отнести экономические таблицы Ф. Кенэ и его последователей – физиократов. В классической школе, а затем и в марксистской политэкономии для этой цели использовались математические модели и схемы. В них в основном отображались процессы и пропорции распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода с точки зрения теории воспроизводства. С развитием кейнсианства, которое опиралось на комплексный, макроэкономический анализ экономики, сложилась система количественных оценок объема национального продукта.
В настоящее время существуют различные методы определения объема национального продукта. В СССР этот показатель рассчитывался на основе баланса народного хозяйства, базирующегося на трудовой теории стоимости и представлении о материальном производстве как единственном источнике национального дохода. В балансе не получили должного отражения и фактически не учитывались целые блоки народного хозяйства: сфера услуг; финансы государства, денежно–кредитная система. Кроме того, данная методика расчета национального продукта значительно отличалась от международной. Подобный подход к определению объема национального продукта был характерен и для других стран с планово–регулируемой экономикой, использующих марксистскую теорию воспроизводства и теорию трудовой стоимости. Поэтому национальный продукт в этих странах рассчитывался как сумма товаров и услуг, производимых только в отраслях материального производства.
В большинстве развитых и развивающихся стран национальный продукт представляет собой сумму товаров и услуг, производимых во всех отраслях экономики. Он рассчитывается по системе национальных счетов (СНС), которая представляет взаимоувязь показателей развития экономики на макроуровне. СНС представляет собой способ упорядочения сбора, описания и увязки статистикой информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.
Основной целью использования СНС является описание макроэкономических показателей, характеризующих результаты и пропорции экономического развития страны для обеспечения комплексного анализа процесса создания национального продукта и национального дохода. Система национальных счетов зародилась в 30–е годы ХХ века и сформировалось к 49–50 годам в наиболее развитых государствах и сейчас применяется в 150 странах мира. В основе этой системы лежит учение английского экономиста Дж. М. Кейнса об экономическом обороте. Непосредственным же создателем СНС является ученик Кейнса, профессор Кембриджского университета Ричард Стоун.
Причиной возникновения СНС явилась потребность правительств в информации макроэкономического характера, необходимой для экономического анализа, разработки направлений экономической политики, принятия решений, направленных на регулирование рыночной экономики. Однако созданные СНС в отдельных странах существенно различались между собой, так как они сформировались на основе сложившихся национальных статистических и поэтому вошли в противоречие с объективными информационными потребностями в процессе сопоставления экономических показателей различных стран. В итоге возникли трудности в принятии хозяйственных и политических решений на международном и национальном уровне, а также в образовании и использовании бюджетов международных организаций. С целью преодоления возникших проблем статистическая комиссия ООН, обобщив опыт развития стран, разработала в качестве международного стандарта единую методику составления СНС. В 1993 г. эта же комиссия одобрила новую, пересмотренную систему национальных счетов, которую большинство стран мира посчитало необходимым внедрить в ближайшие годы.
СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране. С ее помощью можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.
Особенностью СНС является ее всеобъемлющий характер. Во–первых, она учитывает деятельность всех участников процесса производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободной профессии, наемной прислуги и т.д. Во–вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, стадии производственного процесса, его активы и пассивы.
В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики здесь относятся хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в 6 секторов:
1) нефинансовые предприятия – производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги (кроме финансовых). В этот сектор входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные общества и другие фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие услуги. Кроме того, сюда включают ремесленников, самостоятельных работников (частных врачей, юристов и др.), предпринимателей;
2) финансовые учреждения и организации – коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы домашних хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды;
3) государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли–продажи:
органы государственного управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства);
государственные финансово–кредитные организации (национальный банк, государственные финансовые компании, налоговые инспекции и др.);
другие государственные учреждения;
4) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Главная особенность таких организаций заключается в том, что их деятельность не финансируется и не контролируется государством. К ним относятся различные общественные фонды, партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;
5) домашние хозяйства. В эту группу входят собственно домашние хозяйства и лица, выполняющие экономические операции для обеспечения своей жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.);
6) заграница (остальной мир) – все экономические агенты за границей, осуществляющие операции с субъектами внутри страны.
При анализе секторов необходимо указать на особый характер связи, осуществляемой между ними посредством экономических операций. Под операцией в СНС подразумевают экономическое действие по взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации экономической стоимости. Различают операции между институциональными единицами и операции внутри институциональных единиц. К последним относятся строительство жилого дома, производство автомобиля, выпечка хлеба, выдача банком ссуды.
По характеру осуществления экономические операции разделены на:
а) операции, реализуемые на компенсационной основе, т.е. когда поток товаров и услуг имеет встречный ему – денежный;
б) трансферты, имеющие одностороннюю направленность. Примерами могут служить налоги, штрафы, рента, процент и т.д. Если же в основу классификации экономических операций положить иной критерий – характер связи экономических субъектов, то можно выделить три основные группы операций:
с материальными благами и услугами. Эти операции охватывают экономические процессы производства, распределения и обмена материальных благ и услуг (производство, импорт, инвестиции и др.). Они отражаются на счетах производства, потребления и капиталообразования в форме таких показателей, как продукция, потребление, валовые капитальные вложения и др.;
по распределению доходов между секторами (заработная плата, дивиденды и др.);
финансовые операции (с ценными бумагами, валютой, по изменению денежных активов и пассивов).
Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый позволяет сопоставить инвестиции и сбережения, дать количественную оценку созданию, распределению и конечному использованию национального дохода. Второй предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями, отображаемого в таблицах «затраты – выпуск» В. Леонтьева. Третий блок представляет собой счета потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.
Следует отметить, что СНС базируется на принципах теории равновесия и бухгалтерских балансов. Теория равновесия основывается на следующих постулатах:
основой жизнедеятельности является рыночная экономика;
экономическая активность осуществляется в условиях совершенной конкуренции, а цены устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения;
основная цель производства – извлечение максимальной прибыли;
цель потребителя заключается в получении максимума полезности при минимуме затрат;
макроэкономическое равновесие является результатом равновесия спроса и предложения на рынке товаров и услуг.
Теория равновесия является базисом для построения балансов, так как она позволяет рассматривать любое экономическое явление как состояние взаимосвязанных величин, качественное выражение отношений между стоёронами какой–либо деятельности, которые должны друг друга уравновешивать. Само же понятие баланса представляет форму отчетности, отражающей в денежной форме наличие, размещение и источники средств хозяйственного субъекта. Баланс оформляется в виде двусторонней таблицы, где левая часть – актив – указывает на состав и размещение средств; а правая – пассив – показывает источники их формирования и целевое назначение. Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Это обеспечивается посредством двойной записи, т.е. каждая хозяйственная операция проводится через актив и пассив. Следовательно, СНС – это "бухгалтерский учет страны", так как в ней используются балансы, двойная запись, корреспонденция счетов, а в основе ее лежит модель народнохозяйственного оборота, которая позволяет анализировать потоки доходов и расходов, осуществляемых между агентами национальной экономики.
Таким образом, можно дать обобщающее определение СНС, как статистической модели рыночной экономики, отражающей функционирование национального хозяйства в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами. Показатели национальных счетов, используемые в большинстве стран с рыночной экономикой, рассматриваются международными статистическими организациями в качестве стандартов для учета объема получаемого национального продукта в каждой стране и для сравнительного анализа динамики экономики разных стран.
- Система открытого образования
- Макроэкономика
- Тема 1. Предмет и метод макроэкономического анализа 7
- Тема 2. Национальная экономика: понятие, цели и структура 19
- Тема 3. Национальный продукт и измерение макроэкономической деятельности 33
- Тема 9. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is-lm 188
- Тема 10. Социальная политика государства 205
- Тема 11. Выбор моделей макроэкономической политики государства 239
- Тема 1. Предмет и метод макроэкономического анализа Лекция 1.
- Макроэкономика как раздел экономической науки
- Методологические и методические особенности макроэкономического анализа
- Макроэкономические модели
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Национальная экономика: понятие, цели и структура Лекция 2.
- Национальная экономика: понятие и основные цели
- Структура национальной экономики и ее виды
- Система макроэкономических пропорций и их сбалансированность
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Национальный продукт и измерение макроэкономической деятельности Лекция 3.
- Понятие национального продукта и методологические основы его измерения через систему национальных счетов
- Особенности измерения национального продукта по марксистской методологии
- Характеристика макроэкономических показателей по системе национальных счетов
- Основные макроэкономические тождества
- Национальное богатство: сущность, структура и факторы роста
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления Лекция 4.
- Экономический цикл: понятие, фазы, причины и типы
- Сущность, структура и концепция занятости населения
- Содержание, виды, типы и измерение безработицы
- Инфляция: сущность, причины, виды и последствия
- Взаимосвязь между безработицей и инфляцией: кривая Филлипса
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Финансовая система и бюджетно–налоговая политика Лекция 5.
- Финансовая система: понятие, структура и функции
- Сущность и структура государственного бюджета
- Сущность и принципы налогообложения. Система налогов
- Бюджетный дефицит и государственный долг
- Сущность и виды бюджетно-налоговой политики
- Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Денежная система и денежный рынок Лекция 6.
- Денежная система: понятие, структура и типы
- Денежный рынок. Классическая и кейнсианская теория спроса на деньги
- Модель предложения денег. Денежный мультипликатор
- Равновесие на денежном рынке
- Рынок ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Кредитно-банковская система и денежно-кредитная политика Лекция 7.
- Кредитно-банковская система
- Банковский кредит и его формы
- Денежно-кредитная политика. Цели и инструменты
- Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой
- Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке Лекция 8.
- Совокупный спрос и совокупное предложение: понятия, структура и факторы, их определяющие
- Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (ad-as)
- Совокупное потребление и совокупное сбережение
- Потребление, сбережения, инвестиции в системе макроэкономического равновесия
- Механизм достижения макроэкономического равновесия при помощи креста Кейнса
- Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is-lm Лекция 9.
- Модель is-lm и макроэкономическое равновесие
- Относительная эффективность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
- Вывод кривой совокупного спроса из модели is-lm и экономическая политика при изменениях уровня цен
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Социальная политика государства1 Лекция 10.
- Социальные ориентиры экономики и социальная политика
- Доходы населения и механизмы их распределения
- Государственное регулирование распределения доходов
- Политика обеспечения занятости и политика социальных гарантий
- Политика социальной защиты, защиты здоровья и экономической безопасности населения
- Социальная политика в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Выбор моделей макроэкономической политики государства Лекция 11.
- Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях
- Проблемы осуществления стабилизационной политики: активная и пассивная политика государства
- Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика
- Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
- Сценарии социально-экономического развития Республики Беларусь
- Контрольные вопросы
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.