logo
макроэкономика

Тема 11. Выбор моделей макроэкономической политики государства 239

Лекция 11. 239

Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях 239

Проблемы осуществления стабилизационной политики: активная и пассивная политика государства 240

Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика 243

Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики 246

Сценарии социально-экономического развития Республики Беларусь 251

Контрольные вопросы 254

Экзаменационные вопросы 256

ЛИТЕРАТУРА 259

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вашему вниманию предлагается курс лекций по "Макроэкономике", который входит в серии учебных пособий Академии управления при Президенте Республики Беларусь для системы открытого образования.

Макроэкономика является весьма молодой наукой, которая интенсивно развивается, так как она рассматривает экономику страны в рамках национальных границ и поэтому широко востребована практиками. Системная трактовка курса предполагает выявление главных элементов национальной экономики: ее структуры, благосостояния народа, экономического потенциала, валового национального и внутреннего продукта, системы макроэкономических пропорций, противоречий экономики, форм макроэкономической нестабильности и путей ее локализации.

Особое внимание в курсе уделено рассмотрению проблемы макроэкономического регулирования и прежде всего бюджетно–налоговой, денежно–кредитной и социальной политики государства. Особенностью курса является выявление теоретических основ достижения макроэкономического равновесия на товарном и денежном рынках страны, а также выбора моделей макроэкономической политики страны, что очень важно для приобретения необходимых навыков практической работы с макроэкономическими моделями и определения курса социально–экономического развития Республики Беларусь. Важно отметить, что содержание многих категорий и макроэкономических явлений раскрывается не только в общеэкономическом аспекте, но и с учетом специфики переходной экономики и прежде всего – белорусской.

Серьезным методическим подспорьем для изучения каждой темы является выделение основных понятий для тренинг–тестирования и контрольных вопросов.

Данный курс лекций подготовлен с учетом научных взглядов и концепций современных отечественных и зарубежных экономистов. При подготовке курса использован широкий круг источников и прежде всего результаты исследований ученых России и Республики Беларусь, в частности, Белорусского государственного экономического университета, Белорусского государственного университета, Академии управления при Президенте Республики Беларусь и Института экономики НАН Беларуси, которые обобщены в учебниках Агаповой Т.А. и Серегиной С.Ф. "Макроэкономика". – М., 2000; "Экономическая теория" под редакцией А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2000; в пособии "Экономическая теория" под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн., 2001 и в учебном пособии "Экономическая теория: Системный курс" под редакцией Э.И. Лобковича. – Мн., 2000. В предлагаемом издании обобщен опыт преподавания курса макроэкономики как студентам, так и руководящим работникам и служащим Беларуси.