Социальные ориентиры экономики и социальная политика
В философском смысле экономика всегда, во все времена должна быть социальна. Она ведь не может существовать без человека и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей экономика не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни.
Однако эти связи и зависимости не прямолинейны и не однозначны, они опосредованы целым рядом процессов, явлений и отношений. В результате целые века человеческой истории прошли без реальных ощущений такой связи. Это, в свою очередь, привело к ставшему традиционным утверждению, что максимизация производимой товарной массы и прибыли – ведущая цель общества и высшее достижение человеческого прогресса. Человек же, люди при таком подходе выступают безличностным и безликим "фактором" производства.
Изменившиеся реалии жизни, глобальное обострение в XX и ХХI веках социальных и экологических проблем, логика развития экономических систем настоятельно требуют пересмотра таких представлений.
Так, обобщающим, доминантным ориентиром социально–экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом.
Социальная устойчивость – такое состояние общества и его граждан, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности.
Формами проявления социальной устойчивости являются:
отсутствие поляризации доходов и положения разных социальных групп населения;
достаточность доходов всех слоев населения для самообеспечения воспроизводства своей жизни;
наличие социальных гарантий;
надежность социальной защиты;
наличие и доступность важнейших звеньев социальной инфраструктуры;
отсутствие социальных конфликтов и противостояний.
Итак, социальная устойчивость – главный обобщающий ориентир и критерий социально ориентированной рыночной экономики, который определяется системой социальных индикаторов (лат. – указателей).
Система социальных индикаторов – совокупность указателей, используемых для фиксации колебаний и отклонений в социальном положении населения и его групп.
Мировая теория и практика выработали к настоящему времени 4 основных группы социальных индикаторов.
1–я группа системы социальных индикаторов составляют комбинированные индикаторы уровня жизни населения. Определение уровня жизни основано на оценке количества и качества потребляемых жизненных благ (материальных и духовных). Уровень жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах.
Состав жизненных благ весьма разнообразен. Наряду с доходами населения на уровень жизни оказывают влияние условия жизнедеятельности, под воздействием которых складывается определенный образ и стиль жизни. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей.
рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
санитарно–гигиенические условия жизни;
потребление продовольственных товаров;
жилищные условия;
образование и культура;
условия труда и занятость;
доходы и расходы населения;
стоимость жизни и потребительские цены;
транспортные средства;
организация отдыха;
социальное обеспечение;
свобода человека.
Перечисленные показатели рассматриваются как основные. Наряду с ними для оценки и исчисления уровня жизни выделяют ряд информационных показателей, не являющихся, по мнению экспертов, непосредственными характеристиками уровня жизни. В число информационных показателей входят национальный доход и валовой внутренний продукт на душу населения с учетом среднегодовых коэффициентов их роста. О показателях ВВП на душу населения надо сказать особо, так как существуют попытки использовать его в качестве обобщающего. Эксперты считают, что использование этого показателя, тем более для целей международного сопоставления уровней жизни, возможно только по натуральной форме – через сопоставление объемов жизненных благ, прямо или косвенно потребляемых населением. Трудности международных сопоставлений в основном связаны с учетом курсов национальных валют.
В отечественной литературе в качестве показателей уровня жизни выделяют 8 показателей (см. рис. 10.1.).
| Показатели, определяющие уровень жизни |
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Реальные доходы населения |
|
|
|
| Продолжительность рабочего дня | ||
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Обеспеченность работой |
|
|
|
| Возможность получения образования | ||
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Жилищно-бытовые условия |
|
|
|
| Уровень культурного и коммунально-бытового обслуживания | ||
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие социального обеспечения и социального страхования |
|
|
|
| Уровень медицинского обслуживания | ||
|
|
|
|
Рис. 10.1. Показатели уровня жизни
Уровень жизни можно определить путем сопоставления фактического уровня обеспечения населения продуктами питания, промышленными товарами, услугами, жильем и т.д. с "потребительской корзиной", которая включает набор благ и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления (минимальные – "черта бедности" или рациональный – наиболее благоприятный для человека) среднего жителя страны.
Качество жизни населения характеризуют следующие показатели:
условия и безопасность труда;
наличие и возможности использования свободного времени;
культурный и образовательный уровень населения;
физическое развитие и продолжительность жизни;
личная и имущественная безопасность и т.д.
2–я группа – индикаторы доходов. Согласно ежегоднику Всемирного банка "Социальные индикаторы развития" за 1995 год в группе стран с низкими доходами (695$ и меньше) оказались Армения, Грузия и Таджикистан, а в группе со средними доходами (695–8625$) – среди 99 государств были все остальные страны СНГ.
С 1990 года среди комбинированных показателей особенно выделился ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. Он оценивается на основе:
ожидаемой продолжительности жизни;
уровня образованности;
реального душевого ВВП.
По этому индексу в 1994 году 1–е место занимала Канада, а последнее – Нигер. Республика Беларусь в 1998 году среди обследованных стран мира была на 57–м месте, Россия – на 62, Украина – на 78 месте.
3–я группа – индикаторы социального участия. Эти показатели, полученные на основе социологических опросов, свидетельствуют о мере способности субъекта (семьи) следовать социальным нормам и традициям (например, по структуре питания, социальному поведению) и сохранять свой социальный статус.
4–ю группу составляют субъективные индикаторы. Сам субъект определяет, скажем, бедный он или богатый.
Социальная устойчивость общества обеспечивается прежде всего на основе социальной политики государства. Понятие, критерий, формы, инструменты и источники социальной ориентации государственного регулирования экономики представлены на рис.10.2. В центре этой системы находится взвешенная реалистическая социальная политика.
Социальная политика – совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
Ныне общепризнано, что целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:
достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
нормализация и улучшение демографической ситуации. Снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
улучшение социальной инфраструктуры.
Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики являются:
принцип социального равенства людей – членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;
принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения симметричности (или эквивалентности) в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека).
Основные функции социальной политики можно свести к следующему:
стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
социальная поддержка и защита.
Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально–экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.
Стратегические цели переходной социальной политики определяются комплексом условий переходной экономики. Состояние социально–трудовой сферы при ограничении финансовых ресурсов и изменении функций государства требует четкого поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях ранжирования мероприятий по социальной защите населения, выделения долговременных, среднесрочных и экстренных (неотложных) мер.
В настоящий момент неотложными являются обеспечение условий для социального и физического выживания людей. В среднесрочном периоде – достижение докризисного уровня и качества жизни, присущих им стандартов потребления; а в долговременной перспективе это приближение уровня и качества жизни к стандартам постиндустриального общества, достигнутым на основе научно–технической революции.
Наряду со стратегическими установками социальная политика содержит комплекс первоочередных неотложных мер преодоления кризиса. Их разработка требует определения социальных приоритетов. К ним прежде всего относится: прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности питания; своевременная выплата заработной платы и пенсий; замедление расширения зоны бедности и безработицы; приостановка разрушения социальной сферы.
В дальнейшем при условии ежегодного увеличения ВВП и инвестиций, роста объема промышленного и сельскохозяйственного производства, снижения инфляции и бюджетного дефицита можно будет добиться восстановления дореформенных показателей уровня жизни и приступить к осуществлению долгосрочных целей.
Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жизни, здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их определения необходимо установить соотношение бюджетных и небюджетных средств; разграничить области применения прямых и косвенных методов регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономики, развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер. По консолидированному бюджету Республики Беларусь объем социально значимых расходов (на социальную сферу, а также различного рода субсидии и дотации, выплату компенсаций по вкладам, льгот и компенсаций пострадавшему населению в результате катастрофы на ЧАЭС) возрос и составляет в 2001 году 49,3% расходов бюджета против 47,3% в 2000 году и 45,9% в 1999 году.
Социальная политика не только многофункциональна, но и сложна структурно. В структуре социальной политики (рис.10.3.) можно выделить пять важнейших структурных частей:
политику регулирования доходов населения;
политику обеспечения занятости;
политику социальных гарантий;
политику социальной защиты;
политику защиты здоровья и экологической безопасности населения.
Переходный период в связи со своими особенностями и крупными издержками резко усиливает значимость грамотной и эффективной социальной политики. Более того, без такой политики социальная неустойчивость или того хуже – социальный кризис и взрыв могут свести на нет все усилия по достижению задач переходного периода. Поэтому, проводя социальную политику, важно четко представлять особенности ее структуры и вовремя актуализировать соответствующие функции.
-
Социальная политика
Политика регулирования доходов населения
Политика обеспечения занятости
Политика социальных гарантий
Политика социальной защиты
Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения
Рис.10.3. Структура социальной политики
- Система открытого образования
- Макроэкономика
- Тема 1. Предмет и метод макроэкономического анализа 7
- Тема 2. Национальная экономика: понятие, цели и структура 19
- Тема 3. Национальный продукт и измерение макроэкономической деятельности 33
- Тема 9. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is-lm 188
- Тема 10. Социальная политика государства 205
- Тема 11. Выбор моделей макроэкономической политики государства 239
- Тема 1. Предмет и метод макроэкономического анализа Лекция 1.
- Макроэкономика как раздел экономической науки
- Методологические и методические особенности макроэкономического анализа
- Макроэкономические модели
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Национальная экономика: понятие, цели и структура Лекция 2.
- Национальная экономика: понятие и основные цели
- Структура национальной экономики и ее виды
- Система макроэкономических пропорций и их сбалансированность
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Национальный продукт и измерение макроэкономической деятельности Лекция 3.
- Понятие национального продукта и методологические основы его измерения через систему национальных счетов
- Особенности измерения национального продукта по марксистской методологии
- Характеристика макроэкономических показателей по системе национальных счетов
- Основные макроэкономические тождества
- Национальное богатство: сущность, структура и факторы роста
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления Лекция 4.
- Экономический цикл: понятие, фазы, причины и типы
- Сущность, структура и концепция занятости населения
- Содержание, виды, типы и измерение безработицы
- Инфляция: сущность, причины, виды и последствия
- Взаимосвязь между безработицей и инфляцией: кривая Филлипса
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Финансовая система и бюджетно–налоговая политика Лекция 5.
- Финансовая система: понятие, структура и функции
- Сущность и структура государственного бюджета
- Сущность и принципы налогообложения. Система налогов
- Бюджетный дефицит и государственный долг
- Сущность и виды бюджетно-налоговой политики
- Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Денежная система и денежный рынок Лекция 6.
- Денежная система: понятие, структура и типы
- Денежный рынок. Классическая и кейнсианская теория спроса на деньги
- Модель предложения денег. Денежный мультипликатор
- Равновесие на денежном рынке
- Рынок ценных бумаг
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Кредитно-банковская система и денежно-кредитная политика Лекция 7.
- Кредитно-банковская система
- Банковский кредит и его формы
- Денежно-кредитная политика. Цели и инструменты
- Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой
- Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке Лекция 8.
- Совокупный спрос и совокупное предложение: понятия, структура и факторы, их определяющие
- Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (ad-as)
- Совокупное потребление и совокупное сбережение
- Потребление, сбережения, инвестиции в системе макроэкономического равновесия
- Механизм достижения макроэкономического равновесия при помощи креста Кейнса
- Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель is-lm Лекция 9.
- Модель is-lm и макроэкономическое равновесие
- Относительная эффективность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
- Вывод кривой совокупного спроса из модели is-lm и экономическая политика при изменениях уровня цен
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Социальная политика государства1 Лекция 10.
- Социальные ориентиры экономики и социальная политика
- Доходы населения и механизмы их распределения
- Государственное регулирование распределения доходов
- Политика обеспечения занятости и политика социальных гарантий
- Политика социальной защиты, защиты здоровья и экономической безопасности населения
- Социальная политика в Республике Беларусь
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Выбор моделей макроэкономической политики государства Лекция 11.
- Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях
- Проблемы осуществления стабилизационной политики: активная и пассивная политика государства
- Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика
- Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
- Сценарии социально-экономического развития Республики Беларусь
- Контрольные вопросы
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.