49.Реорганизация предпренимательских организаций.
Реорганизация представляет собой изменение юридического лица, при котором все права и обязанности или их часть переходят к другому юридическому лицу, образованному в процессе реорганизации. Вновь организованной фирме (компании) в результате реорганизации переходят соответствующие права и обязанности ранее существующей организации (организаций). Реорганизация осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими федеративными законами, регулирующими деятельность отдельных видов коммерческих организаций. Решение о реорганизации юридического лица принимают его учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на осуществление этой процедуры учредительными документами. Такая реорганизация считается добровольной. Принудительнаяреорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Реорганизация юридического лица в соответствии со ст. 57 ГК РФ осуществляется в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Слиянием организации признается возникновение новой организации путем передачи ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций с прекращением последних. При слиянии организаций все права и обязанности каждой из них переходят к вновь возникшей организации в соответствии с передаточным актом. Организации, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются его порядок и условия. Вновь образованная путем слияния организация должна в установленном порядке пройти государственную регистрацию и стать на учет в налоговом органе по месту нахождения новой организации.
Присоединением организации признается прекращение одной или нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации в соответствии с передаточным актом. Присоединяемая организация и организация, к которой осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, в котором определяются порядок и условия присоединения.
Разделением организации признается прекращение организации с передачей всех ее прав и обязанностей вновь создаваемым организациям. При разделении организации все ее права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым организациям в соответствии с разделительным балансом. Вновь созданные организации обязаны в установленном порядке осуществить государственную регистрацию и стать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения.
Выделением организации признается создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения последней. При выделении из состава организации одной или нескольких организаций к каждой из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованной в форме выделения организации в соответствии с разделительным балансом.
Организация в соответствии с требованиями, установленными ГК РФ, федеральными законами, может преобразоваться в коммерческую организацию иной организационно-правовой формы. Так акционерное общество может преобразоваться в установленном порядке в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Полное товарищество может быть преобразовано в хозяйственное общество. При выбытии из товарищества на вере всех вкладчиков полные товарищи имеют право преобразовать товарищество на вере в полное товарищество. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив. Производственный кооператив в установленном порядке по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При реорганизации организации передаточный акт и разделительный баланс утверждаются общим собранием учредителей (участников) организации или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление передаточного акта или ликвидационного баланса, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех кредиторов и документов, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Учредители (участники) юридического лица или его орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Возникшая в результате реорганизации организация-налогоплательщик обязана стать на учет в налоговом органе в течение 10 дней после ее государственной перерегистрации. Для этого необходимо подать заявление по установленной форме, представить заверенные копии учредительных и иных документов, необходимых для государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ создание организации.
50.Прекращение предпринимательской деятельности организации. Предпринимательская организация как юридическое лицо может быть ликвидирована в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
• по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
• по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов, а также в случаях, предусмотренных ГК РФ;
• по решению арбитражного суда в случае признания предпринимательской организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с положениями Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)».
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, незамедлительно письменно сообщают об этом решении органу, осуществляющему государственную регистрацию юридического лица, а также в налоговый орган по месту нахождения юридического лица. Одновременно по согласованию с регистрирующим органом назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и устанавливаются порядок и сроки ликвидации предпринимательской организации. Ликвидационная комиссия обязана в установленном порядке опубликовать сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления требований его кредиторами. Данный срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации объявления о ликвидации организации. Ликвидационная комиссия должна осуществить меры по выявлению кредиторов организации, письменно сообщить им о ликвидации юридического лица, добиться получения дебиторской задолженности.
По истечении 2-месячного срока после публикации и предъявления требований кредиторов в этот же срок ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечень предъявленных кредиторами требований. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом.
Если у ликвидируемой предпринимательской организации недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов в установленном порядке.
При ликвидации предпринимательской организации требования ее кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 64 ГК РФ):
• в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
• в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации;
• в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
• в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов организации, объявленной несостоятельной (банкротом), осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) организации или органом, принявшим решение о ликвидации организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию организации.
В случае принятия решения о ликвидации организация должна в 10-дневный срок сообщить в налоговую инспекцию, в которой стоит на учете, о принятии такого решения. Ликвидационная комиссия должна представить в налоговую инспекцию промежуточный ликвидационный баланс, согласованный с регистрирующим органом. При поступлении в налоговую инспекцию заявления о ликвидации организации принимается решение о ее документальной проверке. Процедура снятия с налогового учета считается завершенной после выдачи представителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) информационного письма о снятии организации с учета на основании полученных от ликвидационной комиссии первого экземпляра Карты постановки на налоговый учет и ликвидационного баланса, согласованного с органом, осуществившим государственную регистрацию организации. Ликвидированная организация исключается из единого государственного реестра юридических лиц и из единого реестра организаций-налогоплательщиков.
Предпринимательская организация может добровольно или в принудительном порядке при наличии законных оснований быть признана несостоятельной (банкротом) и ликвидирована по решению арбитражного суда.
1 www.slovorus.ru Большой толковый словарь. Электронная версия
2 Там же.
- 1.Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- 1. Товарищества.
- 1.1 Полные товарищества.
- 1.2 Товарищество на вере (коммандитное товарищество).
- 2. Хозяйственные общества.
- 2.1 Общества с ограниченной ответственностью.
- 2.2 Общества с дополнительной ответственностью.
- 2.3 Акционерные общества.
- 3. Производственные кооперативы.
- 4. Унитарные предприятия.
- 4.1 Государственное унитарное (казённое) предприятие.
- 4.2 Муниципальное унитарное предприятие.
- 2.Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
- 1. Общественные и религиозные организации (объединения).
- 2. Потребительские кооперативы.
- 3. Фонды.
- 4. Учреждения.
- 5. Некоммерческие партнерства.
- 6. Автономные некоммерческие организации.
- 7. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
- 8. Государственные корпорации.
- 3.Организационно-экономические формы объединений предприятий
- 6.Субъекты и объекты предпренимательства
- 8.Факторы внешней среды предпринимательской деятельности.
- 10. Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности
- 11. Основные формы предпренимательства.
- 12. Характеристика производственного предпринимательства.
- 13. Производственная структура промышленного предприятия.
- 15. Характеристика финансового предпринимательства.
- 16. Характеристика страхового и консалтингового предпринимательства.
- 17. Характеристика венчурных компаний.
- 19. Виды рынков. Преимущества и негативные стороны рынка.
- Позитивные стороны рынка
- Негативные стороны рынка
- 20. Принципы рыночной экономической системы.
- 21. Государственное регулирование рынка.
- 22. Виды рыночных структур в современном рыночном хозяйстве.
- 23. Роль и значение малого предпринимательства в экономике России.
- 24. Индивидуальное предпринимательство как форма организации бизнеса.
- 25. Государственная поддержка малого предпринимательства.
- 26. Субъекты малого предпринимательства. Кто относится к субъектам малого предпринимательства
- 27.Экономическое содержание франчайзинга.
- 28. Формы франчайзинга.
- 29. Правовое регулирование франчайзинга в России.
- Таким образом, субфранчайзинг и корпоративный франчайзинг частным предпринимателям не доступны.
- 30. Государственная регистрация вновь создаваемой организации.
- 31.Лицензирование видов предпринимательской деятельности.
- 32. Разработка и регистрация товарных знаков содаваемой организации.
- 33. Экономическое содержанеи факторинга. Виды факторинговых операций.
- 34. Сущность и виды предпринимательского риска.
- 35.Оценка степени риска в предпринимательской деятельности.
- 36.Управление предпринимательскими рисками.
- 37.Сущность и назначение бизнес-плана.
- 38.Структура и содержанеи бизнес-плана.
- 39.Обобщеное резюме, основные параметры и показатели бизнес плана.
- 40.Описание предприятия и отрасли, характеристика продукции (услуг) как разделы бизнес плана.
- 41.Исследование и анализ рынков сбыта, оценка конкурентного преимущества предприятия в бизнес-планировании.
- 42.Характеристика плана действий и плана производства в бизнес планмровании. Раздел V. Производственный план
- 43.Разработка организационного и финансового планов как разделы бизнес плана.
- Раздел VI. Организация управления
- Раздел VIII. Финансовый план
- 44.Оценка потенциальных рисков и выработка финансовых стратегий в бизнес планировании.
- 45. Понятие и виды внешнеэкономических сделок.
- 46.Характеристика экспортной политики предприятия.
- 47. Характеристика операций предприятия по импорту продукции.
- Сертификация импортируемых товаров
- Таможенная стоимость импортируемого товара
- Таможенные пошлины
- 48.Характеристика свободных (особых) экономических зон. Офшорные зоны.
- 49.Реорганизация предпренимательских организаций.