logo
Учебник по экономике

5.2 Общая характеристика рынка труда. Труд как фактор производства и его цена.

Рынок труда является одним из сложных элементов рынка, поскольку на него воздействуют практически все социально-экономические явления, происходящие в обществе. От того насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка – работника и работодателя – зависит спрос на рабочую силу и ее предложение, а соответственно и уровень безработицы.

Рынок труда представляет собой механизм согласования интересов работников и работодателей. Главными составными частями рынка труда являются: предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и спрос как выражение общей потребности экономики в наемно труде. Эти составляющие в своем единстве определяют емкость совокупного рынка труда. Труд необходим предпринимателю, так как без него создание товара невозможно. Труд является обязательным фактором производства.

Рынок труда является специфическим рынком, поскольку на нем покупается и продается уникальный товар – рабочая сила, т.е. совокупность физических и духовных способностей человека к труду. Правильнее даже говорить, что на рынке труда продаются и покупаются услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов – уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других. Субъектами спроса на рынке труда выступают предприятия и государство, а субъектами предложения – домашние хозяйства. В условиях совершенной конкуренции предприниматели предъявляют спрос на труд и нанимают работников. Наемные работники соглашаются работать за определенное вознаграждение.

Рабочая сила – это единственный товар, который неотделим от его собственника – человека. Длительное неиспользование этого товара может поставить под угрозу не только потерю профессиональных навыков, квалификации, но и его физическое выживание. При этом сам человек предметом купли-продажи не является. Покупателем рабочей силы является предприниматель (работодатель), располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме рабочей силы. В обществе, где все люди юридически свободны, он может привлечь работников в свое хозяйство лишь одним способом – за определенное денежное вознаграждение.

Отношения купли – продажи (найма) на рынке труда основываются на полной свободе: нанимающая сторона исходит из своих потребностей, условий, требований к нанимаемому работнику, которые диктуются, в первую очередь, наличием свободных рабочих мест, профессией и квалификацией работника, его моральными и психологическими качествами. Работник ориентируется на предлагаемый уровень оплаты труда, условия труда, степень стабильности работы, контактности с будущим руководителем и т.д. Если спрос на услуги труда, определяемый работодателем, и предложение услуг труда, исходящее от работника, соответствуют друг другу, то заключается соглашение о найме. Позволяя работнику свободно предлагать свою рабочую силу по собственной цене, рынок дает ему возможность потребовать полную плату за способности, квалификацию, трудолюбие. В тоже время, приобретая рабочую силу по цене спроса, рынок препятствует возможности получать за услуги труда больше, чем они того стоят. Иначе говоря, рынок труда выступает как ценитель рабочей силы, формирующий, выявляющий ее цену. Тем самым рынок побуждает человека повышать качество труда, совершенствовать себя как носителя рабочей силы, чтобы иметь основания дороже продать свой товар нанимателю, уверенно состязаться с конкурентами, меньше опасаться попасть в число безработных.

Совокупное предложение труда в обществе определяется: 1) общей численностью населения; 2) долей самодеятельного населения, т.е. лиц, живущие на доходы от своего труда, в общей численности жителей; 3) средним числом часов, отработанных работником в течение недели и на протяжении года; 4) качеством и количеством того труда, который будут затрачивать работники. Необходимо учитывать также престижность труда, удаленность места работы от места жительства, уровень социальной защищенности на предприятии и т.п. Но основным побудительным мотивом перехода с одной работы на другую является возможность получать более высокую заработную плату.

Ценой специфического товара на рынке труда является заработная плата, или цена труда.