2.5. Эластичность спроса, ее факторы. Эластичность спроса по цене и по доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения, ее факторы.
Все товары отличаются по степени реакции приобретаемого количества товара на изменение цены. Это называется эластичностью спроса и эластичностью предложения товара. Спрос может быть эластичным, неэластичным.
Эластичность спроса зависит от изменения цены. Если снижение цены (Р) вызывает такое увеличение количества продаваемого товара (Q), что общая выручка (произведение количества товара на цену – P х Q) возрастает, то речь идет об эластичном спросе. При этом эластичность больше 1.
Если снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом количества продаваемого товара так, что общая выручка остается совершенно неизменной, то это означает существование единичной эластичности спроса. При этом эластичность спроса численно равна 1.
При условии, что снижение цены вызывает очень незначительный рост количества продаваемых товаров и общая выручка падает, то существует неэластичный спрос. Величина же эластичности спроса меньше единицы, но не меньше нуля.
Следовательно, общее понятие эластичности, неэластичности и единичной эластичности представляет собой характеристику относительной реакции количества продаваемого товара на изменение цены и характеристику изменений общей выручки.
Расчет коэффициента эластичности (Е) представляет собой соотношение между процентом роста количества продаваемого товара и процентом падения цен.
Процент роста Q
Коэффициент эластичности Е = ––––––––––––––––––
Процент падения P
В представленном коэффициенте эластичности количество продаваемых товаров и величина цены изменяются в противоположных направлениях согласно закону спроса.
Эластичность спроса определяется также доходами покупателя. При неизменных доходах и росте цен происходит как бы уменьшение дохода и покупатель меньше приобретает товара. При росте дохода и увеличении цен может происходить рост спроса на одни товары и падение спроса даже на те товары, цены на которые не менялись или уменьшились. Одновременно могут меняться цены и доходы в разных направлениях или в одном направлении. Это порождает перекрестную эластичность спроса, когда эффект эластичности гасится или увеличивается эффектом эластичности другого товара. Таких случаев на реальном рынке множество и каждый раз необходим мониторинг таких случаев.
Предложение товаров тоже эластично относительно цены. Если предложение товара остается строго постоянным и продается по любой цене, какую дадут на рынке (например, в случае со скоропортящимся товаром), то этот случай называется неэластичным предложением.
Если же малейшее уменьшение цены вызывает сокращение предложения товара чуть ли не до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает очень большой рост предложения, то это означает существование абсолютно эластичного предложения. Эластичность предложения менее значимо для рынка, чем эластичность спроса. Но очень важно, что эластичность предложения проявляется в длительном периоде. В короткие же отрезки времени эластичность предложения мало влияет на рыночные процессы.
Алгебраическое выражение коэффициента эластичности предложения товара по цене таково:
% изменения предложения товара
Е = –––––––––––––––––––––––––––––––––
% изменения цены
Эластичность предложения товара зависит от того, может ли товар долго храниться; может ли быстро и гибко расширяться, уменьшаться производство товара; сколько нужно времени производителю, чтобы закупить необходимые для производства ресурсы, реагируя на увеличение спроса на товар, рост на него цен.
- Экономика
- Экономика Учебник для студентов
- Содержание:
- Глава 1. Основы экономического развития общества. 9
- Глава 2. Рынок и рыночный механизм. 46
- Глава 3. Основы формирования рыночного спроса. Теория поведения потребителя. 62
- Глава 4. Производство и издержки фирмы в рыночной экономике. 78
- Глава 5. Рынки факторов производства. 104
- Глава 6. Общественное воспроизводство в национальной экономике 126
- Предисловие
- Глава 1, 8, 10 – доцент Огурцова е.В.;
- 1.2. Методология и методы изучения экономики. Экономические категории и экономические законы.
- 1.3. Современная структура экономики как системы
- 1.4. Базовые характеристики экономики: отношения собственности, формы организации экономики.
- 1.5. Товарно-денежная организация экономики.
- Глава 2. Рынок и рыночный механизм.
- 2.1. Рынок: сущность, функции, структура
- 2.2. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая спроса.
- 2.3. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Ценовые и неценовые факторы предложения. Кривая предложения.
- 2.4. Рыночное равновесие и его устойчивость. Равновесная цена. Неравновесное состояние рынка. Динамика равновесной цены. Неравновесие рынка в России.
- 2.5. Эластичность спроса, ее факторы. Эластичность спроса по цене и по доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения, ее факторы.
- Глава 3. Основы формирования рыночного спроса. Теория поведения потребителя.
- 3.1.Рациональность поведения потребителей. Предельная полезность.
- 3.2. Кардинализм и ординализм: категории потребительских предпочтений. Бюджетная линия. Потребительское равновесие. Законы Госсена.
- 3.3. Излишек потребителя и излишек производителя
- Глава 4. Производство и издержки фирмы в рыночной экономике.
- 4.1. Производство. Производительность факторов производства.
- 4.2. Предприятие (фирма) как организационная форма производства.
- 4.3.Издержки хозяйствования фирмы. Виды издержек в рыночной экономике.
- 4.4. Доход фирмы. Прибыль фирмы. Виды прибыли фирмы.
- Экономическая прибыль Бухгалтерская прибыль
- Глава 5. Рынки факторов производства.
- 5.1. Рынки факторов производства: объекты, субъекты, особенности функционирования.
- Q количество
- 5.2 Общая характеристика рынка труда. Труд как фактор производства и его цена.
- 5.3 Заработная плата и ее формы. Рынок труда и заработная плата в России.
- 5.4 Капитал как фактор производства. Рынок капитала. Равновесие на рынке капитала. Процент как факторный доход капитала
- 5.5 Рынок земли как фактора производства. Равновесие на рынке земли. Земельная рента.
- 5.6 Рынок информации как фактора производства.
- Глава 6. Общественное воспроизводство в национальной экономике
- 6.1. Национальная экономика и её структура.
- 6.1 Национальная экономика и её структура
- 6.2.Общественное воспроизводство и его типы. Кругооборот доходов и продуктов в национальной экономике
- 6.3 Макроэкономические показатели функционирования национальной экономики
- Чистый внутренний продукт (чвп) - чистая стоимость конечных товаров и услуг.
- Глава 7. Экономическая динамика и нестабильность экономического развития.
- 7.1. Экономическая динамика и ее формы. Экономические циклы.
- Виды экономических циклов
- 7.2. Безработица и ее формы.
- 7.3. Денежное обращение.
- 7.4. Инфляция и ее виды.
- Глава 8. Экономический рост и развитие.
- 8.1. Экономический рост как категория национальной экономики.
- 8.2. Факторы обеспечения экономического роста.
- 8.3. Перспективы роста экономики в России.
- Динамика численности инновационно активных предприятий в промышленности рф
- Расходы бюджета на образование и науку (млрд. Руб)
- 8.4. Инновации и инновационный тип экономического развития.
- Глава 9. Роль государства в рыночной экономике
- 9.1. Необходимость государственного регулирования экономики
- 9.2. Финансовая система. Государственный бюджет, его структура.
- 9.3. Налоги, их функции, основные виды.
- 9.4.Кредит и его формы. Банки, их роль в экономике
- Центральный банк
- Депозитные институты
- Сберегательные институты договорного типа
- Инвестиционные институты
- Динамика денежно-кредитных показателей в 2007 году
- Глава 10. Международные экономические отношения
- 10.1.Международные экономические отношения: содержание, формы, особенности развития в современном мире.
- 10.2.Международная торговля: структура и современные особенности. Торговая политика государства.
- 10.3. Международная миграция факторов производства: капитала, труда, технологий.
- 10.4. Международные валютные отношения.
- 10.5. Международная экономическая интеграция.
- Вопросы для самопроверки:
- Тесты по курсу «Экономика»
- Глоссарий
- Персоналии