5.6 Рынок информации как фактора производства.
Современное производство не может развиваться без использования информации. Информация обеспечивает позитивные изменения в бизнесе. На основе информации осуществляются рыночные сделки. Сама информация превратилась в товар и продается. Именно на этом основывается рынок информации, где продается информация как товар.
Информация как товар представляет собой продукт информационного труда, предназначенного для обмена путем купли-продажи на информационном рынке. Информация как товар обладает полезностью для того, кто нуждается в этой информации, и стоимостью как затратами труда на поиск, обработку, хранение, передачу этой информации. Именно поэтому этот товар продается на рынке. Информационная услуга представляет собой все этапы сбора, обработки, предоставления, дополнительного сбора информации. Информационной услугой является и предоставление информационных технологий для использования их любым видом производства. Информационная услуга, информация как товар могут предоставляться традиционными способами, существующими уже многие столетия, и современными способами на основе информационных технологий.
Информация является фактором производства, поскольку она соединяет в единый процесс производство, управление, снабжение, сбыт и другие виды экономической деятельности; позволяет переходить от массового производства к индивидуализированному созданию товаров и услуг, учитывая развитие потребностей и их дифференциацию; сокращает время на техническую подготовку любого производства, поскольку позволяет использовать уже имеющийся опыт, знания в таких делах. Информация изменяет систему управления, снижая количество работников, занятых рутинным управленческим делом, позволяя использовать самые современные информационные системы управления; меняются потребности фирм в количестве и качестве кадров. Она же позволяет разнообразить организационные формы бизнеса, используя частичную занятость, скользящие графики работы.
Компьютерные технологии, применяемые на производстве, полностью меняют способы создания товара, выхода на рынок. Банки данных экономической информации позволяют несколько сглаживать асимметричность рыночной информации. Меняется смысл конкурентного поведения фирмы, поскольку возрастает возможность прогнозирования не только собственного экономического поведения, но и поведения конкурентов, их возможностей.
Рынок информации использует информационные ресурсы. Информационные ресурсы – это необработанные, первичные базы данных; вторичные, обработанные базы данных, создаваемые в информационном секторе экономики и продаваемые всем, кому необходима информация для различных видов деятельности. Понятие «база данных» не относится только к компьютерным данным. Это понятие включает в себя любые массивы информации, которые могут быть на любых носителях, содержаться в любых информационных источниках. Все, что несет в себе наука, является информационным ресурсом. Таким же ресурсом являются знания, технические характеристики, результаты наблюдений, экономические отчеты и исследования самого разного направления, статистические данные. Все это продается на рынке информации как различные формы информационного товара. Рынок информации имеет свою инфраструктуру: исследовательские центры, научно-исследовательские институты, в том числе и специализированные научно-исследовательские информационные институты, консультативные фирмы и агентства, вычислительные центры.
Спрос на рынке информации формируют ее потенциальные потребители: бизнесмены, менеджеры самых различных компаний, сотрудникам многих компаний, все, имеющие отношение к фондовому рынку, рынку любых факторов производства, рынку товаров. При этом нужна самая разнообразная информация. Потребители нуждаются в рыночной информации, начиная от вида товаров, и кончая тенденциями развития рыночных отношений. Продавцам требуется информация о конкурентах, состоянии рынков, развитии потребностей потенциальных покупателей. Менеджерам нужна разнообразная информация для принятия управленческих решений. Бизнесмены нуждаются в информации, которая позволила бы им развивать уже имеющийся бизнес, открывать новые производства, избавляться от каких-то сегментов своего бизнеса. Каждый предприниматель стремится снизить издержки на создание своего товара. Поэтому он нуждается в маркетинговой, технической, технологической информации. Люди, ищущие работу, нуждаются в информации о тенденциях развития экономики, перспективных сферах деятельности, наличии свободных рабочих мест на рынке труда.
Предложение информации на рынке часто сдерживается таким фактором как нежелание потребителя воспринимать новую информацию, поскольку информация усложняет жизнь людей: нужно думать, размышлять, анализировать. Легче отказаться от информации, даже бесплатной и очень необходимой потребителю. Конкуренция среди продавцов информации идет по таким показателям, как скорость, достоверность, конфиденциальность, полнота, форма подачи информации.
Сегментами рынка информации являются крупные информационные центры, персональные компьютеры, которые тоже позволяют осуществлять реализацию информационных товаров. Сюда же относятся специализированные коммерческие банки данных, предназначенные для различных отраслей экономики, все виды телефонной, телекоммуникационной связи и т.д. Рынок информации использует национальные и локальные базы данных. Этими ресурсами являются государственные базы данных, которые специально создаются и поддерживаются государственными органами. Используются неофициальные базы данных, которые создаются и поддерживаются негосударственными компаниями, в том числе Интернет-компаниями, средствами массовой информации, различными информационными агентствами. Маркетинг используется для коммерческого распространения информации. Кроме того, проводятся специальные рыночные исследования для развертывания информационного обеспечения различных видов бизнеса как специализированной деятельности рынка информации. Своеобразием рынка информации является то, что нередко необходимо в планы рыночных действий включать прогнозы обучения информационной грамотности пользователей информационных товаров и информационных услуг. Техническая поддержка покупателей информации как пользователей информационными услугами является своеобразием рынка информации.
Рынок информации учитывает и то, что один и тот же информационный товар может быть продан неограниченному количеству покупателей, что совершенно невозможно на рынке товаров. Информационная услуга тоже может оказываться с небольшими модификациями самому большому кругу пользователей. И это тоже отличает этот рынок от всех прочих рынков факторов производства. Еще один важный момент существования рынка информации: очень важно использовать некоторую информацию бесплатно, чтобы привлечь покупателей к приобретению платной информации, являющейся главным объектом рынка информации как фактора производства.
Для рынка информации важно авторское право на информацию. Обычно такие права принадлежат производителям базы данных. Это приводит к ограничениям в использовании информации. И задачей рынка информации является преодоление таких конфликтов на законных основаниях. Есть ограничения в коммерческом распространении, перепродаже информации, публикации этой информации. Именно поэтому маркетинг на рынке информации особо внимательно и юридически грамотно обеспечивает разрешение возможных конфликтов при продаже информации. Маркетинг на этом рынке все его характеристики и действия рассматривает с позиций максимального охвата услугами информационной фирмы, территориальной и временной реализации информации.
На рынке информации при ее реализации существует ряд особенностей. Во-первых, слишком большой массив информации не нужен, поскольку он создает информационный шум и не позволяет определить самую необходимую для пользователя информацию, выявить реальный спрос на информацию. Во-вторых, устаревшая информация не может пользоваться спросом у большинства покупателей. Третий момент состоит в том, что слишком новая, опережающая свое время, информация тоже не очень нужна массовому пользователю информацией, так как затрудняет понимание тенденций современных рыночных, финансовых и подобных процессов. Именно поэтому для этого рынка особое значение имеет сегментирование рынка информационных продуктов, поскольку продается информация всегда строго адресно. Если же нужна общедоступная информация, информация массового использования, то обычно она распространяется некоммерческими информационными службами, доступна бесплатно.
Продавцы информации несут определенные затраты. Эти затраты определяются тем, что фирма должна иметь хорошее техническое и технологическое обеспечение, пользоваться услугами высококлассных специалистов, иметь доступ к различным базам данных, иметь возможность обновлять базы данных, если это будет нужно клиентам. Осуществление удаленного интерактивного поиска, хранение, удаление информации все это тоже требует затрат. Сама организация этого бизнеса, управление им – являются необходимыми составляющими затрат продавца информации. Кроме того, такие затраты связаны с непрерывным обучением специалистов, получением ими новых знаний, что характерно не всем видам рынка.
Основными статьями затрат продавцов на рынке информации являются:
инвестиции в технические средства информационного бизнеса;
инвестиции в программное обеспечение этого бизнеса;
приобретение необходимых баз данных и обновление их;
администрирование баз данных как разработка структуры баз данных, разработка и тестирование программ поиска и прочее;
оплата услуг по передаче данных;
изготовление необходимой для клиентов документации;
оплата программистов, операторов, администрации информационной фирмы;
оплата взаимодействия с другими операторами по технологической поддержке информационного бизнеса своей фирмы;
затраты на маркетинг, рекламу, развитие фирм, занимающихся информационным бизнесом.
В целом информационный товар является довольно-таки дорогостоящим. Поэтому окупить затраты может только массовый покупатель информационного продукта. Это связано еще и с тем, что на информационный продукт нельзя устанавливать высокие цены. Это возможно только в случаях сугубо конфиденциальной информации, весьма специализированной информации при условии достаточной платежеспособности клиента.
Цены на товары и услуги рынка информации устанавливаются по таким моделям. Модель «А» предполагает формирование цен на основе издержек. Модель «В» при установлении цен учитывает спрос на определенные информационные товары и услуги. Модель «С» основывается на ценах конкурентов при определении цен на собственные информационные продукты. В любом случае добавляется определенный процент к затратам, гарантирующий получение прибыли.
Выбор модели ценообразования соотносится с тем, каков риск получения недостоверной информации, рисков технологических сбоев при получении, передаче информации. В любом случае при формировании цен учитывается не только необходимость победы в конкурентной борьбе на рынке информационных услуг, но и получения в данных условиях максимально возможной прибыли. Прибыль может быть максимизирована по объему продаваемой информации или же по ценам. Но при этом необходимо учитывать, что повышать цены на информацию можно только при высоком уровне конфиденциальности информации, узкой специализации ее, при учете высокого уровня платежеспособности клиента.
Цены на рынке информации прямо зависят от того, как осуществляется ценообразование в информационном бизнесе, ориентируется ли оно на оптимальные цены, на оптимальный размер продаж информации и оказания информационных услуг. В ценообразовании этого бизнеса учитываются такие составляющие: цена часа подсоединения к автоматизированным базам данных; цена получения единицы информации; цена подписки на информацию; административные расходы; цена дополнительного поиска информации; цена ресурсов, используемых на информацию (хранение, передача, обработка и другие); цена рекламы информационных продуктов.
То есть все затраты, названные выше, должны окупаться ценой информационного продукта, продаваемого на рынке, и обеспечивать прибыль, не ниже, чем у конкурентов данной фирмы. В договорах, какие заключаются по использованию информационной услуги, продажи информационного товара, оговариваются все условия этих действий, учитывая, что информационный бизнес рисковый. Риск этого бизнеса связан с оплатой клиентами предоставляемой информационной продукции. Поэтому при одноразовых заказах информационная фирма обычно требует 100% предоплаты. Если же клиент является постоянным, то предоплата может быть снижена или же предоставляться информация с оплатой счета по факту оказания услуги.
Есть ряд особенностей поведения покупателей на рынке информации. Прежде всего, при появлении потребности в определенной информации не всегда обращаются в специальные фирмы, а стремятся добыть эту информацию самостоятельно и бесплатно, или как можно дешевле. Лишь потом, убедившись, что такая информация бесполезна, обращаются в фирмы информационного бизнеса, на рынок информации. Если пользователь информацией уже имеет определенные навыки работать с ней, то необходимо при предоставлении информации учитывать этот опыт. Кроме того, информацию обычно ищут не высшие менеджеры, а исполнители. Поэтому нужна особая работа продавца информации по выяснению, о какой конкретно информации идет речь. Это нужно для того, чтобы предоставить нужную качественную информацию, завоевать доверие клиента и сделать этого клиента постоянным.
- Экономика
- Экономика Учебник для студентов
- Содержание:
- Глава 1. Основы экономического развития общества. 9
- Глава 2. Рынок и рыночный механизм. 46
- Глава 3. Основы формирования рыночного спроса. Теория поведения потребителя. 62
- Глава 4. Производство и издержки фирмы в рыночной экономике. 78
- Глава 5. Рынки факторов производства. 104
- Глава 6. Общественное воспроизводство в национальной экономике 126
- Предисловие
- Глава 1, 8, 10 – доцент Огурцова е.В.;
- 1.2. Методология и методы изучения экономики. Экономические категории и экономические законы.
- 1.3. Современная структура экономики как системы
- 1.4. Базовые характеристики экономики: отношения собственности, формы организации экономики.
- 1.5. Товарно-денежная организация экономики.
- Глава 2. Рынок и рыночный механизм.
- 2.1. Рынок: сущность, функции, структура
- 2.2. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая спроса.
- 2.3. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Ценовые и неценовые факторы предложения. Кривая предложения.
- 2.4. Рыночное равновесие и его устойчивость. Равновесная цена. Неравновесное состояние рынка. Динамика равновесной цены. Неравновесие рынка в России.
- 2.5. Эластичность спроса, ее факторы. Эластичность спроса по цене и по доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения, ее факторы.
- Глава 3. Основы формирования рыночного спроса. Теория поведения потребителя.
- 3.1.Рациональность поведения потребителей. Предельная полезность.
- 3.2. Кардинализм и ординализм: категории потребительских предпочтений. Бюджетная линия. Потребительское равновесие. Законы Госсена.
- 3.3. Излишек потребителя и излишек производителя
- Глава 4. Производство и издержки фирмы в рыночной экономике.
- 4.1. Производство. Производительность факторов производства.
- 4.2. Предприятие (фирма) как организационная форма производства.
- 4.3.Издержки хозяйствования фирмы. Виды издержек в рыночной экономике.
- 4.4. Доход фирмы. Прибыль фирмы. Виды прибыли фирмы.
- Экономическая прибыль Бухгалтерская прибыль
- Глава 5. Рынки факторов производства.
- 5.1. Рынки факторов производства: объекты, субъекты, особенности функционирования.
- Q количество
- 5.2 Общая характеристика рынка труда. Труд как фактор производства и его цена.
- 5.3 Заработная плата и ее формы. Рынок труда и заработная плата в России.
- 5.4 Капитал как фактор производства. Рынок капитала. Равновесие на рынке капитала. Процент как факторный доход капитала
- 5.5 Рынок земли как фактора производства. Равновесие на рынке земли. Земельная рента.
- 5.6 Рынок информации как фактора производства.
- Глава 6. Общественное воспроизводство в национальной экономике
- 6.1. Национальная экономика и её структура.
- 6.1 Национальная экономика и её структура
- 6.2.Общественное воспроизводство и его типы. Кругооборот доходов и продуктов в национальной экономике
- 6.3 Макроэкономические показатели функционирования национальной экономики
- Чистый внутренний продукт (чвп) - чистая стоимость конечных товаров и услуг.
- Глава 7. Экономическая динамика и нестабильность экономического развития.
- 7.1. Экономическая динамика и ее формы. Экономические циклы.
- Виды экономических циклов
- 7.2. Безработица и ее формы.
- 7.3. Денежное обращение.
- 7.4. Инфляция и ее виды.
- Глава 8. Экономический рост и развитие.
- 8.1. Экономический рост как категория национальной экономики.
- 8.2. Факторы обеспечения экономического роста.
- 8.3. Перспективы роста экономики в России.
- Динамика численности инновационно активных предприятий в промышленности рф
- Расходы бюджета на образование и науку (млрд. Руб)
- 8.4. Инновации и инновационный тип экономического развития.
- Глава 9. Роль государства в рыночной экономике
- 9.1. Необходимость государственного регулирования экономики
- 9.2. Финансовая система. Государственный бюджет, его структура.
- 9.3. Налоги, их функции, основные виды.
- 9.4.Кредит и его формы. Банки, их роль в экономике
- Центральный банк
- Депозитные институты
- Сберегательные институты договорного типа
- Инвестиционные институты
- Динамика денежно-кредитных показателей в 2007 году
- Глава 10. Международные экономические отношения
- 10.1.Международные экономические отношения: содержание, формы, особенности развития в современном мире.
- 10.2.Международная торговля: структура и современные особенности. Торговая политика государства.
- 10.3. Международная миграция факторов производства: капитала, труда, технологий.
- 10.4. Международные валютные отношения.
- 10.5. Международная экономическая интеграция.
- Вопросы для самопроверки:
- Тесты по курсу «Экономика»
- Глоссарий
- Персоналии