logo
Учебник по экономике

4.3.Издержки хозяйствования фирмы. Виды издержек в рыночной экономике.

Издержки производства — это затраты на производство товара, товарной услуги. Различают бухгалтерские и экономические издержки производства. Бухгалтерские издержки — фактические расходы, связанные с осуществлением производства, выраженные в денежной форме. Экономические (вмененные) издержки — это стоимость всех отвлекаемых для данного производства ресурсов.

К экономическим издержкам относятся:

Различия в величине бухгалтерских и экономических издержек приводят к количественному несовпадению бухгалтерской и экономической прибыли. Бухгалтерская прибыль — это совокупная выручка за вычетом бухгалтерских издержек. Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой и экономическими издержками. Она меньше бухгалтерской на величину неявных издержек и нормальной прибыли.

Издержки производства подразделяются на несколько групп. К группе, характеризующей общий уровень издержек, относятся совокупные, постоянные и переменные издержки. Совокупные (валовые) издержки (TC) — это суммарная величина издержек, понесенных при производстве данного объема продукции. Для двухфакторной модели производства они составят: ТС = РКК + PLL, где К и L — количества факторов, а Рк и PL — их цены. Постоянные (фиксированные) издержки (FC) — издержки, величина которых не меняется в зависимости от объема выпуска. Переменные издержки (VC) — издержки, величина которых изменяется в зависимос­ти от объема выпуска. Для каждого данного объема выпуска совокупные издержки равны сумме постоянных и переменных издержек: ТС = FC + VC. На рисунке представлены графики постоянных, переменных и общих издержек фирмы (см. рис.1).

ATC=TC/Q=(FC+VC)/Q=(PkK+PL L)/Q

Рис 1. График постоянных, переменных и общих издержек

Другую группу составляют издержки, характеризующие уровень затрат на единицу продукции. Средние издержки (АТС) представляют собой величину совокупных издержек, приходящихся на единицу произведенной продукции:

Сравнивая их с рыночной ценой данной продукции, можно наглядно видеть, прибыльным ли будет производство. Средние постоянные издержки (AFC)величина постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции. AFC = FC/Q. С ростом объема выпуска они уменьшаются. Средние переменные издержки (AVC) — величина переменных издержек, приходящихся на единицу продукции: AVC = VC/Q.

Отдельную группу представляют предельные издержки (MС), отражающие прирост совокупных издержек, вызванный увеличением объема выпуска на единицу продукции: МС = ΔTCQ. Величина предельных издержек может быть найдена как первая производная функции совокупных издержек: МС = dTC/dQ. Так как в краткосрочном периоде совокупные издержки изменяются исключительно из-за изменения переменных издержек, предельные издержки определяются как производная функция переменных издержек.

Различают долгосрочный и краткосрочный периоды хозяйствования фирмы. Краткосрочный период функционирования фирмы — это временной промежуток, в течение которого фирма не может изменить используемый объем, по крайней мере, одного из имеющихся у нее видов производственных ресурсов. Обычно в качестве фиксированного ресурса рассматриваются производственные мощности. При этом фирма может изменить интенсивность использования фиксированного ресурса за счет варьирования используемых объемов других, переменных ресурсов (в частности, труда). Таким образом, в краткосрочном периоде одна часть ресурсов фирмы является переменной, другая часть — постоянной, соответственно одна часть издержек образует постоянные издержки, другая — переменные издержки.

Долгосрочный период функционирования фирмы — это временной промежуток, в течение которого фирма может изменить объемы (количество) всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности. Все ресурсы (а также издержки) в этом случае являются переменными, т.е. постоянных ресурсов и издержек нет.

В процессе производства основ­ные фонды изнашиваются физи­чески и морально, постепенно утрачивая свои потребительские свойства.

Физический износ - это утрата основными фондами натурально-вещественных харак­теристик при их эксплуатации в производстве. В соответствии с этим их стоимость по частям переносится на производимый продукт в форме амортизационных отчислений.

Научно-технический прогресс объективно обусловливает две группы факторов, противоположно воздействующих на износ основных фондов. Во-первых, интенсификация режимов эксплуатации основных фон­дов. Во-вторых, повышение качества материалов, долго­вечности и надежности машин. Это приводит к моральному износу основных фондов.

Моральный износ бывает двух видов. Первый вид морального износа связан с тем, что в результате повышения эффективности производства дан­ного вида средств труда происходит их удешевление. Реальная стоимость уже действующего оборудования определяется не тем, сколько они стоили первоначально, а тем, во что обходится их ­производство в данный момент. Второй вид морального износа связан с появлением новых, качественно более совершенных и эффективных, средств труда. Наличные фонды, несмотря на хорошее физическое состояние, ухудшают свои потребительские характеристики по сравнению с новыми видами средств производства. Материальной основой морального износа во всех случаях выступает НТП. Высокие темпы НТП, ускорение морального износа ведут к тому, что государство в законодательном порядке увеличивает нормы амортизации, т.е. проводит политику ускоренной амортизации. Это позволяет быстрее списывать стоимость оборудова­ния на изготовляемую продукцию, избавляться от морально устарев­шего оборудования.

Учет физического и морального износа имеет большое значение для начисления амортизации.

Амортизация – это процесс переноса стоимости основного капитала в течение срока его службы на стоимость произведенного товара.

Норма амортизации представляет собой отношение годовой суммы амортизационных отчислений к среднегодовой стоимости основного капитала, выраженное в процентах.

Она показывает, за сколько лет стоимость основного капитала должна быть возмещена. В условиях научно - технического прогресса сроки службы оборудования сокращаются, поэтому используется метод ускоренной амортизации.

Особенную группу издержек представляют трансакционные издержки.

Трансакционные издержки возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами. Трансакционные издержки также возникают в сфере обмена при установлении или передаче прав собственности.

К трансакционным издержкам относятся:

Наличие трансакционных издержек вынуждает общество находить как технические, так и организационные средства по их сокращению. Одним из важнейших способов минимизации трансакционных издержек является улучшение административного контроля на фирме, совершенствование структуры ее управления. Кроме того, необходимо определить оптимальный размер фирмы. Экономическая эффективность фирмы достигается рационализацией, когда сумма производственных и трансакицонных затрат минимизируется.

В долгосрочном периоде все элементы издержек изменчивы. Если для каждого объема выпуска применялась комбинация ресурсов, обладающая наименьшей стоимостью, то в долгосрочном периоде кривая средних издержек будет являть собой совокупность точек, характеризующих минимальные для каждого объема производства издержки (кривая LRAC). Взаимосвязь издержек в краткосрочном и долгосрочном масштабах поможет понять рис .2.

Рис. 2. Кривые краткосрочных издержек по различным размерам предприятия

На рис 2 изображена серия кривых краткосрочных издержек, соответствующих различным размерам предприятия (масштабам производства). Первоначально предприниматель находился в краткосрочном периоде 1. Он может наращивать производство, пока не наступит эффект убывания отдачи, т.е. пока краткосрочные средние издержки не начнут расти. Далее возможности наращивания производства исчерпываются в краткосрочном периоде. Требуется некоторое время, чтобы предприниматель (фирма) мог организовать производство в новом масштабе, например, построить новый завод, открыть новый цен и т.д. При этом должны быть изменены параметры всех видов ресурсов. Таким образом, фирма достигает масштаба 2 и во втором краткосрочном периоде может увеличивать объема производства за счет привлечения дополнительной рабочей силы, дополнительных партий сырья и материалов до тех пор, пока не начнет действовать эффект убывающей производительности. Аналогично будет происходить переход к масштабу производства 3,4,5 и т.д. Объединив все изменения в издержках разных краткосрочных периодов, получаем кривую долгосрочных средних издержек. Кривую долгосрочных средних издержек часто называют также кривой-конвертом, т.к. в ней, как в конверте, помещены все кривые краткосрочных периодов и кривой – U – по ее форме, напоминающей латинскую букву U.

Последовательное увеличение размеров фирмы в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции, но начиная с определенного момента все большие и большие размеры фирмы означают повышение средних издержек.

Значит закон убывающей отдачи в данном случае неприменим, потому что условием его действия является неизменность количества одного из используемых в производстве ресурсов, тогда как в долгосрочном периоде допускаются изменения в количестве всех ресурсов. Этот эффект называют эффектом масштаба.

Покупатель оценивает тот или иной товар (услугу) с точки зрения того, какую пользу покупка принесет ему самому, какой ценностью для покупателя обладает товар или услуга.

«Воспринимаемая потребителем ценность (стоимость) определяется как разница между общей ценностью товара для потребителя и его общими издержками»

«Общие издержки потребления определяются как сумма издержек, которые, как ожидает покупатель, он понесет при оценке, получении и использования продукта или услуги».

Ценность товара или услуги, воспринимаемая покупателем, состоит из двух факторов: потребительской ценности и издержек потребителя (схема 1).

Ценность, ощущаемая потребителем

 

 

 

 

Потребительская ценность

Издержки потребителя

 

Ценность продукта

 

Денежные издержки

 

Ценность услуг

 

Затраты времени

 

Ценность персонала

 

Затраты энергии

 

Ценность имиджа

 

Эмоциональные затраты

 

Схема 1. Факторы, определяющие ценность, ощущаемую потребителем

Смысл этой схемы можно понять на следующем примере. Допустим, крупная организация решила устроить праздник для своих работников и организовать поездку в Египет на время зимних каникул, что составляет примерно 1 неделю. Просмотрев огромное количество предложений от всевозможных туристических фирм, организация остановила свой выбор на той, которая предложила самый привлекательный пакет. В него входило проживание в крупнейшем пятизвездочном отеле, перелет туда-обратно, трансфер от аэропорта до отеля на собственных автобусах турфирмы, постоянная поддержка русского гида,  питание по системе «все включено» и организация 5 экскурсий (остальные компании не могли предложить постоянную поддержку со стороны гидов и такое количество экскурсий).

В дополнение к предложенному пакету по желанию руководства организации можно было изменить график экскурсий, корректировать меню, организовывать собственные развлекательные программы на территории отеля, и при возникновении любых вопросов/проблем обращаться за помощью к гиду, который проживал бы в том же отеле.

1.  Увеличивая общую стоимость продукта для потребителя, улучшая его технические характеристики, повышая уровень услуг, квалификацию персонала и корпоративный имидж.

2.  Фирма имеет возможность уменьшить издержки покупателя, способствуя экономии его времени, энергетических и эмоциональных затрат.

3. Компания может уменьшить денежные издержки потребителя, снизив цену на продукт.

У каждого покупателя всегда существует какой-то ожидаемый уровень качества товара или обслуживания, с которым он обращается в выбранную фирму. Т.е. при покупке костюма мужчина надеется на то, что он будет удобным в носке, легко стираться, не мяться и т.д., поэтому ведь он и сделал выбор в пользу именно этого костюма, а не другого.  Если достоинства товара превосходят ожидаемые или равны им, потребитель остается удовлетворенным, если же достоинства ниже ожидаемого уровня, потребитель вряд ли будет рад, а также вряд ли вернется в данную компанию за таким же товаром, услугой еще раз.

Удовлетворенный же клиент может и «привязаться» к марке: он готов возвращаться снова и снова, делать покупки и делиться своим восторгом с друзьями и знакомыми, а следовательно косвенно помогать фирме в привлечении новых клиентов. Поэтому так важно, чтобы покупатель уходил из фирмы с чувством удовлетворения, а не разочарования. Ведь как известно, если фирма потеряет клиента, на привлечение нового она потратит в 25 раз больше средств, чем может понадобиться на удержание старого. Большинство фирм пришли к выводу, что удовлетворенность покупателя – ключ к успеху компании, в связи с чем на исследование потребительских желаний, мнений тратится огромное количество средств.

Также очень важно, чтобы компания не завышала ценность (полезные качества) своего продукта, поскольку при использовании покупатель обязательно заметит разницу, а следовательно он будет разочарован, т.к. обещанное будет отличаться от реального в отрицательную сторону. Но при этом и занижать ожидаемую полезность нельзя, иначе не будет привлечено достаточное количество потребителей. Так, например, если предложить дешевый отдых за 100$ в неделю за счет проживания в 2х-звездочном отеле вдалеке от пляжа, с отсутствующим бассейном и одноразовым питанием (т.е. за счет снижения уровня издержек), совсем точно можно быть уверенным, что данный  тур будет убыточным и не привлечет покупателей.

Товары, которые обладают соответствующей прибыльностью (разностью между продажной ценой и себестоимостью), должны находить постоянный сбыт. Покупая товары, мы оплачиваем их  стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что нам понравилось их качество. Поскольку внешний вид этих товаров, удобство в обращении, срок службы, технические характеристики, условия гарантийного обслуживания – решающие моменты при определении их цены, то мы оплачиваем покупку в соответствии с фактором «возлагаемых надежд» или «степенью полезности товара». Таким образом, необходимыми условиями определяющими сбыт товара, является цена  и убежденность потребителя в его гарантированном качестве.

Существует тесная связь между качеством продукции и услуг, удовлетворением потребителя и уровнем прибыли компании. Достижение более высокого уровня качества приводит к повышению степени удовлетворения потребителей при сохранении высоких цен на товары и (зачастую) снижении издержек. Таким образом, реализация программ по повышению качества, как правило, приводит к увеличению прибыли компании.

Большинство расходов, связанных с основными средствами, четко разделяются на категории, относящиеся либо к капитальным затратам, либо к обычным производственным расходам. Такая классификация расходов на основные средства дает возможность маневра финансовыми ресурсами. Например, ремонт оборудования или сооружений с использованием более совершенный материалов может рассматриваться не как производственная затрата, а как капитальная. Если же к производительным затратам компания относит расходы, в действительности являющиеся производственными, то тем самым она снижает размер текущей прибыли и одновременно сумму уплачиваемых налогов. С финансовой точки зрения целью анализа капитальных вложений является избежание ненужных капитальных затрат путем соответствующего планирования и составления бюджета капитальных затрат. Для этого необходимы: - систематическое рассмотрение вопроса о замене средств производства. Тщательный анализ существующих стоимостных данных (стоимость ремонта, характер продукции и тому подобное) может выявить потребность в немедленной замене оборудования, даже если оно может работать еще несколько лет; ожидание окончательного износа основных средств может быть в настоящее время опасным; - наличие соответствующих средств. Чрезвычайно важно финансировать капитальные затраты, не угрожая долгосрочным финансовым планам предприятия.(пример 1)

Пример. Японская «Сони корпорейшн» долгие годы занимает в бытовой электронике позицию лидера по внедрению новшеств. Она первой запустила в массовое производство транзисторный радиоприемник и создала первый в мире домашний видеомагнитофон. Придуманный фирмой первый аудиоплейер «вокмен», сформировал целое поколение молодежи, никогда не снимающей наушники с головы. Лазерная технология звукозаписи на серебристые компакт-диски, которые к середине 90-х годов вытеснили в развитых странах традиционные долгоиграющие пластинки (в России этот процесс кончается только сейчас), - тоже детище «Сони». Наконец, в последнее время фирма ближе других компаний подошла к созданию технологии телевидения будущего, обеспечивающего идеальную четкость изображения (система ХДТВ).

В расчетах российские предприятия используют такую форму издержек как себестоимость. Себестоимость показывает, какие издержки предприятие имеет при производстве, реализации продукции, производимой этим предприятием. Себестоимость состоит из таких элементов:

Сумма всех затрат по производству продукции и затрат на транспортировку, реализацию продукции представляет собой полную себестоимость. Структура себестоимости на всех предприятиях отличается друг от друга, так как затраты всегда специфичны.