Классификация объектов по местоположению
а) зонирование для целей анализа рынка жилой недвижимости
Административное районирование
Зонирование объектов в пределах города имеет ту же цель, что и типизация по качеству: уменьшение разброса цен в выборке.
Как известно основным способом территориальной привязки квартиры в листингах предложений риэлторских фирм является, помимо адреса, указание ближайшей станции метро и степени удаленности квартиры от неё.
Для анализа рынка жилья (в первую очередь — вторичного) целесообразно использовать районную сетку города. С одной стороны, такой анализ является весьма детальным и, с другой, имеет важное прикладное значение, поскольку район — органичное территориальное образование, в некоторых случаях - субъект местного самоуправления со своими органами представительной и исполнительной власти, а также с собственными финансовыми ресурсами. Кроме того, на уровне административных районов ведётся текущий учёт важнейших статистических показателей (территория, численность и плотность населения, объём жилищного фонда и некоторых других), что является базой для сопоставительного анализа.
б) зонирование для целей анализа рынка коммерческой недвижимости
Районирование территории для объектов офисной и торговой недвижимости имеет свои особенности, связанные с гораздо менее равномерным (по сравнению с жильём) размещением этих объектов по территории города. При этом используются такие понятия, как зона торговли, «центральное место», формальный и функциональный район.
Зона торговли или «область распространения» товара или услуги.
Так называемая «магазинная цена» товара или услуги постоянна, но их «реальная цена» увеличивается с расстоянием от магазина, поскольку возрастают транспортные расходы. Следовательно, спрос на большинство товаров и услуг снижается с увеличением расстояния от местонахождения магазина. Почти для всех товаров и услуг спрос подчиняется ограничению, или «области распространения» (оценивается в терминах расстояния или времени проезда), за пределы которой потребители не захотят поехать к определённому местоположению магазина. Этой областью распространения может считаться административный район, если не учитывать конкуренцию.
Существование конкурентов сокращает область распространения и более чётко определяет фактический район рынка товара или услуги. Район рынка также будет варьироваться в соответствии со схемами расположения улиц и плотностью населения. Однако не все товары и услуги нуждаются в максимизации расстояния от конкурентов — для некоторых видов торговли, например, концентрация в одном месте привлекает больше потребителей в расчёте на каждый объект торговли, чем если бы они находились далеко друг от друга. В частности, агломерация ресторанного бизнеса создаёт «центральное место», когда скопление ресторанов привлекает больше потребителей (в расчёте на каждый ресторан), желающих поужинать, чем отдельно стоящий ресторан. Такая концентрация бизнеса позволяет обслуживать гораздо больший район рынка.
Формальный (или административный) район.
Район, определяемый административными границами города и т.д. Такой тип района удобен тем, что представляет собой непрерывное пространство, по которому легко собирать информацию.
Функциональный (географический) район.
Район, определяемый экономическим взаимодействием и связями, имеющими организационную основу, например, зона торговли. Такие районы, как правило, подразумевают важные экономические связи, существующие между потребителями и компаниями, а также между компаниями в различных политико-географических подрайонах. Такие районы необязательно являются непрерывными в пространстве, поэтому сбор данных может быть осложнён.
Однако разница между формальными и функциональными районами может быть трудноуловимой.
В радиальном направлении территория города также не однородна. Это связано с такими факторами, как:
степень близости участка к основным радиальным автомагистралям, железнодорожным магистралям;
значимость магистрали с учетом её направления (на аэропорты, к границам со смежными государствами, к другим крупным городам);
удалённость участка от промышленных зон, других загрязняющих среду и опасных объектов;
общая экологическая ситуация в районе (с учётом розы ветров);
общее состояние инженерных коммуникаций в районе, геодезическая обстановка.
В меньшей степени неоднородность территории влияет на рынок жилья, в большей — на рынок офисов, торговых объектов и складов.
- Глава 1. Понятие и особенности недвижимости
- 1.1. История возникновения понятия «недвижимость»
- 1.2. Основные аспекты понятия «недвижимость»
- 1.2.1. Недвижимость как материальный объект
- Принадлежности
- Пакет прав
- Улучшения
- 1.2.2. Недвижимость как объект имущественных отношений
- 1.2.3. Экономический аспект понятия «недвижимость»
- Недвижимость (экономический аспект)
- Актив (источник дохода)
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Рынок недвижимости: особенности и основы анализа
- 2.1. Понятие рынка недвижимости. Объекты и субъекты рынка
- Субъекты рынка недвижимости
- Институциональные участники рынка
- Объекты рынка недвижимости
- По формам собственности По сферам хозяйство вания По видам экономической деятельности По натурально-вещественному составу По целям собственника По функциональному назначению
- -Для инвестиций;
- Рыночные посредники:
- Подрядчик
- Инвестор
- Покупатель
- Продавец Арендатор, управляющий Арендодатель, собственник
- 2.2. Специфические черты рынка недвижимости
- 2.3. Основы анализа рынка недвижимости5
- 2.3.1. Типовые цели анализа рынка недвижимости
- 2.3.2. Показатели мониторинга рынка недвижимости
- 2.3.3. Классификация объектов недвижимости
- Классификация объектов по качеству
- Классификация объектов по размеру
- Классификация объектов по местоположению
- 2.3.4. Использование методов математической статистики для целей анализа рынка недвижимости
- Расчёт среднего значения
- 2.3.5. Источники данных о предложении и спросе
- 2.3.6. Абсолютные и относительные показатели рынка недвижимости
- 2.3.7. Циклы, периоды, фазы и стадии развития рынка недвижимости
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Виды стоимости и принцыпы оценки недвижимости
- 3.1. Цели оценки и виды стоимости недвижимости
- 3.2. Принципы оценки недвижимости
- Требования к проведению оценки
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Основы теории стоимости денег во времени
- Правило «72-х»
- Глава 5. Основы доходного подхода к оценке недвижимости
- 5.1. Общие положения
- 5.2. Прогнозирование будущих доходов
- 5.2.1. Прогнозирование чистого операционного дохода (чод)
- Реконструированный отчет собственника о пвд
- 5.2.2 Определение момента начала получения дохода, период получения доходов, риск
- Период получения дохода и риск
- 5.2.3 Ожидаемая выручка от продажи объекта (реверсия)
- 5.3. Методы и техники капитализации дохода
- 5.3.1. Метод прямой капитализации
- 5.3.2. Метод капитализации по норме отдачи на капитал
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Оценка недвижимости на основе сравнительного подхода
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Затратный подход к оценке недвижимости
- 7.1. Сущность и сфера применения затратного подхода
- Сфера применения затратного похода
- 7.2. Порядок применения затратного подхода
- 7.2.1. Расчет прямых и косвенных затрат инвестора
- 7.2.2. Определение величины предпринимательской прибыли инвестора, соответствующей требованиям рынка
- Предпринимательская прибыль
- Предпринимательский стимул – компенсация рисков инвестора
- 7.2.3. Методы расчета физического износа зданий
- Порядок раздельного определения устранимого и неустранимого физического износа
- 7.2.4. Измерение функционального устаревания
- 7.2.5. Внешнее (экономическое) устаревание
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Определение рыночной стоимости земельных участков
- 8.1. Анализ с целью выбора варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земельного участка
- Этапы проведения анализа ннэи
- 8.2. Методы оценки рыночной стоимости земельных участков
- Методы оценки земельных участков
- Метод выделения
- 8.3. Особенности оценки права аренды земельного участка
- Вопросы для самопроверки
- Основные понятия и определения
- Приложения
- Федеральный стандарт оценки n 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (фсо n 1)»
- Федеральный стандарт оценки n 3 «Требования к отчету об оценке» (фсо n 3)