36. Политика государства в формировании доходов населения.
Как направление государственного регулирования – политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости.
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.
Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.
Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение.
Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения.
Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой.
Индивидуалистический характер капиталистической экономики вполне допускает высокую степень неравенства доходов, которое объясняется следующими факторами:
-
различия в способностях людей;
-
различия в образовании и квалификации;
-
профессиональные вкусы и риск;
-
владение собственностью;
-
господство на рынке;
-
удача, несчастья и др.;
-
связи.
Аргументами в пользу равного распределения дохода является:
-
равенство дохода необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя;
- угроза социальных конфликтов, грозящих перерасти в национальную катастрофу. В развитых европейских странах разрыв доходов между богатыми и бедными колеблется в пределах от 1:6 до 1:9. Превышение уровня 1:10 влечёт за собой вступление общества в зону социальной нестабильности.
Основой критики равного распределения является положение, согласно которому социальное равенство приводит к уменьшению стремления зарабатывать как тех у кого забирают заработанное, так и тех, кому дают то, что он не заработал. Другим аргументом против перераспределения доходов является то, что перераспределение дохода от богатого к бедному сопровождается потерей эффективности экономики, т.е. часть перераспределяемой суммы растворяется среди тех, кто распределяет.
В экономической теории для изучения распределения доходов между разными группами населения используют кривую Лоренца.
Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая – очень высокие. Основным критерием бедности является уровень доходов, который приходится на одного человека. Общим критерием бедности является структура потребления семей, например, доля затрат на еду. В США, например, к числу бедных в конце 80-х годов относились те семьи, которые тратили на потребление третью часть семейного бюджета. В Беларуси уже в 1992 году затраты на еду в доходах большинства семей составляли около 75%.
Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.
Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. Но главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.д. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления.
- Понятие национальной экономики и ее функции.
- Система национальных счетов и ее показатели.
- 3. Внп и три способа его расчета.
- 4. Совокупный спрос, кривая совокупного спроса и факторы его определяющие.
- 5. Совокупное предложение, кривая совокупного предложения и факторы его определяющие.
- 7.Потребление и сбережение в масштабах экономики.
- 8. Инвестиции и сбережения. I-s равновесие
- 9. Мультипликатор инвестиций
- 11. Банки и их роль в создании денег
- 12. Инструменты денежно-кредитной политики.
- 13. Инфляция: понятие, виды и типы
- 14. Инфляция спроса и предложения: причины, механизм, последствия
- Антиинфляционная политика.
- 16. Финансы и финансовые отношения
- 17. Государственный бюджет и проблема дефицита
- 18. Три концепции бюджетной политики
- Государственный долг.
- 20. Фискальная политика государства
- 21. Налоги: понятие и виды
- 22. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера
- 23. Понятие экономического роста, его показатели и виды.
- 24. Факторы экономического роста.
- 25. Модели экономического роста
- 26. Цикличность экономики и виды циклов.
- 27. Понятие экономического цикла и его фазы.
- 28. Антициклическая политика государства
- 29 Необходимость и основные задачи государственного регулирования экономики.
- 30. Методы государственного регулирования экономики.
- 31. Основные направления государственного регулирования в экономике
- 32. Безработица – причины виды и последствия.
- 33. Причины и последствия безработицы. Кривая Филипса
- Политика занятости и ее основные направления.
- 35. Социальная политика, понятие и основные направления.
- 36. Политика государства в формировании доходов населения.