logo
Теоретические основы реструктуризации (лекции)

3.2.4. Анализ сегментов рынка

Важной частью ситуационного (маркетингового) анализа является изучение потребительского рынка, который обслуживает организация и/или ее отдельные бизнес-единицы (стратегические центры хозяйствования). Клиенты и потребители данного рынка обладают как сходными, так и различными чертами, которые и следует изучить в ходе ситуационного анализа.

Существует множество моделей анализа сегментов (сегментации) рынка, которые являются комбинациями различных критериев сегментации, отражающих потребительский спрос.

Примеры критериев:

  1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от использования товара, или по удовлетворению потребностей.

  2. Сегментация потребителей по образу жизни.

  3. Половозрастная сегментация.

  4. Географическая сегментация.

  5. Сегментация по потребительским ситуациям (таким, как праздник, обед, командировка и пр.).

  6. Сегментация потребителей на основе правил выбора. Существуют три стратегии выбора, которых в основном придерживаются потребители:

  1. Сегментация по приверженности торговой марке. Для фирмы очень важно различать сегменты приверженности торговой марке на рынке, так как тип приверженности, равно как и размер сегмента, определяет не только стратегию и тактику маркетинга, но и потенциальную значимость торговой марки.

  2. Сегментация потребителей по чувствительности к цене.

  3. Сегментация клиентов — юридических лиц с использованием стандартных классификаторов отраслей.

  4. Сегментация по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различными группами потребителей.

Выбор критериев сегментации требует постоянного внимания. Смена стиля жизни, потребительских ценностей, демографические изменения добавляют неопределенность и нестабильность.