4.7. Управление знаниями
В последнее время активно развивается междисциплинарное направление в теории и практике — управление знаниями. В рамках этого подхода разрабатываются и внедряются процессы и решения, связанные с тем, как организация приобретает знания из опыта, умений сотрудников и других источников, включая внешние, и использует накопленный интеллектуальный потенциал для повышения эффективности, результативности и адаптивности деятельности организации.
При этом информационные технологии, организационная структура, бизнес-процессы и организационная культура объединяются для создания условий, при которых знания (опыт, умение, информация и данные, которые имеют значение для бизнеса) выявляются, собираются, распространяются и используются.
Под знаниями понимают высокоструктурированную (классифицированную, с выявленными логическими, семантическими и ассоциативными связями) информацию, имеющую практическую значимость для бизнеса.
Знания аккумулируются и формируют интеллектуальный капитал фирмы, под которым понимается вся совокупность знаний, заключенных в формальных документах, опыте, способностях и знаниях сотрудников и имеющих критическое значение для развития и непосредственной деятельности организации. Интеллектуальный капитал в развитой экономике становится наиболее ценным, сильным, высокоэффективным и мобильным видом капитала.
Для эффективного использования интеллектуального капитала необходимо его постоянное приумножение, обновление, приобретение. При этом приобретение знания не означает его увеличения (чисто количественного), а представляет собой обратный процесс — сведение массива информации к строгой совокупности взаимосвязанных фактов и правил.
Управление знаниями базируется на применении информационных технологий, основные из которых включают:
компьютерное обеспечение групповой работы или корпоративные информационные системы, ориентированные на создание и использование знаний работниками предприятия;
распространенные и открытые гипертекстовые системы используются для обмена и поиска знаний;
геоинформационные системы используются для построения структуры знаний и процессов управления ими;
поисковые информационные технологии активно используются для поиска справочной и вспомогательной информации по интересующим вопросам;
интернет-сети представляют собой внутренние корпоративные сети, использующие IP (Internet Protocol) — стандарт передачи данных, и применяются для оперативной передачи информации;
представление знаний используется для описания знаний — классификации, создания спецификаций, выявления логических и других связей между объектами знаний;
концептуальное моделирование позволяет наглядно представить идеи и их взаимосвязи или выявить структуры информации;
семантические сети состоят из узлов, представляющих собой концепции (идеи, мысли и пр.), и дуг, обозначающих связи и отношения между ними. Применяются для структуризации знаний;
информационное моделирование используется для точной спецификации значения и смысла текста, а также построения смысловой структуры текста;
концептуальное индексирование применяется для создания справочных систем (по примеру систематического указателя в научных книгах);
онтологии представляют собой справочные системы по различным видам знаний, типа энциклопедий, справочных словарей и справочников.
Процессы реструктуризации базируются на знаниях и успех этих процессов существенно зависит от использования и развития знаний.
- Тема 1. Концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- Понятия "реформирование" и "реструктуризация" предприятий
- 1.2. Предпосылки реструктуризации
- 1.2.1. Внешние аспекты реструктуризации
- Законодательство
- Инвестиции
- Государственная поддержка
- 1.2.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- Неэффективный собственник
- Некомпетентное руководство предприятия
- Криминальные группы
- Профсоюзы
- Региональная администрация
- 1.3. Основные положения концепции реструктуризации
- 1.4. Методы и средства реструктуризации
- 1.5. Факторы успеха реструктуризации
- Тема 2. Организация проведения реструктуризации.
- 2.1. Проект реструктуризации предприятия
- Неотложные меры: борьба с кризисом денежных средств
- Разовые меры: структурное сокращение затрат
- Постоянные меры: повышение эффективности работы
- 2.2. Разработка программы реструктуризации
- Тема 3. Диагностика предприятия
- 3.1. Основные понятия и принципы
- Ситуационный анализ
- 3.2.1. Общие положения
- 3.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия (swot-анализ)
- 3.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 3.2.4. Анализ сегментов рынка
- 3.2.5. Анализ конкуренции
- 3.2.6. Позиционный анализ
- 3.3. Организационно-управленческий анализ
- 3.4. Финансово-экономический анализ
- 3.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 3.6. Анализ кадрового потенциала
- 3.7. Оценка бизнеса и компаний
- 3.7.1. Общие положения
- 3.7.2. Виды оценочной стоимости
- 3.7.3. Методы оценки стоимости
- Тема 4. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Управление проектами
- 4.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 4.4. Авс/авм-методологии
- 4.5. Методы "точно в срок"
- 4.6. Управление качествам
- 4.7. Управление знаниями
- 4.8. Корпоративные информационные технологии
- Тема 5 Особенности реструктуризации кризисного предприятия
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 5.3. Реструктуризация и антикризисное управление