3.7.3. Методы оценки стоимости
При оценке стоимости предприятия и его элементов используют следующие подходы:
затратный;
сравнения продаж (аналоговый);
доходный.
Главный признак затратного подхода — это поэлементная оценка объекта. Общую стоимость объекта получают суммированием стоимостей всех его элементов. Применение затратного метода дает пессимистическую оценку объекта, однако в условиях, когда фондовый рынок еще не сформирован, а рыночная информация отсутствует, этот подход часто оказывается единственно возможным. Реализация затратного подхода состоит из четырех этапов:
Анализ структуры объекта оценки и выделение его составных частей, по которым будет производиться оценка.
Выбор наиболее подходящего способа для каждого элемента структуры объекта оценки и осуществление расчетов.
Оценка накопленного износа элементов объекта оценки.
Расчет остаточной стоимости элементов и суммарная оценка стоимости всего объекта.
Аналоговый подход основан на сравнении оцениваемого объекта с аналогами, рыночная цена которых известна, и имеет нижеследующую последовательность:
Изучение рынка и сбор информации по сделкам с объектами-аналогами.
Проверка достоверности полученной информации.
Сравнение оцениваемого объекта с каждым аналогом и выявление отличий по:
передаваемым имущественным правам;
условиям финансирования;
условиям продажи;
дате продажи;
потребительским характеристикам;
месторасположению;
наличию дополнительных элементов и др.
4. Расчет стоимости объекта путем корректировки цен аналогов. При этом могут использоваться:
оценка стоимости дополнительных элементов (например, вспомогательных сооружений к зданиям и др.) через сравнение цен у двух групп объектов, имеющих и не имеющих эти элементы;
повышающие и понижающие коэффициенты, используемые для корректировки влияния функциональных, потребительских, технических и других различий между объектами;
удельные показатели (например, на 1 кв. м общей площади здания) для расчета стоимости в случае, если сравниваемые объекты, являясь сходными функционально, различаются по размеру и мощности;
мультипликаторы, представляющие собой соотношение цены объекта к ежегодному доходу от объекта (например, отношение рыночной цены акции фирмы к доходу на акцию). При оценке применяют несколько мультипликаторов по различным аналогам. Стоимость оцениваемого объекта получают перемножением проектируемого ежегодного дохода на усредненную величину мультипликатора;
корреляционные модели, устанавливающие зависимость цены объекта от небольшого числа факторов. При этом необходимо иметь достаточное количество объектов-аналогов, позволяющее осуществить статистическую обработку информации.
Доходный подход основывается на расчете будущих поступлений от эксплуатации объекта оценки и определением их текущей стоимости. При реализации данного метода эксплуатация объекта оценки рассматривается как проект, эффективность которого определяется с помощью методов оценки эффективности инвестиционных проектов. Для расчета стоимости объекта используется показатель чистого дисконтированного дохода.
- Тема 1. Концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- Понятия "реформирование" и "реструктуризация" предприятий
- 1.2. Предпосылки реструктуризации
- 1.2.1. Внешние аспекты реструктуризации
- Законодательство
- Инвестиции
- Государственная поддержка
- 1.2.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- Неэффективный собственник
- Некомпетентное руководство предприятия
- Криминальные группы
- Профсоюзы
- Региональная администрация
- 1.3. Основные положения концепции реструктуризации
- 1.4. Методы и средства реструктуризации
- 1.5. Факторы успеха реструктуризации
- Тема 2. Организация проведения реструктуризации.
- 2.1. Проект реструктуризации предприятия
- Неотложные меры: борьба с кризисом денежных средств
- Разовые меры: структурное сокращение затрат
- Постоянные меры: повышение эффективности работы
- 2.2. Разработка программы реструктуризации
- Тема 3. Диагностика предприятия
- 3.1. Основные понятия и принципы
- Ситуационный анализ
- 3.2.1. Общие положения
- 3.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия (swot-анализ)
- 3.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 3.2.4. Анализ сегментов рынка
- 3.2.5. Анализ конкуренции
- 3.2.6. Позиционный анализ
- 3.3. Организационно-управленческий анализ
- 3.4. Финансово-экономический анализ
- 3.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 3.6. Анализ кадрового потенциала
- 3.7. Оценка бизнеса и компаний
- 3.7.1. Общие положения
- 3.7.2. Виды оценочной стоимости
- 3.7.3. Методы оценки стоимости
- Тема 4. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Управление проектами
- 4.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 4.4. Авс/авм-методологии
- 4.5. Методы "точно в срок"
- 4.6. Управление качествам
- 4.7. Управление знаниями
- 4.8. Корпоративные информационные технологии
- Тема 5 Особенности реструктуризации кризисного предприятия
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 5.3. Реструктуризация и антикризисное управление