3.1. Основные понятия и принципы
Первым этапом и по сути залогом успеха реструктуризации является комплексная бизнес-диагностика компании, которая призвана выявить и понять проблемы компании, ее слабые и сильные стороны, место компании на рынке и среди конкурентов, дать количественную и качественную оценку состояния компании как целостного организма по отношению к внешнему бизнес-окружению и в то же время сложной системы, включающей организационную, производственную, финансовую, управленческую структуры во всех их взаимосвязях.
Можно выделить два направления реструктуризации:
корпоративная, стратегическая реструктуризация компании, направленная на повышение эффективности функционирования и связанная с развитием действующей компании, включая увеличение стоимости собственного капитала, повышение конкурентоспособности, завоевание новых или расширение имеющихся рынков, оптимизацию организационной структуры, диверсификацию деятельности и т.п.;
реструктуризация компании в кризисных условиях. Кризисными для компании могут быть различные ситуации — от снижения эффективности производства и сбыта, ухудшения финансово-экономического состояния, не сказывающегося на расчетах с кредиторами, до ситуации, характеризующейся несвоевременным или неполным удовлетворением требований кредиторов. Крайним проявлением кризисной ситуации является несостоятельность (банкротство) компании.
В обоих случаях комплексная диагностика необходима, но отдельные аспекты ее разнятся, поскольку цели, содержание реструктуризации различаются. Комплексная бизнес-диагностика позволяет понять суть происходящего и пути выхода из создавшейся ситуации.
Комплексная диагностика включает следующие виды анализа и оценок:
ситуационный анализ;
организационно-управленческий анализ;
финансово-экономический анализ;
производственно-хозяйственный анализ;
анализ кадрового потенциала;
оценку бизнеса и компании.
Диагностика позволяет составить "бизнес-портрет" компании и определить стратегии ее развития, сформировать цели и задачи проекта реструктуризации.
-
Содержание
- Тема 1. Концепция реструктуризации
- 1.1. Основные понятия
- Понятия "реформирование" и "реструктуризация" предприятий
- 1.2. Предпосылки реструктуризации
- 1.2.1. Внешние аспекты реструктуризации
- Законодательство
- Инвестиции
- Государственная поддержка
- 1.2.2. Внутренние аспекты реструктуризации
- Неэффективный собственник
- Некомпетентное руководство предприятия
- Криминальные группы
- Профсоюзы
- Региональная администрация
- 1.3. Основные положения концепции реструктуризации
- 1.4. Методы и средства реструктуризации
- 1.5. Факторы успеха реструктуризации
- Тема 2. Организация проведения реструктуризации.
- 2.1. Проект реструктуризации предприятия
- Неотложные меры: борьба с кризисом денежных средств
- Разовые меры: структурное сокращение затрат
- Постоянные меры: повышение эффективности работы
- 2.2. Разработка программы реструктуризации
- Тема 3. Диагностика предприятия
- 3.1. Основные понятия и принципы
- Ситуационный анализ
- 3.2.1. Общие положения
- 3.2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия (swot-анализ)
- 3.2.3. Анализ стратегической позиции предприятия
- 3.2.4. Анализ сегментов рынка
- 3.2.5. Анализ конкуренции
- 3.2.6. Позиционный анализ
- 3.3. Организационно-управленческий анализ
- 3.4. Финансово-экономический анализ
- 3.5. Производственно-хозяйственный анализ
- 3.6. Анализ кадрового потенциала
- 3.7. Оценка бизнеса и компаний
- 3.7.1. Общие положения
- 3.7.2. Виды оценочной стоимости
- 3.7.3. Методы оценки стоимости
- Тема 4. Эффективные методы, применяемые при реструктуризации предприятий
- 4.1. Основные понятия
- 4.2. Управление проектами
- 4.3. Реинжиниринг бизнеса и управления
- 4.4. Авс/авм-методологии
- 4.5. Методы "точно в срок"
- 4.6. Управление качествам
- 4.7. Управление знаниями
- 4.8. Корпоративные информационные технологии
- Тема 5 Особенности реструктуризации кризисного предприятия
- 5.1. Основные понятия
- 5.2. Стратегии, цели и критерии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- Цели реструктуризации и критерии их достижения
- Варианты стратегий реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации
- 5.3. Реструктуризация и антикризисное управление