Методы анализа в стратегическом менеджменте
Стратегия - это модель взаимодействия всех ресурсов, позволяющая организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ.
Выделяется три уровня стратегических решений.
Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом. Исторически бизнес был однопродуктовым, затем наступила его диверсификация, поэтому данный уровень в настоящее время связан с управлением многопродуктовым (многопрофильным) предприятием. Основной целью портфельной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Главные моменты такой стратегии охватывают распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа; диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; изменение организационной структуры корпорации; выработку единой стратегической ориентации подразделений.
Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Цель их - обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов и т.д.
Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. Это стратегии производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т.д. Их цель - рациональное распределение ресурсов отдела (службы), а также поиск эффективного поведения в рамках заданной функции. Считается, что независимое формирование функциональных стратегий - неподнятая целина менеджмента, где скрыты огромные резервы эффективности.
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом «стратегия - структура - контроль»;
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Методы и технологии стратегического менеджмента
Вид работ (операций, действий) | Методы, подходы, технологии |
|
Ситуационный анализ Макроокружение организации: * экономика и политика; * технология и экология; * правовое обеспечение; * демография, общество. | * обзоры, информационные обобщения, проекты, отчеты, библиографические справки, статистические рефераты; * кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки; * PEST-анализ. |
|
Непосредственное окружение (внешние связи, субъекты рынка): * заказчики; * посредники; * конкуренты; * внешние влияния; * общественность; * поставщики. | * анализ рыночной позиции, отношения к торговой марке и престижа организации; * анализ конкуренции и прочих влияний (кабинетные исследования и непосредственные наблюдения). |
|
Собственно организация: * результаты реализации целей прошлой стратегии; * оценка состояния маркетинговой совокупности; * возможности, ресурсы; * маркетинговая инфраструктура. | * сравнительный анализ «цели - план - факт - оптимизация - отклонения»; * причинный анализ, пирамидальная структура; * анализ, балльная оценка возможностей и способностей; * информационная служба, бухгалтерский и оперативный учет. |
|
Конфронтационный анализ (организация - конкуренция): идентификация слабых и сильных сторон на основе оценки возможностей с помощью инструментария маркетинговой совокупности. | * анализ SWOT; * методы сравнительного анализа. |
|
Детальный анализ параметров маркетинговой совокупности: * анализ позиций стратегических единиц в области рыночных цен; * анализ процесса продаж продукции, затрат и прибыли в течение жизненного цикла изделия; * анализ доли торговых расходов; * анализ цикла «продукция - рынок - товарооборот - прибыль - затраты». | * анализ портфеля заказов (по методике Boston Consulting Group, Mc Kinsey, сочетание анализа портфеля и поступления денежных средств); * классификация продукции по П. Дракеру; * метод анализа сбыта в течение жизненного цикла изделий; * АВС-анализ, оптимум Парето. |
|
Синтез: определение актуальных проблемных областей, узких мест, ограничений, шансов, опасностей, рисков. | * причинный анализ; * анализ SWOT, анализ портфеля заказов. |
|
Прогнозы и предсказания * динамика окружения организации; * динамика параметров рынка; * динамика параметров организации. | * сценарий развития; * нормативный метод; * анализ временных рядов, экстраполяция тенденций, анализ критических связей; * операционные исследования, имитационные модели; * методы экспертных оценок Дельфи, мозговой атаки и др. |
|
Планирование целей * миссия организации, ее идентификация, путь развития; * выбор целевого рынка (сегментов и локальных рынков); * профилирование предложений; * целевые приоритеты, целевые траектории; * масштабы целей (технико-экономическая оценка, эффективность с учетом временных и пространственных параметров). | * портфель заказов (план); * SWOT (план); * модели принятия решений, методы оценки вариантов; * операционные исследования, моделирование; * анализ риска; * методы творческого мышления при стоимостном анализе; * методы экспертных оценок. |
|
План стратегических операций * выделение стратегических предпринимательских подразделений; * типовая стратегия роста, конкурентная стратегия; * стратегические операции с помощью инструментария маркетинговой совокупности; * формулирование стратегических вариантов; * идентификация и оценка потенциально узловых проблем и рисков; * коррекция на основе обратной связи. | * портфель заказов (план); * SWOT (план); * операционные исследования, моделирование; * методы теории запасов, теории массового обслуживания (очередей); * методы сетевого анализа; * анализ риска; * метод мозговой атаки, прочие методы стоимостного анализа; * методы экспертных оценок. |
|
|
|
- Рыночный механизм как взаимосвязь элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.
- Эластичность спроса и предложения.
- 3. Гордеева Наташа
- Методы расчета внп
- 8. Математическая школа управления
- 9. Стили управления. Достоинства и недостатки различных стилей управления.
- 10. Управление персоналом, цели, задачи, функции. Элементы системы управления персонала.
- 11. Мясникова Ольга
- 11. Планирование как функция менеджмента.
- 2.Формирование прибыли в коммерческой организации происходит на основании нижеследующих показателей.
- 18. Мясникова Виды и источники инвестиций.
- 19. Структура баланса коммерческого предприятия.
- 20. Правила ведения кассовых операций.
- 21. Родионова Екатерина
- 25. Конфликт и его определение. Типы и виды конфликтов. Управление конфликтами.
- 24. Типология организационных культур и динамика развития организации.
- 2. Организационно-правовые формы хозяйствования и их характеристика. Методы изменения форм собственности и их сущность.
- 28.Ндс: экономическое содержание и порядок расчёта
- 29.Налог на прибыль: определение, значение для предприятия и процедура взимания.
- 30. Виды налоговых выплат ю и ф лицами при применении упрощенной системы налогообложения, учёта и отчётности.
- Вопрос 31
- 32, 34 Слыш Наталья
- 36 Рентабельность: сущность, пути повышения
- 35 Качество услуг. Методы оценки и пути повышения
- Методы анализа в стратегическом менеджменте
- 2. Формирование миссии и стратегических целей организации
- 3 Графическое моделирование в стратегическом управлении. Построение дерева целей организации.
- 4 Классификация и типы стратегий
- 5 Использование экспертных оценок при подготовке управленческих решений
- 6 Открытые и закрытые системы. Место и роль обратной связи в открытых системах.
- 7. Модель и метод. Моделирование и его роль в принятии управленческого решения. Основные проблемы моделирования.
- 8 Сущность и этапы процесса принятия решения
- 9. Квалификация сотрудников, формы ее повышения. Факторы, влияющие на потребность фирмы в развитии персонала
- 10. Отбор и подбор кадров. Методы, используемые фирмой для привлечения кандидатов. Поиск кандидатов внутри организации
- 11 Качество туристских услуг. Факторы повышения качества туристских услуг.
- 12.Качество гостиничных услуг. Факторы повышения качества гостиничных услуг.
- 13 Принципы обеспечения качества. Частные и общие показатели качества гостиничных и туристических услуг.
- 14. Методы оценки качества гостиничных и туристских услуг
- 15. Системы управления качеством tqm, iso 9000
- 18. Показатели неудовлетворительной структуры баланса организации
- 19 Методы стимулирования инновационной деятельности на уровне предприятия.
- 20 Понятие рыночного, технологического и стратегического риска освоения нововведения.
- 21. Государственный механизм поддержки научной и инновационной деятельности
- 22 Причины сопротивления инновациям в организациях
- 25 Характеристика рисков в бизнес-планировании деятельности фирмы в сфере сервиса.
- 27 Виды связей в детерминированных факторных моделях: аддитивные, мультипликативные, комбинированные.
- 28 Способы выявления влияния факторов на изменения результативного показателя.
- 29 Анализ структуры и ассортимента услуг
- 30 Анализ прибыли и рентабельности
- 31. Анализ себестоимости продукции(услуг)
- 32 Анализ показателей платежеспособности: абсолютная и текущая ликвидность.
- 33 Анализ структуры баланса с целью определения кредитоспособности организации.