logo
ОТВЕТЫ К ВОПРОСАМ НАШЕГО БЛОКА

20 Понятие рыночного, технологического и стратегического риска освоения нововведения.

Любой инновационный проект содержит определенную степень риска. Проект может оказаться нереализованным, неэффективным или менее эффективным, чем намечалось. Причины неудачи проекта могут носить внешний (неадекватная реакция рынка, действия конкурентов) или внут­ренний характер (ошибки при определении исходных характеристик про­екта в ходе его оценки и отбора или в процессе реализации).

Как показывают исследования, для разных отраслей, разных типов ново­введений характерно то, что вероятность успеха на рынке ниже, чем вероят­ность собственно технического успеха нововведения. Рыночный успех зави­сит не только от научно-технического достижения, но и от эффективности маркетинговой деятельности, конкурентных позиций фирмы на рынке.

Все риски, связанные с рыночным "провалом" нового продукта, можно свести к пяти взаимосвязанным группам: рыночные риски - изменение конъюнктуры рынка для продукции или услуг данного проекта (изменение спроса и предложения); стратегические риски - недостаточная степень точности оценки ресурсов или затрат, уровня инфляции и др.; экологические риски - непредвиденное законодательное ужесточение эко­логических нормативов в процессе реализации проекта или недоста­точная степень учета природоохранных требований; технологические риски - недостаточная степень точности анализа надежнос­ти используемых в проекте технологий; политические риски - изменение политики государственного регулиро­вания в части налогообложения, амортизации; возникновение полити­ческой нестабильности или форс-мажорных обстоятельств.