2) Исследование возможностей проекта.
Исследование возможностей проекта показывает инвесторам преимущество вложения средств в данный проект. Особое внимание на данном этапе обращается на общие возможности данной отросли или частной общности данного проекта.
Исследование возможностей проекта – это серьёзная научно-исследовательская работа, требующая значительных временных затрат, и она занимает значительную долю в пред инвестиционной стадии жизненного цикла проекта. Исследование возможностей проекта, как правило, проводится по трём основным направлениям:
1) Место расположения проекта.
2) Организация бизнеса.
3) Маркетинговые исследования.
Место расположения проекта – имеет весьма важное значение, так как допущение ошибки при неправильном выборе проекта исправить в дальнейшем практически невозможно. При выборе места расположения проекта возможны три варианта:
- Когда проект представляет собой реконструкцию или техническое перевооружение уже действующего объекта. В этом случае место расположения проекта уже зафиксировано, однако этот фактор требует дальнейших исследований с точки зрения возможных изменений в транспортной инфраструктуре, отгрузки продукции, экологических аспектов.
- Когда в рамках проекта создаётся новое предприятие, в этом случае должна быть проведена серьёзная работа по обоснованию проекта с точки зрения её соответствующей стратегии, интересов отросли или региона. При решении этих вопросов, как правило, применяются современные ЭММ, отражающие специфику отраслевых комплексов и отдельных производств. (См. курс ЭММ)
На практике подобные работы выполняются специализированными государственными органами и научно-исследовательскими организациями.
- Особое значение при выборе месторасположения объекта имеет транспортный аспект, т.е. вопросы о перевозке сырья, материалов, полуфабрикатов, а так же вопросы сбыта произведённой продукции. (См. курс Логистика)
Организация бизнеса – ставит своей основной целью достижение намеченных результатов в кратчайшие сроки и при наиболее эффективном использовании имеющихся ресурсов. Организация бизнеса неразрывно связана с технологией, используемой в проекте, и ставит цели повышения эффективности, деятельности проекта. Вопросы организации производства можно рассматривать по трём основным направлениям:
- Поэлементное направление: Которое представляет собой организацию материально вещественных элементов проекта и отвечает на вопросы (Что выпускать? Из чего производить? С помощью какого оборудования? И по какой технологии?)
Поэлементная организация производства предполагает систематическое совершенствование основных средств и оборотных активов с целью выпуска готовой продукции с наивысшим качеством для её дальнейшей реализации.
Наиболее широкое применение вопросов в организации бизнеса находят на уровне экономики страны при определении её структуры, т.е. соотношение развития отдельных сфер и отраслей.
Наиболее известные методы – это модель межотраслевого баланса Леонтьева и система In-put, Out-put.
Практическое решение данных вопросов обосновывается с помощью моделирования отраслевых систем образующих отраслевой комплекс.
Отраслевой комплекс – это комплекс, производящий в масштабах определённой области, которая обосновывается на базе стратегических планов и развития. На уровне отдельных предприятий поэлементная организация заключается в обосновании объёма валовой продукции с учётом видов применяемого сырья, материалов, вариантов их поставок и выбранной технологии производства.
- Пространственное направление:
Организация производства в пространстве (по территории) заключается в рациональном размещении элементов отдельных рабочих мест, рабочих предприятий и подразделений, на уровне государства данные вопросы решаются специальными органами экономического планирования и научно-исследовательскими институтами.
На уровне отдельных предприятий (проектов), пространственная организация проектов предполагает расчленение процессов производства, отдельных процессов производства и закрепление их за отдельными подразделениями и рабочими местами, т.е. на предприятии должны быть рационально расположены станки, агрегаты, технические линии, отдельные рабочие места в цеху, специальные и обслуживающие структуры, и должно быть налажено их эффективное взаимодействие.
- Временное направление:
Оно заключается в разделении по времени выполнения различных операций технологии производства и последовательности их выполнения. Решение данных вопросов основывается на анализе временных рядов и других статистических приёмов с учётом прогнозирования экономического развития. Особое значение в таком анализе имеют сетевые графики выполнения работ. На уровне предприятия (проектов), временная организация ставит целью рациональное сочетание и процессов и операций во времени. Временной фактор оказывает существенное влияние на финансовые возможности окупаемости проекта, сроки возврата кредита, время прохождения «контрольных точек».
3) Маркетинговые исследования предполагают анализ рыночного положения компании или проекта по сравнению с другими конкурентами. В осуществлении маркетинговых исследований необходимо рассмотреть две группы факторов:
-Внешние факторы (макроокружение) политическое устройство; законодательство; налоговая система; экономические факторы; демографическая ситуация (уровень безработицы); социально-культурное окружение; техническое или технологическое оснащение; экологические факторы и др.
-Внутренние факторы (микроокружение)
Исследование внутренних факторов может вестись по трём основным направлениям:
1. Анализ рынков сбыта и сырья – здесь исследуются основные сегменты этих рынков, тенденции роста или снижения объёмов, возможные товары заменители (субституты).
2. Анализ конкуренции, который может быть проведён на основании модели шести сил Портера. Основой этого анализа является принцип деления рынка на однородные соизмеримые сегменты, позволяющие оценить весь рынок.
После этого оценивается влияние шести сил:
Первая сила: поставщики.
Вторая сила: потребители.
Третья сила: методы конкуренции соперничества.
Четвёртая сила: новые участники. Возможность появления их на рынке.
Пятая сила: возможность появления товаров заменителей.
Шестая сила: влияние других заинтересованных сторон.
3. Анализ потребителей:
Такой анализ может включать следующие направления:
А) Изучение отношений потребителей к самой компании или определённой марке товаров.
Б) Изучение системы ценностей потребителей.
В) Изучение уровня удовлетворения запросов потребителей.
Г) Частота совершения покупок.
При изучении потребителей могут использоваться методы анкетирования, изучение поступающих жалоб и реакции сервисных центров, специальные исследования и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1: «Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности»
- 1) Сущность и роль инвестиций в экономике.
- 2) Классификация инвестиций.
- По объектам вложения:
- 3) Инвестиционная деятельность и факторы на неё влияющие.
- 4) Инвестиционная политика предприятия.
- Тема 2: «Проект в системе управления»
- 1) Понятие и классификация проектов.
- По типам:
- 2) По масштабам:
- Поставщики и подрядчики:
- 3) Жизненный цикл проектов.
- 1) Пред инвестиционная.
- 2) Инвестиционная.
- 3) Эксплуатационная (Производственная).
- 4) Ликвидационная стадия.
- Тема 3: «Организация. Управление проектом»
- 1) Особенности управления проектом.
- 2) Структура управления проектом.
- 3) Менеджер проекта и его команда.
- 4) Планирование осуществления и реализация проекта.
- 3)Тактический план.
- Тема 4: «Обоснование проекта»
- 1) Система экономических и финансовых расчётов при разработке идей проекта.
- 2) Исследование возможностей проекта.
- 3) Предварительное технико-экономическое обоснование проекта.
- 4) Бизнес-план проекта и его структура.
- Тема 14: «Проблемы и перспективы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»
- 1) Инвестиционный климат в рб.
- 2) Государственное регулирование инвестиционной деятельности в рб.
- 3) Значимость иностранных инвестиций и пути их привлечения.
- 4) Особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессии.
- 5) Перспективы инвестиционной деятельности.