logo
Степан / экономика

Совокупный спрос в экономике. Кривая совокупного спроса. Факторы совокупного спроса.

В макроэкономическом анализе рассматриваются суммированные (агрегированные) величины. Если при изучении индивидуальных рынков мы рассматривали спрос на какой-то конкретный товар, то сейчас изучаем общий спрос на все виды товаров и услуг, производимых национальной экономикой. Ранее мы узнали, что такая совокупная товарная масса называется ВНП и измеряется она не в натуральных единицах, а в стоимостном выражении.

Совокупный спрос (aggregatedemand) – это реальный объем национального производства (ВНП), который готовы приобрести внутренние и внешние потребители, фирмы и государство при любом возможном уровне цен в стране. Совокупный спрос графически можно изобразить в виде кривой (рис.3.1).

При прочих равных условиях чем выше уровень цен в стране, тем меньше реальный объем ВНП, который будет приобретен покупателями.

Такая закономерность объясняется следующими ценовыми факторами.

Эффект богатства. Если в стране растет уровень цен, т.е. существует инфляция, то финансовые накопления общества с фиксированной денежной стоимостью обесцениваются. Общество становиться относительно беднее и сокращает объем своих покупок. И наоборот если уровень цен в стране снижается, то общество становиться богаче и объем ВНП, приобретаемый покупателями, увеличивается.

Эффект процентной ставки. При повышении уровня цен в стране коммерческие банки поднимают процентные ставки, чтобы оправдать свои ссуды. Высокие процентные ставки снижают интерес потенциальных заемщиков. Предприниматели отказываясь от кредитов снижают спрос на инвестиционные товары. Домохозяйства отказываются от части крупных покупок в данный момент, не желая выплачивать высокий процент за ссуды. И то и другое сокращает величину совокупного спроса.

Эффект импортных закупок. Если уровень цен на отечественные товары увеличивается, покупатели постараются заменить подорожавшие отечественные товары более дешевыми импортными.

Ценовые факторы объясняют нисходящую таректорию кривой совокупного спроса и под их воздействие величина совокупного спроса может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от уровня цен. Графически это выражается смещением точки вдоль кривой (рис.3.2).

Однако кроме ценовых факторов совокупного спроса существуют и неценовые факторы или детерминанты. Под их воздействием совокупный спрос изменится при всех возможных уровнях цен. На графике это будет выглядеть как смещение всей кривой ADвправо либо влево (рис.3.3).

Детерминанты совокупного спроса.

Изменения потребительских расходов. Потребительские расходы могут меняться в зависимости от благосостояния потребителей, от их ожиданий, от уровня задолженности потребителей и от величины личных налогов.

Изменения инвестиционных расходов. Желание предпринимателей приобретать инвестиционные товары зависит от ожидаемых прибылей от инвестиций, величины налогового бремени на бизнес, от совершенства технологий, от наличия избыточных мощностей на предприятиях и от процентной ставки в банках. На последнем факторе стоит заострить внимание. Здесь имеется в виду не эффект процентной ставки, когда ставки менялись из-за изменения уровня цен в стране (мы рассматривали этот ценовой фактор выше), а изменение процентных ставок в банках, при неизменном уровне цен в стране, допустим, вследствие изменения объема денежной массы.

Изменения государственных расходов. Правительство может изменять объем расходов на приобретение товаров и услуг. Расширение государственных программ увеличит совокупный спрос, а их сокращение уменьшит его.

Изменения расходов на чистый экспорт. Желание иностранцев приобретать наши товары зависит от их дохода и от валютных курсов.

Увеличение любой группы расходов приведет к смещению ADвправо, а сокращение сместит кривую влево.