Фискальная политика и ее виды. Дискреционная фискальная политика и мультипликатор сбалансированного бюджета. Недискриционная фискальная политика – встроенные стабилизаторы экономики.
Фискальная политика распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными доходами и расходами. Фискальная политика объединяет в себе такие виды финансовой политики как бюджетную, налоговую, политику доходов и расходов.
В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или во изменение постоянно действующих правил хозяйственной жизни. Правительство, видя, что принятые ранее законы не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегает к дискреционной политике. Применение разных дискреционных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.
К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления дискреционной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок, другие аналогичные инструменты воздействия. Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Но повышение налогов и увеличение государственных расходов действуют на экономику разнонаправленно: первое приводит к уменьшению реального выпуска (или дохода), а второе – приводит к его повышению. Что произойдет в экономике, если одновременно увеличить государственные расходы и на такую же величину повысить налоги, чтобы сохранить баланс государственного бюджета?
Допустим, правительство увеличивает государственные расходы, например, на 20 млрд. долл. (G) и одновременно на 20 млрд. долл. повышаются налоги (Т). Допустим также, что предельная склонность к потреблению (МРС) равна 0,8. Прирост государственных расходов благодаря мультипликатору вызовет пятикратный прирост выпуска G MG Y (20 5 100 млрд. долл.)
Изменение налогов воздействует на изменение дохода сложнее.
Пусть, Т = 20 млрд. долл.; МРС = 0,8; MG = 5.
При этом потребление сократится на 16 млрд. долл. (20 0,8), а реальный выпуск сократится на 80 млрд. долл. (16 5). Мы пришли к этому результату, умножив увеличение налогов на предельную склонность к потреблению, а затем – на мультипликатор расходов (Т МРС MG).
Отношение Y/Т называется налоговым мультипликатором (MT).
MT = – MG МРС – МРС/МРS
В нашем примере MT составил –0,8/0,2 – 4. Мы видим, что налоговый мультипликатор привел к сокращению дохода: –4 20 – 80 млрд. долл.
Каков же общий результат одновременного увеличения государственных расходов и налогов? Прирост G на 20 млрд. долл. привел к росту дохода на 100 млрд. долл. D свою очередь, прирост Т на 20 млрд. долл. привел к сокращению дохода на 80 млрд. долл. В итоге получаем: 100 80 20.
Теперь сформулируем, так называемый, мультипликатор сбалансированного бюджета: увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для балансирования бюджета, вызовет рост дохода на ту же самую величину. Таким образом, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, независимо от МРС. В нашем примере, мультипликатор государственных расходов равен 5, а налоговый мультипликатор составил величину 4. Сложив эти два показателя мы и получили 1.
В отличие от дискреционной фискальной политики, означающей сознательное манипулирование налогообложением и государственными расходами, недискреционная фискальная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Автоматическая налого-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. Так, подоходный налог и налог на прибыль корпораций – основная часть доходов бюджета в странах рыночной экономики – взимаются по прогрессивной шкале.
Если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно происходит и уменьшение налогового бремени. Иначе говоря, в период спада легче становится налоговый пресс и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличивающийся бюджетный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.
Во время бума (подъема) в экономике налоговые поступления автоматически возрастают (из-за прогрессивности налогообложения). Налоговый пресс усиливается, сдерживая экономический подъем. Автоматически уменьшаются пособия по безработице. Следовательно, колебания совокупного спроса уменьшаются. Т.о. бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки) – сдерживающее воздействие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджетные профициты – бороться с перегревом экономики, с инфляцией.
На практике правительства промышленно развитых стран проводят комбинированную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы.
Задания. Вопросы.
| Ответы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания. Тесты.
| Ответы. |
1. Государственный бюджет выполняет следующие функции: а) образование бюджетного фонда; б) финансирование частных инвестиций; в) использование бюджетного фонда; г) выплата заработной платы работникам промышленности и торговли; д) контрольная. |
|
2. Какие из названных ниже мероприятий представляют собой средства осуществления дискреционной фискальной политики: а) изменение налоговых ставок; б) манипулирование государственными расходами; в) прогрессивное налогообложение; г) пособия по безработице; д) общественные работы. |
|
- Содержание
- Введение
- I. Общественное воспроизводство и основные макроэкономические показатели Понятие, цели и инструменты макроэкономики.
- Макроэкономические показатели.
- Расчёт внп по расходам.
- Расчёт внп по доходам.
- Чистый национальный продукт (чнп).
- Национальный доход (нд).
- Личный доход (лд).
- Личный располагаемый доход (лрд).
- Номинальный и реальный внп.
- Экономическое благосостояние (эб).
- II. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция Экономический цикл, его причины и фазы.
- Эволюция экономических циклов. Причины средних циклических колебаний.
- Большие циклы конъюнктуры («длинные волны» н.Д. Кондратьева), технологические циклы.
- Безработица, ее измерение и виды. Определение «полной занятости». Естественная норма безработицы.
- Закон Оукена. Социально-экономические последствия безработицы. Регулирование уровня безработицы.
- Инфляция, ее сущность и измерение.
- Виды инфляции.
- Причины и механизм инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения (инфляция издержек).
- Последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- III. Равновесие совокупного спроса
- Совокупный спрос в экономике. Кривая совокупного спроса. Факторы совокупного спроса.
- Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Факторы совокупного предложения.
- Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия.
- Равновесный объем национального производства и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии.
- Эффект храповика. Последствия изменения совокупного предложения.
- IV. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике. Теория мультипликатора.
- Потребление и сбережения.
- Инвестиции и их функциональная роль.
- Теория мультипликатора. Парадокс бережливости. Рецессионный и инфляционный разрывы.
- V. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег, равновесие на денежном рынке
- Понятие и типы денежных систем.
- История денежной единицы России.
- Особенности денежной системы России.
- Предложение денег.
- Основные денежные агрегаты м1, м2, м3.
- Виды кривых предложения денег.
- Спрос на деньги.
- Спрос на деньги и количественная теория.
- Спрос на деньги в кейнсианской модели.
- Современная теория спроса на деньги.
- Монетарное воззрение на денежное обращение (м. Фридмен).
- Макроэкономическое равновесие на денежном рынке.
- Модель денежного рынка.
- VI. Банковская система. Кредитно – денежная политика Функции и роль кредита в современной экономике.
- Структура банковской системы.
- Основные операции и роль коммерческих банков.
- Банковская прибыль.
- Банковская система и расширение денежного предложения.
- Центральный банк и кредитно-денежная политика.
- Особенности кредитно-денежной политики России в современных условиях.
- VII. Рынок ценных бумаг и его регулирование Сущность и функции рынка ценных бумаг.
- Первичный и вторичный рынок ценных бумаг.
- Виды ценных бумаг: акции, облигации и их разновидности.
- Определение рыночного курса ценных бумаг.
- Организация и регулирование рынка ценных бумаг.
- Фондовая биржа и ее функции. Биржевые операции.
- Особенности рынка ценных бумаг в рф.
- VIII. Бюджет, налоги и фискальная политика Государственный бюджет, его роль в распределении и перераспределении национального дохода.
- Доходы и расходы государственного бюджета, их структура. Дефицит бюджета. Государственный долг, его причины.
- Экономическая теория налогообложения. Функции налогов. Виды налогов и их классификация. Ставки налогов. Кривая Лаффера. Справедливость в налоговой политике.
- Фискальная политика и ее виды. Дискреционная фискальная политика и мультипликатор сбалансированного бюджета. Недискриционная фискальная политика – встроенные стабилизаторы экономики.
- IX. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства
- Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель is-lm.
- Сравнение кейнсианских и монетарных подходов к вопросу о макроэкономическом равновесии экономики.
- Различия во взглядах кейнсианцев и монетаристов на механизм кредитно-денежной и фискальной политики.
- Базовые положения монетарной политики. Основное монетарное правило.
- Точки зрения кейсианцев и монетаристов на взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса и адаптивные ожидания.
- Макроэкономическое равновесие экономики с позиций сторонников теории рациональных ожиданий.
- Макроэкономическое регулирование с позиций сторонников теории экономики предложения.
- X. Теории экономического роста и экономического цикла
- Экономическое развитие и показатели его уровня.
- Экономический рост, его измерение, источники и факторы.
- Теории экономического роста. Государственное регулирование экономического роста.
- Структурные изменения в экономическом развитии.
- Структурные кризисы.
- Межотраслевой баланс и возможности прогнозирования взаимосвязи экономических процессов.
- XI. Международные экономические отношения Международные аспекты экономического развития.
- Интернационализация экономики.
- Международное движение капиталов.
- Внешняя торговля. Мультипликатор в открытой экономике.
- Платежный баланс страны.
- Теория сравнительных преимуществ.
- Инструменты торговой политики.
- Внешнеторговая политика.
- Международная валютная система и валютный курс.
- Валютные курсы.
- Паритет покупательной способности.
- Межгосударственные структуры в валютно-финансовой среде.