Экономическая теория налогообложения. Функции налогов. Виды налогов и их классификация. Ставки налогов. Кривая Лаффера. Справедливость в налоговой политике.
Налог – это обязательный платеж, который поступает к государству в бюджет в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.
Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы. Они являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.
С юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой – субъект налогообложения (юридическое или физическое лицо).
С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Часть налогов во всех странах собирает центральное правительство, а другую часть – местные органы власти.
Налоги классифицируются: по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные); по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные); по субъектам налогообложения (налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц); по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, налоги на недвижимость и имущество и т.д.); по целевому назначению налога (общие, специальные).
Прямые налоги берутся с каждого гражданина и с каждой действующей в стране фирмы, а косвенные – только с тех, кто совершает определенного рода действия, например, покупку соли, обмен валюты или регистрацию предприятия. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог и ряд других.
Косвенные налоги изымаются посредством государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины, налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость и пр.
Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные – в большей степени регулируют процессы распределения и потребления.
Важный отличительный признак налогов – безвозвратность и безвозмездность. Налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен.
Налоги выполняют две функции: фискальную, т.е. функцию образования бюджетного дохода) и контрольную. Государство, устанавливая отдельные элементы налога (ставку налога, объект налога и т.д.) создает условия для исчисления оклада и взаимосвязанных с ним показателей – прибыли и себестоимости. Тем самым предполагается возможность контроля за всей хозяйственной деятельностью.
Важнейшими элементами налога являются следующие.
Субъект налога – физическое или юридическое лицо, на которое государством возложена обязанность внесения налога в бюджетный фонд;
Носитель налога – физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода;
Объект налога – имущество или доход, которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны: недвижимое имущество, движимое имущество, предметы потребления, доходы;
Источник налога – доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится налог. Например, источник налога на прибыль – прибыль, подоходного налога – заработная плата. Источник может совпадать с объектом налога (пример: подоходный налог – объект налога – заработная плата, она же источник налога);
Единица (масштаб) обложения – часть налога, принятая за основу для исчисления размера налога. Такой единицей может служить по подоходному налогу – один рубль дохода, по земельному налогу – единица измерения площади – 0,01 м2;
Ставка налога – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах;
Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.
Налогообложение может быть пропорциональным, прогрессивным или регрессивным. Это значит, что ставка налога по мере роста дохода не меняется, растет или падает. Первые два случая рассмотрим на примере подоходного налога. При пропорциональном налогообложении ставка налога для всех уровней дохода одинакова. Это означает, что при ставке налога, равной 12%, работник, получающий в год 10000 руб., платит 1200 руб. налога, а служащий банка, который получает 100000 руб. – 12000 руб. налога.
При прогрессивном налогообложении ставка налога тем больше, чем выше уровень дохода. Допустим, ставки налога определены следующим образом: с дохода ниже 20 тыс. руб. в год – 12%, а с дохода превышающего 20000 руб. в год – 20%. Тогда работник заплатит те же 1200 руб., а вот работник банка – 20000 0,12 + (100000 - 20000) 0,20 = 2400 + 16000=18400 руб.
Идея прогрессивного налогообложения основана на том, что предельная полезность и, следовательно, ценность денег для богатого человека меньше, чем для бедного, и поэтому справедливо будет взять с него больший процент налога.
Регрессивное налогообложение, т.е., чем больше доход человека, тем меньший процент своего дохода он уплачивает. Это относится не к прямым, а к косвенным налогам, которые платятся не в процентах к доходу, а в виде одинаковой для каждого покупателя денежной суммы.
Какие ставки налога, какой характер налогообложения следует предпочесть, вопрос сложный. С одной стороны любому правительству хочется получить больше налогов – это даст возможность больше тратить деньги на оборону, здравоохранение, культуру, образование. Престиж и мощь государства будут расти. Однако и здесь надо знать меру. Если налог сделать слишком высоким и к тому же «сильно прогрессивным», например, брать с очень высоких доходов 90% налога, люди будут стараться работать и зарабатывать поменьше или просто прятать от налогов часть своих доходов.
Зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок проиллюстрировал современный американский экономист Артур Лаффер, начертив кривую зависимости налоговых поступлений – общей величины собранного налога – от размера налоговой ставки. Налоговые поступления равны средней налоговой ставке, умноженной на налоговую базу, т.е. величину личных доходов или прибылей, с которых берутся налоги. Вначале рост налоговой ставки ведет к увеличению собранных налогов. Но постепенно растущие ставки налогообложения начинают лишать частных лиц (если речь идет о подоходном налоге) и фирм (если мы берем налог с прибыли) стимулов к зарабатыванию доходов.
Ставка налога, %
←X0
Поступления в бюджет T
Рис. 8.1.
Зависимость доходов бюджета от налоговых ставок
Допустим, что все налоги, уплачиваемые предприятием сведены к одному всеобщему налогу со ставкой Х. Постараемся найти оптимальное значение ставки Х, при котором Y – поступления в государственный бюджет – будут максимальными. Для того, чтобы найти искомое значение Х0, надо установить зависимость доходов Y от налоговой ставки Х при условии, что другие факторы не изменяются, либо не оказывают влияния на государственные доходы.
При ставке Х 0 доход Y = 0, т.к. государство не будет получать налогов, а следовательно и доходов. Очевидно, что при налоговой ставке Y = 100% предприятия, у которых государство полностью изымает их доход в бюджет, прекратят производство и не будут приносить дохода. Так что нулевой в этом случае станет база взимания налога. При низких налоговых ставках предприятия будут приносить высокий налогооблагаемый доход и с увеличением налоговой ставки Х будут расти и налоги, и государственный доход. Но по мере роста ставки налога стремление предприятия поддерживать высокий объем производства начнет уменьшаться, а с ним и налоговые доходы государства.
Теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается, но практика показывает, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, превышающие 35 – 40% его величины, нецелесообразны с позиций поддержания интереса предприятий к наращиванию производства. Позиции разных стран в отношении доли, которую должны составлять налоги в валовом национальном продукте различны. США, Япония ориентируются на налоговые поступления, составляющие 30 – 35% ВНП, в Великобритании – 40%, Германии в определенный период времени превышал 50%.
На практике оптимальные налоговые ставки, согласно кривой Лаффера, оказываются не реальными, потому что постоянно приходится выбирать: либо решение фискальных задач и максимизация доходов бюджета в данный период, либо некоторое снижение налоговых поступлений в целях стимулирования экономического роста с последующим расширением налоговой базы.
Какими должны быть налоги – это один из самых важных политических вопросов в любом государстве. Поэтому вся система налогообложения в стране: виды налогов, их распределение между центральными и местными, порядок их взимания, налоговые ставки и льготы – определяются в законах, которые принимает выбранный парламент (в России – Федеральное собрание).
Результат практического использования налогов заключается в том, что они играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта (ЧНП) между хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети ЧНП. Существенна и регулирующая роль налогов. Например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции. При повышении налоговых ставок, а, следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении частного сектора, снижаются темпы экономического роста.
- Содержание
- Введение
- I. Общественное воспроизводство и основные макроэкономические показатели Понятие, цели и инструменты макроэкономики.
- Макроэкономические показатели.
- Расчёт внп по расходам.
- Расчёт внп по доходам.
- Чистый национальный продукт (чнп).
- Национальный доход (нд).
- Личный доход (лд).
- Личный располагаемый доход (лрд).
- Номинальный и реальный внп.
- Экономическое благосостояние (эб).
- II. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция Экономический цикл, его причины и фазы.
- Эволюция экономических циклов. Причины средних циклических колебаний.
- Большие циклы конъюнктуры («длинные волны» н.Д. Кондратьева), технологические циклы.
- Безработица, ее измерение и виды. Определение «полной занятости». Естественная норма безработицы.
- Закон Оукена. Социально-экономические последствия безработицы. Регулирование уровня безработицы.
- Инфляция, ее сущность и измерение.
- Виды инфляции.
- Причины и механизм инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения (инфляция издержек).
- Последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- III. Равновесие совокупного спроса
- Совокупный спрос в экономике. Кривая совокупного спроса. Факторы совокупного спроса.
- Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Факторы совокупного предложения.
- Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия.
- Равновесный объем национального производства и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии.
- Эффект храповика. Последствия изменения совокупного предложения.
- IV. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике. Теория мультипликатора.
- Потребление и сбережения.
- Инвестиции и их функциональная роль.
- Теория мультипликатора. Парадокс бережливости. Рецессионный и инфляционный разрывы.
- V. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег, равновесие на денежном рынке
- Понятие и типы денежных систем.
- История денежной единицы России.
- Особенности денежной системы России.
- Предложение денег.
- Основные денежные агрегаты м1, м2, м3.
- Виды кривых предложения денег.
- Спрос на деньги.
- Спрос на деньги и количественная теория.
- Спрос на деньги в кейнсианской модели.
- Современная теория спроса на деньги.
- Монетарное воззрение на денежное обращение (м. Фридмен).
- Макроэкономическое равновесие на денежном рынке.
- Модель денежного рынка.
- VI. Банковская система. Кредитно – денежная политика Функции и роль кредита в современной экономике.
- Структура банковской системы.
- Основные операции и роль коммерческих банков.
- Банковская прибыль.
- Банковская система и расширение денежного предложения.
- Центральный банк и кредитно-денежная политика.
- Особенности кредитно-денежной политики России в современных условиях.
- VII. Рынок ценных бумаг и его регулирование Сущность и функции рынка ценных бумаг.
- Первичный и вторичный рынок ценных бумаг.
- Виды ценных бумаг: акции, облигации и их разновидности.
- Определение рыночного курса ценных бумаг.
- Организация и регулирование рынка ценных бумаг.
- Фондовая биржа и ее функции. Биржевые операции.
- Особенности рынка ценных бумаг в рф.
- VIII. Бюджет, налоги и фискальная политика Государственный бюджет, его роль в распределении и перераспределении национального дохода.
- Доходы и расходы государственного бюджета, их структура. Дефицит бюджета. Государственный долг, его причины.
- Экономическая теория налогообложения. Функции налогов. Виды налогов и их классификация. Ставки налогов. Кривая Лаффера. Справедливость в налоговой политике.
- Фискальная политика и ее виды. Дискреционная фискальная политика и мультипликатор сбалансированного бюджета. Недискриционная фискальная политика – встроенные стабилизаторы экономики.
- IX. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства
- Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель is-lm.
- Сравнение кейнсианских и монетарных подходов к вопросу о макроэкономическом равновесии экономики.
- Различия во взглядах кейнсианцев и монетаристов на механизм кредитно-денежной и фискальной политики.
- Базовые положения монетарной политики. Основное монетарное правило.
- Точки зрения кейсианцев и монетаристов на взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса и адаптивные ожидания.
- Макроэкономическое равновесие экономики с позиций сторонников теории рациональных ожиданий.
- Макроэкономическое регулирование с позиций сторонников теории экономики предложения.
- X. Теории экономического роста и экономического цикла
- Экономическое развитие и показатели его уровня.
- Экономический рост, его измерение, источники и факторы.
- Теории экономического роста. Государственное регулирование экономического роста.
- Структурные изменения в экономическом развитии.
- Структурные кризисы.
- Межотраслевой баланс и возможности прогнозирования взаимосвязи экономических процессов.
- XI. Международные экономические отношения Международные аспекты экономического развития.
- Интернационализация экономики.
- Международное движение капиталов.
- Внешняя торговля. Мультипликатор в открытой экономике.
- Платежный баланс страны.
- Теория сравнительных преимуществ.
- Инструменты торговой политики.
- Внешнеторговая политика.
- Международная валютная система и валютный курс.
- Валютные курсы.
- Паритет покупательной способности.
- Межгосударственные структуры в валютно-финансовой среде.