logo
УЧЕБНО-МЕТ КОМПЛЕКС НЭ - 2011

Особенности формирования и развития рекреационного комплекса России.

Процессы трансформации национальной экономики России протекают на фоне формирования в ней экономики социально ориентированного рыночного типа. Модель рыночного хозяйства такого типа подразумевает необходимость приоритетного решения в ходе экономического развития социальных проблем. Развития социальной сферы, т.е. сферы, обеспечивающей удовлетворение социальных и духовных потребностей населения, в том числе и в активном отдыхе. Россия обладает достаточно благоприятными рекреационными ресурсами. По своему географическому положению она отличается разнообразными ландшафтами, богатым растительным и животным миром, климатическими контрастами.

Задачи, решаемые при формировании рекреационного комплекса:

Условия, в которых происходит формирование и развитие рекреационного комплекса, подразделяются на 3 группы:

  1. базисно - ресурсные условия – в качестве их выступают локальные природно-климатические ресурсы, обуславливающие начальную стадию формирования рекреационного комплекса (использование минеральных источников, целебных грязей, солевых пещер и т.п.)

  2. пространственно – экологические условия – характеризуются двумя моментами: комплексы развиваются либо на базе крупных городских агломератов, как правило, в районах, достигших высокой степени экономического развития, либо исходя из специфического географического положения той или иной территории;

  3. социально – экономические условия характеризуются тем, что размещение и уровень развития комплексов диктуется национальными, социальными, архитектурными и другими факторами национальной экономики.

В условиях переходной экономики на рынке рекреационных услуг возникает необходимость определения границ применения рыночных механизмов и выработки социальной политики государства. И что особенно важно, все преобразования должны проводиться в целях повышения не только экономической, но и социальной эффективности деятельности рынка рекреационных услуг. Степень и формы вмешательства государства в рыночное пространство определяются характером проблем, переживаемых национальной экономикой страны. Необходимо найти разумную меру регулирующего воздействия государства на рынок рекреационных услуг, разработать механизм реализации политики государства по выравниванию провалов рынка. Исходя из этого, основными направлениями государственного регулирования должны стать:

-принятие законодательных актов, регулирующих деятельность рекреационного комплекса страны;

-разработка нормативно-правовых документов, устанавливающих организационную, финансовую и налоговую помощь предприятиям рекреационного комплекса;

-создание специализированных туристских фирм и учреждений, занимающихся оказанием услуг социального туризма.

В целях восстановления и развития рекреационного комплекса страны принято более 30 указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 4 октября 1996 г. ввел понятие «социальный туризм». Социальный туризм – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Однако, бюджетное финансирование социального туризма практически не осуществляется, хотя бюджетный тариф на платежи в Фонд социального страхования, из которого на 80 – 85% финансируются санаторно-курортные комплексы России, сохраняется на уровне 5,4% фонда заработной платы.

Государство должно выработать конкретные стратегии и программы развития рекреационного туризма, включающие механизм защиты окружающей природной и культурной среды, определить возможные границы их использования для рекреации; стимулировать разработку туристских продуктов, не нарушающих равновесия природной среды.