5.2. Закон предложения. Рыночная цена.
Предложение, как спрос, - самостоятельный механизм рыночной экономики, со своей специфической экономической логикой ее участников. Если спрос исходит от потребителей, то предложение – от производителей (продавцов).
Предложение представляет собой совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации на рынке. Общее совокупное предложение рынка состоит из индивидуальных предложений.
Предложение, как и спрос, имеет свою общую формулу, указывающую функциональную зависимость от ряда факторов (детерминантов):
Qs = f (P, P, P2,….Pn, K, C, Z), (5.1) где Qs – объем предложения данного товара;
P, P, P2,….Pn – цены данного и всех других товаров;
К – характер технологии, который приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения;
С – налоги и дотации. Государство в целях регулирования производства некоторых товаров, пополнения бюджета может взимать налоги или выплачивать дотации;
Z – природно-климатическое условие, которое оказывает существенное влияние на общий объем производства данного товара
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены (Р) рассматриваемого товара, предположить неизменными, то от общей функции предложения можно перейти к конкретной функции предложения от цены
Qs = f (P), (5.2) Таким образом, данную формулу можно рассматривать как частный случай общей формулы функции предложения. Графически ее можно представить следующим образом: по оси ординат отложим цену (Р), а по оси абсцисс – количество товаров (Q), (рис. 5.6).
Рис. 5.6. График линии предложения
Так, цене Р соответствует объем предложения Q, а большей цене Р2, Р3 – больший объем предложения Q2, Q3. Соединив точки пересечения координат, получим линию предложения SS. В нормальном виде линия предложения направлена вверх и вправо, имеет положительный наклон.
На основании данных графика можно вывести закон предложения, который гласит, что величина предложения Q находится в прямой зависимости от изменения уровня цены Р. Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цены: повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение – уменьшение величины предложения.
Рис. 5.7. График изменения "самого предложения"
а) при некоторой постоянной цене Р0;
б) при изменении цены от Р0 до Р.
Свойства линии предложения. Анализируя предложение, следует строго различать понятия "само предложение" и "объем предложения".
Что произойдет с линией предложения, если изменить детерминанты, характеризующие неценовые факторы, такие как технология (К), налоги (С), природно-климатические условия производства (Z). Например, создание более эффективной технологии производства может увеличить предложение, при котором линия предложения смещается вправо из положения SS в положение SS.
Рис. 5.8. График изменения объема предложения
Рис. 5.9. График равновесия рынка
Здесь происходит увеличение "самого предложения" при некоторой постоянной цене Р0 (рис. 5.6, а, б). Изменение "объема предложения" происходит путем передвижения из точки А в точку А на постоянной линии предложения (рис. 5.7), то есть осуществляется переход от одной комбинации "цена – количество товара" к другой комбинации. Причиной изменения "объема предложения" служит изменение цены данного товара.
Равновесие на рынке. Теперь, имея некоторые представления о спросе и предложении, мы можем перейти к анализу их взаимодействия. Совместим линии спроса и предложения на одном графике (рис. 5.8). Линия DD является графическим изображением функции спроса от цены, а линия SS – функцией предложения от цены. Как видно, указанные линии пересекаются в некоторой точке Е, координаты которой 0Ре – равновесная цена, ОQE – равновесный объем. В этой точке достигается равенство, определяющее уровень рыночной цены
QE = Qs = Qd, (5.3) где Qs – объем предложения, а Qd – объем спроса.
В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет мотива к его нарушению. Любая иная точка, кроме Е, означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.
Рис. 5.9. График образования дефицита и избытка товара
Предположим, что равновесная цена снизилась в пользу покупателей к точке В (рис. 5.9). Тогда число покупателей резко возрастет за счет тех лиц, которым цена на уровне точки Е раньше была недоступной. Это влечет за собой увеличение объема спроса на отрезок QEQB; к равновесному объему ОQE добавляется еще объем спроса, равный отрезку QEQB. Так, с одной стороны, срабатывает закон спроса.
С другой стороны, снижение цены с РЕ (равновесной) до Р по закону предложения уменьшит число продавцов за счет тех, у которых производственные затраты не покрываются новой ценой реализации Р. В результате возросшему объему спроса ОQВ будет противостоять гораздо меньшая товарная масса ОQА. Так возникает дефицит товара, представленный отрезком QАQВ.
При товарном дефиците некоторые покупатели (богатые, со средним достатком) предпочтут заплатить более высокую цену на "черном рынке". В результате избыток спроса QАQВ будет оказывать повышающее давление на цену Р1 в сторону равновесной цены РЕ.
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Тема 2. Базовые экономические понятия
- Тема 3. Собственность, предпринимательство
- Тема 4. Рынок: условия развития, функция, структура и инфраструктура
- 4.1. Возникновение рынка и условия его развития
- 4.2. Товар. Возникновение, сущность и функции денег
- 4.4. Механизмы и функции рынка
- 4.4. Структура рынка и его классификация. Инфраструктура
- Тема 5. Функционирование рыночных механизмов. Их закономерности
- 5.1. Спрос и закон спроса
- 5.2. Закон предложения. Рыночная цена.
- 5.3. Эластичность спроса и предложения.
- Тема 6. Государственное регулирование рынка
- 6.1. Государственное воздействие рыночных цен
- 6.2. Регулирование внешних эффектов рынка
- 6.3. Регулирование государством производства общественных благ
- Тема 7. Анализ издержек производства
- 7.1. Экономическая природа издержек производства
- 7.2. Классификация издержек
- Тема 8. Равновесие фирмы
- Тема 9. Фирма как экономический агент
- 9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике
- 9.2. Особенности организационно – правовых форм российских фирм и предпринимательства
- 9.3. Акционерное общество
- 9.3. Бизнес – план фирмы
- 9.4. Основные показатели работы фирмы. Роль науки в деятельности фирмы