9.3. Бизнес – план фирмы
Значение бизнес – плана. Чтобы стать полноправными фирмами, начинающие предприниматели различных организационно-правовых фирм должны составить бизнес-план, который представляет собой краткое изложение целей и путей достижения организуемого фирмой производства товаров или услуг.
Бизнес-план служит основным документом для обоснования инвестиций со стороны институциональных и индивидуальных инвесторов, а также для получения правительственных, муниципальных субсидий, найма квалифицированных менеджеров и технического персонала.
Разработка бизнес-плана необходима и с других точек зрения. Хорошо составленный план может произвести положительное впечатление на всех, кто будет иметь дело с будущей фирмой – рядовых работников, налоговые органы, юристов, акционеров и др.
Точно составленный план способствует предотвращению ошибок, ускорению становления фирмы, увеличению прибыли.
Бизнес-план со сроком выполнения представленных задач может быть краткосрочным (1 – 3 лет) и долгосрочным – (5 – 10 лет).
Краткосрочный бизнес-план зачастую называют "коммерческой схемой".
Бизнес-план состоит из следующих разделов: резюме, товар, рынок сбыта, стратегия маркетинга, план производства, организационный план, финансовый план и т.д. По указанным разделам плана соединяется теоретическая концепция зарабатывания денег с практической деятельностью менеджеров.
Резюме. В нем отражается выбор сферы деятельности и направление специализации. Здесь можно указать объем производства, дохода, валовой прибыли, срока возврата кредита.
Товар (услуга). В этом разделе должно быть дано описание продукта (услуги), его особенностей, потребительских свойств, отличия от товаров конкурентов, степень защищенности патентами и лицензиями, организации сервиса, авторские свидетельства и наглядное схематическое изображение или фотография с разных позиций.
Стратегия маркетинга. Включает вопросы рынка сбыта, конкуренции. Она обосновывает ту часть рынка, где имеются потенциальные покупатели товара, исследует производственные возможности конкурентов, их доходы и прибыльность, описывает перспективы внедрения новшеств конкурентов, уровень качества изделия, дизайн, упаковку и пр. Важнейшее значение имеет политика цен конкурентов.
Сюда же включаются вопросы распространения товаров собственного производства, их ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания, формирование общественного мнения о фирме и ее товарах.
План производства. Позволяет расчетами обосновать то, что создаваемая фирма в состоянии производить выбранный товар в нужные сроки и с соответствующим качеством. План определяет поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий (условия, цена, качество), указывает мощность оборудования отечественных и иностранных изготовителей, рассчитывает валовые и средние издержки производства и перспективы их снижения.
Организационный план. Описывает систему организации управления работой фирмы, функциональную задачу каждого подразделения (бригады, цеха, отдела и т.д.), указывает требуемую квалификацию менеджеров, специалистов и рядовых работников, способы привлечения их на работу, величину зарплаты, методы поощрения и их изменения в перспективе.
Юридический план. В нем определяется форма организации фирмы, ее правовой статус, обеспечение правовой и юридической защищенности своей деятельности с точки зрения ГК России.
Финансовый план. Включает прогноз объема реализации, баланс расходов и доходов, свободный баланс активов и пассивов фирмы, график достижения безубыточности, определяет равновесие фирмы в рыночной структуре.
Прогноз объема реализации продукции приводится на три года. Для первого года данные приводятся помесячно, для второго – поквартально, для третьего – данные в целом. Это дает возможность анализа баланса денежных доходов и расходов. Основная задача анализа баланса заключается в проверке синхронности поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования. Другими словами, определяется достаточность денежных средств на любой момент времени. Особенно к моменту массовой закупки сырья и материалов, выдачи зарплаты и т.д. В случае нехватки денежных средств в важнейших циклах производства предусматривается дополнительное инвестирование.
Баланс денежных доходов и расходов составляется также на три года: на первый год – помесячно, на второй год – поквартально, на третий – в целом за год.
Таблица доходов и расходов покажет доходы от продаж товаров, издержки производства товаров, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы и чистую прибыль.
Сводный баланс активов и пассивов фирмы составляется на начало и конец первого года осуществления проекта. Он будет служить основной оценкой специалистами инвесторов, коммерческих банков, надежности или стабильности источников финансирования и целесообразности вложения капитала. Следует составить особые таблицы, указывающие сроки и размеры погашения задолженности по кредитам, отчисление дивидендов и других денежных обязательств перед инвесторами.
Раздел рекомендуется составлением графика безубыточности фирмы, который называется равновесием фирмы на соответствующем типе рынка. Для построения графика нужно вычислить валовые, переменные, средние и предельные доходы фирмы.
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Тема 2. Базовые экономические понятия
- Тема 3. Собственность, предпринимательство
- Тема 4. Рынок: условия развития, функция, структура и инфраструктура
- 4.1. Возникновение рынка и условия его развития
- 4.2. Товар. Возникновение, сущность и функции денег
- 4.4. Механизмы и функции рынка
- 4.4. Структура рынка и его классификация. Инфраструктура
- Тема 5. Функционирование рыночных механизмов. Их закономерности
- 5.1. Спрос и закон спроса
- 5.2. Закон предложения. Рыночная цена.
- 5.3. Эластичность спроса и предложения.
- Тема 6. Государственное регулирование рынка
- 6.1. Государственное воздействие рыночных цен
- 6.2. Регулирование внешних эффектов рынка
- 6.3. Регулирование государством производства общественных благ
- Тема 7. Анализ издержек производства
- 7.1. Экономическая природа издержек производства
- 7.2. Классификация издержек
- Тема 8. Равновесие фирмы
- Тема 9. Фирма как экономический агент
- 9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике
- 9.2. Особенности организационно – правовых форм российских фирм и предпринимательства
- 9.3. Акционерное общество
- 9.3. Бизнес – план фирмы
- 9.4. Основные показатели работы фирмы. Роль науки в деятельности фирмы