Тема 8. Равновесие фирмы
Вопросы:
Равновесие фирма в условиях совершенной конкуренции.
Равновесие фирмы в различные периоды времени.
Равновесие фирмы в долгосрочный период.
Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
Под равновесием фирмы понимают установление такого объема производства, при котором достигается максимум прибыли (или минимум затрат). экономическая теория доказывает, что равновесие фирмы достигается при условии, если предельных доход МR равен предельным издержкам МС (МR = МС).
Существует два метода определения уровня производства, при которых фирма будет получать максимум прибыли (или минимум убытка): первый – сравнение общего дохода (ТR) и общих издержек (ТС), второй – сравнение предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС).
По первому методу общая прибыль определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками.
Для их сравнения соединим графики, изображенные на рис. 7.4 и 7.6, в один и выявим, в каких пределах объема производства (Q) фирма получит максимальную прибыль. Максимальная прибыль производится, когда разрыв между линиями ТR и ТС имеет наибольшее значение – отрезок АВ. Точки С и D являются точками критического объема производства, в пределах которых фирма работает безубыточно.
Рис. 8.1. График достижения максимальной прибыли фирмы (сравнение ТR и ТС)
От начала координат 0 до точки С общие издержки ТС превышают валовой доход (ТR), следовательно, такое производство экономически убыточно и невыгодно. В интервале объема производства Qc – Qd предприниматель получает прибыль, максимилизирует ее при объеме Qа. Поэтому задача предпринимателя – прочно закрепиться в окрестностях точки А. В этой точке угловые коэффициенты предельного дохода и предельных издержек равны: МR = МС.
Рассмотрим второй метод. В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Для фирм цена выступает как заданная или постоянная величина, складывающаяся независимо от их воли и желания, в результате чего каждая фирма выступает на рынке как постоянный ценополучатель. Другими словами, в условиях совершенной конкуренции фирмы вынуждены работать с ценами заданными рынком.
Так, если отложить на оси абсцисс значение количества продуктов Q, на оси ординат – цену Р0, то их взаимосвязь графически изображается прямой, параллельной оси абсцисс (8.2).
Рис. 8.2. Графики соотношения спроса, цены и доходов в условиях совершенной конкуренции: а) рыночная цена, средний и предельный доход в условиях совершенной конкуренции равны; б) линия спроса постоянна с точки зрения фирмы в условиях совершенной конкуренции
При совершенной конкуренции постоянная цена Р0, приравненная к доходам (АR = МR), с точки зрения фирмы выступает как спрос. На рис. 8.2. отдельно представлена линия спроса фирмы dd.
Если совместить графики, показанные на рис. 8.2., б в один график, то они совпадут. Следовательно, справедливо равенство
Р0 = АR = МR = dd (8.3)
Величина прибыли достигает своего максимума при таком выпуске продукции Q, при котором предельная выручка МR равна предельным издержкам МС (МR - МС).
Это можно доказать математически. Найдем значение выпуска продукции Q, максимилизирующее чистую прибыль П. В соответствии с определением
П = ТR – ТС, необходимое условие максимума функции есть равенство ее первой производной равной нулю
(8.4)
(8.5)
Отсюда: МR = МС. Следовательно, справедливо равенство
Р0 = АR = МR = МС
Сопоставление предельного дохода с предельными издержками можно показать и графически (рис. 7.9). На оси абсцисс отложим значение объема производства, на оси ординат – цену и издержки. Объем производства увеличиваем до пересечения кривой предельных издержек МС с ценой, равной предельному доходу МR. Тогда соблюдается требование МС = МR. В этом случае общий доход ТR равен площади прямоугольника Р0Е0QЕО. Общие издержки – АВQЕ0. Высота Р0А прямоугольника АР0Е0В представляет собой разницу между рыночной ценой и средними издержками АС. Заштрихованный прямоугольник АР0Е0В составляет прибыль.
Рис. 8.7. График определения максимализация прибыли путем сравнения МС = МR
В точке С предельные издержки минимальны. Но фирма стремиться максимализировать общую выручку ТR, поэтому продолжает увеличивать производство до объема 0QЕ, поскольку в точке Е0 осуществляется равенство
МR = МС (8.9.)
Если продолжить увеличение производства до QD, то МС окажется намного выше МR, следовательно, производство станет убыточным. Нарушается условие МR = МС.
Рассмотрев два метода определения масимилизации прибыли фирмы, заметим, что оба метода имеют недостатки, только одним каким-либо методом мы не можем определить равновесие фирмы. При использовании первого метода прибыль определяется путем сравнения ТR и ТС. Максимальная прибыль, полученная этим методом, может оказаться неверной, потому что валовые издержки ТС вычисляются как произведения количества продукции на средние издержки АС, ТС = Q * АС.
Между результатами П = ТR – ТС и П = ТR - Q * АС есть небольшая разница.
Недостаток второго метода заключается в том, что на основании сравнения дохода МR и предельных издержек МС невозможно определить массу прибыли. Ведь фирму прежде всего интересует масса прибыли. Также предельные издержки не учитывают постоянных издержек.
Лишь используя оба метода одновременно, можно точно определить максимум прибыли фирмы.
По существующим сегодня отчетностям российских фирм невозможно определить их равновесие, так как нужны дополнительные расчеты.
Равновесие фирм в различные периоды времени в условиях совершенной конкуренции
Как известно, важную роль в теории фирм играет фактор времени. экономическая наука доказывает, что равновесие фирм может быть краткосрочным и долгосрочным.
Краткосрочный период времени представлен несколькими вариантами положения фирмы на рынке.
1. На определенном интервале времени средние и предельные издержки (АС и МС) находятся ниже линии цен P0 и предельных доходов (Р = МR), тогда в точке Е0 фирма будет получать сверхприбыль, то есть прибыль, превышающую среднюю. Такая фирма получила название "допредельной" (рис. 8.10, а).
При оптимальном уровне производства Qе уровень средних издержек будет равен отрезку 0А, следовательно, общие издержки (ТС) составляют площадь прямоугольника 0АВQе валовая выручка (доход) ТR – площадь прямоугольника 0Р0Е0Qе. Площадь заштрихованного прямоугольника Р0Е0ВА покажет нам массу получаемой сверхприбыли.
В таком положении фирма будет находиться в краткосрочный период времени, так как другие фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться войти в производство этой продукции или отрасли.
Предложение продукции начнет расти и в результате усиления конкуренции между фирмами приведет к снижению цены и исчезновению сверхприбыли.
Рис. 8.10. Графики положения фирм на рынке в краткосрочный период времени:
а) допредельная фирма со сверхприбылью;
б) запредельная фирма с убытком
2. На рис. 8.10,б показана противоположная ситуация, когда средние издержки АС при любом объеме производства Q превышают рыночную цену Р0. В этом случае при оптимальном производстве Q2 фирма лишь минимизирует свои убытки – площадь заштрихованного прямоугольника С1NМР0. Фирмы (запредельные), оказавшиеся в таком положении, должны уходить с рынка.
3. Предельная фирма "на плаву" (рис. 8.11,а) – это фирма, которой удается покрывать только средние переменные издержки (АVС = Р0). Постоянные же издержки фирмы (СМЕ0Р0) хозяин платит из своего кармана, чтобы поддержать фирму на рынке. В случае повышения рыночной цены она сможет покрыть не только средние переменные издержки, но и постоянные. Позиция фирмы на рынке укрепиться.
Если же под воздействием конкуренции снизится рыночная цена, то фирме придется покинуть отрасль и она окажется за ее пределами.
4. Линия средних издержек АС лишь касается линии доходов и цен (АR = МR = Р0), валовая выручка ТR по величине в точности соответствует издержкам. Это означает, что фирма не получает прибыли и не терпит убытка, функционирует с нулевой прибылью. Фирма находится в состоянии равновесия (допредельная).
Равенство Р0 = МR = МС = АС указывает на то, что фирма использует наиболее эффективную технологию и назначает самую низкую цену Р0, при этом производит наибольший объем продукции Q4, на который затрачиваются минимальные издержки АС.
Рис. 8.11. Графики положения фирм на рынке в краткосрочный период времени:
а) предельная фирма на плаву;
б) допредельная фирма с нормальной прибылью.
Вообще в условиях совершенной конкуренции экономическая прибыль тяготеет к нулю. Это не означает, что фирма работает эффективно. К такой ситуации приводит усиление конкуренции в отрасли. Следует подчеркнуть, что говоря о нулевой прибыли, мы не имеем в виду то, что допредельная фирма вообще не получает никакой прибыли. Она получает нормальную прибыль (СР0МQ4), о которой говорилось в вопросе 1 темы 7. Нормальная прибыль – составная часть издержек производства (см. рис. 7.1, б). По величине она должна совпадать со средним процентом, который фирма могла бы получить от этого же капитала, если бы вкладывала его в другие отрасли. В связи с этим нормальную прибыль относят к внутренним издержкам.
Допредельные фирмы с нормальной прибылью, достигшие равновесия в короткий период, будут сохранять его и в долгосрочный период, потому что когда фирма получает нулевую экономическую прибыль, у нее нет стимула выйти из отрасли, а другие фирмы не заинтересованы в нее вступать.
Подводя итоги, можно сказать, что в условиях совершенной конкуренции в долгосрочный период максимум прибыли достигается тогда, когда выполняется равенство МR = МС = Р = АС. Иными словами, фирма может контролировать лишь один параметр – объем выпускаемой продукции Q с учетом приспособления к функции издержек и заданной рынком цены.
Равновесие фирмы в долгосрочный период.
Эффект масштаба
В долгосрочный период фирма может регулировать все параметры, потому она стремиться расширить производство и снизить издержки.
Без геометрического доказательства можно ссылаться на ту закономерность, которая утверждает, что при снижении издержек производства повышается производительность труда.
Рис. 8.12. Средние общие издержки в долгосрочном периоде
В случае возрастания производительности средние общие издержки уменьшаются, о чем свидетельствует переход от АС к АС2 и АС3 (рис. 8.12). Соединив точки минимума АС, АС2, АС3,…..АСn, получим совокупные издержки в долгосрочный период Асе.
В долгосрочный период в результате увеличения производства получается так называемый эффект масштаба. Он может оказать положительное или отрицательное влияние на снижение издержек. Так, на рис. 8.13 показаны различные типы кривых общих средних издержек в долгосрочный период.
Рис. 8.13. Типы кривых общих средних издержек в долгосрочном периоде
Если эффект масштаба оказывает положительное влияние, то кривая АС имеет отрицательный наклон до объема производства Q2 (рис. 8.13 а, б).
Если он имеет отрицательное влияние, то кривая АС сразу же устремляется вверх, начиная с Q (рис. 8.13, в).
Снижение средних общих издержек при расширении масштаба производства называется положительным эффектом масштаба, увеличение средних совокупных издержек – отрицательным.
Положительный эффект масштаба формируется в результате влияния следующих факторов на деятельность фирм:
применение высокопроизводительной техники и технологии вызывает эффект массового производства и повышает степень контроля, что в целом снижает средние валовые издержки;
углубление разделения труда и специализация повышает производительность труда и упрощает процесс управления всем ходом производства, что дает снижение средних общих издержек;
развитие подсобного производства с использованием отходов от основного, диверсификация производственного и технологически не связанных друг с другом видов производства также снижает средние валовые издержки.
Отрицательный эффект масштаба показывает факт роста издержек в связи с концентрацией и централизацией производства. Можно отметить следующие направления такого повышения средних общих издержек:
с увеличением численности подразделений и дочерних компаний обостряются противоречия между общими экономическими интересами фирмы и интересами подразделений, в результате растут издержки по достижению договоренности и компромисса;
снижается уровень контроля и управления, в связи с чем является оппортуническое поведение со стороны дочерних компаний, что ведет к росту трансакционных издержек;
с ростом размеров и увеличением количества подразделений фирмы снижается эффективность координации деятельности и возрастают затраты на информационное обслуживание, передачу и обработку информации;
с концентрацией производства резко увеличиваются транспортные издержки.
Закономерности положительного и отрицательного эффекта масштаба наблюдаются во всех отраслях, но в каждой существуют специфические особенности их проявления:
в отраслях естественной монополии (нефте-, газо-, электро-, водоснабжения) средние валовые издержки достигают минимума при очень большом объеме выпускаемой продукции;
в торговле и в отраслях, производящих предметы потребления, кривые средних валовых издержек в долгосрочном периоде времени снижаются постепенно, а затем при дальнейшем увеличении производства выпрямляются. Поэтому эффективно функционируют в этих отраслях как мелкие, так и крупные фирмы.
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Тема 2. Базовые экономические понятия
- Тема 3. Собственность, предпринимательство
- Тема 4. Рынок: условия развития, функция, структура и инфраструктура
- 4.1. Возникновение рынка и условия его развития
- 4.2. Товар. Возникновение, сущность и функции денег
- 4.4. Механизмы и функции рынка
- 4.4. Структура рынка и его классификация. Инфраструктура
- Тема 5. Функционирование рыночных механизмов. Их закономерности
- 5.1. Спрос и закон спроса
- 5.2. Закон предложения. Рыночная цена.
- 5.3. Эластичность спроса и предложения.
- Тема 6. Государственное регулирование рынка
- 6.1. Государственное воздействие рыночных цен
- 6.2. Регулирование внешних эффектов рынка
- 6.3. Регулирование государством производства общественных благ
- Тема 7. Анализ издержек производства
- 7.1. Экономическая природа издержек производства
- 7.2. Классификация издержек
- Тема 8. Равновесие фирмы
- Тема 9. Фирма как экономический агент
- 9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике
- 9.2. Особенности организационно – правовых форм российских фирм и предпринимательства
- 9.3. Акционерное общество
- 9.3. Бизнес – план фирмы
- 9.4. Основные показатели работы фирмы. Роль науки в деятельности фирмы