7.1. Экономическая природа издержек производства
Главный мотив деятельности любой фирмы (предприятия) в условиях рыночной экономики – получение максимальной прибыли. Однако реализация этой стратегической цели всегда ограничивается затратами. Затраты факторов производства, связанные с производством и реализацией товара и услуг, называются "издержки производства".
В общем виде прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками.
П = ТR – ТС, (7.1) где П – прибыль; ТR – совокупная выручка; ТС – совокупные издержки.
Совокупная выручка (доход) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества благ (товаров и услуг)
ТR = Р * Q (7.2) где Р – рыночная цена; Q – количество произведенного товара.
С точки зрения трудовой теории стоимости К. Маркса1 издержки рассматриваются как затраты на зарплату, материалы, топливо, амортизацию основного капитала. К. Маркс назвал их издержки производства, к которым добавил издержки обращения, представляющие собой затраты, связанные с реализацией продукта. Таким образом, по К. Марксу, сумма издержек производства и обращения представляет собой полные издержки производства товаров или услуг.
При этом К. Маркс не учитывал конъюнктуры, ограниченности ресурсов, закона убывающей производительности и других обстоятельств.
Современная экономическая теория по-иному подходит к трактовке издержек производства. Она исходит из ограниченности ресурсов, возможности их альтернативного использования и наличия закона убывающей производительности (alter – латин. означает один из двух).
Альтернативные издержки отражают ценность (стоимость) наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе.
Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится выбирать их, а выбор означает отказ от одного ресурса в пользу другого.
Издержки могут быть внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним (по отношению к данной фирме) издержкам относятся платежи поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль (рис. 7.1). бухгалтерская прибыль не учитывает внутренние, скрытые издержки.
Рис. 7.1. Структура и содержание бухгалтерской и экономической прибыли
На рисунке 7.1 представлены следующие параметры бухгалтерской и экономической прибыли:
- отрезок ОР – уровень рыночной цены товара;
- отрезок ОQ – уровень объема производства товара;
- валовая выручка ТR = P * Q или в модели представляют площадь прямоугольника OPAQ;
- бухгалтерские или внешние издержки (по отношению к данной фирме) платежи поставщикам, которые проходят через бухгалтерские книги. Вычтя из валовой выручки внешние издержки, получим бухгалтерскую прибыль в виде прямоугольника СРАВ бухгалтерская прибыль не учитывает внутренние (скрытые) резервы снижения издержек;
- внутренние издержки в модели представляют площадь прямоугольника ССВВ.
В свою очередь внутренние издержки подразделяются на:
- издержки на ресурсы, являющиеся собственностью фирмы (здания, сооружения, оборудования, автомашины и т.д.); на рисунке 7.1., б обозначена цифрой 1. представлены площадью прямоугольника ССDD;
- нормальную прибыль представляющую собой отдачу человеческого капитала в виде предпринимательской способности менеджеров, специалистов и рабочих высокой квалификации фирмы. Они внедряя в производство рациональных методов управления и организации труда, сокращают внутренние скрытые издержки, тем самым повышают уровень общей экономической прибыли. В модели рис 7.1., б нормальная прибыль представлена прямоугольником DD1В1В, обозначена цифрой 2.
Вычтя из совокупной выручки сумму внешних и внутренних издержек, мы получим экономическую прибыль. Таким образом, сумма внешних и внутренних издержек составляет экономические, или альтернативные издержки, которые указывают на упущенные возможности рационального использования ресурсов вообще.
Экономические издержки позволяют понять различие между подходом бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересует прежде всего результат деятельности фирмы за отчетный период. Он анализирует прошлый опыт фирмы. Экономиста, наоборот, интересуют перспективы, будущее фирмы. Он обязан указать наилучший вариант использования ресурсов, которыми располагает фирма.
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Тема 2. Базовые экономические понятия
- Тема 3. Собственность, предпринимательство
- Тема 4. Рынок: условия развития, функция, структура и инфраструктура
- 4.1. Возникновение рынка и условия его развития
- 4.2. Товар. Возникновение, сущность и функции денег
- 4.4. Механизмы и функции рынка
- 4.4. Структура рынка и его классификация. Инфраструктура
- Тема 5. Функционирование рыночных механизмов. Их закономерности
- 5.1. Спрос и закон спроса
- 5.2. Закон предложения. Рыночная цена.
- 5.3. Эластичность спроса и предложения.
- Тема 6. Государственное регулирование рынка
- 6.1. Государственное воздействие рыночных цен
- 6.2. Регулирование внешних эффектов рынка
- 6.3. Регулирование государством производства общественных благ
- Тема 7. Анализ издержек производства
- 7.1. Экономическая природа издержек производства
- 7.2. Классификация издержек
- Тема 8. Равновесие фирмы
- Тема 9. Фирма как экономический агент
- 9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике
- 9.2. Особенности организационно – правовых форм российских фирм и предпринимательства
- 9.3. Акционерное общество
- 9.3. Бизнес – план фирмы
- 9.4. Основные показатели работы фирмы. Роль науки в деятельности фирмы