9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике
1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм.
2. Организационно – правовые формы предприятий.
3. Бизнес – план фирмы.
4. Основные показатели работы фирмы.
В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, цель которых – получение прибыли.
Рыночная экономика выдвинула наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов – фирму. Существование фирмы в рыночной экономике требует научного объяснения.
В современной экономической литературе существуют различные объяснения прохождения фирм. Одни экономисты рассматривают современные фабрики (читай фирмы) как результат кооперации и разделения труда, основанные на системе машин (К. Маркс), другие считают, что фирмы – результат минимизации риска (Ф. Найт). Третьи объясняют возникновение фирмы в связи с необходимостью сокращения трансакционных издержек (Р. Коуз).
Итак, фирма является основным типом социально-экономической организации обмена деятельностью в рыночных отношениях и сам рынок нуждается в фирме, поскольку наиболее производительны ресурсы и трансакционные издержки. Существует множество определений предпринимательства, которые выделяют его характерные черты.
Цель предпринимательской деятельности – получение прибыли.
Содержание предпринимательства – расстановка комбинации использования ресурсов так, чтобы получить максимальную прибыль.
условия активной работы фирм в виде системы законов и нормативных актов.
В мировой экономической практике фирмы подразделяются на три группы: частнопредпринимательская, партнерство и корпорация. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.
Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах, управляет ею, получает прибыль и несет полную ответственность по всем обязательствам.
Преимуществами частной фирмы являются:
простота в управлении;
свобода действия. Нет необходимости согласования в принятии решений с вышестоящей инстанцией;
сильная мотивация труда, связанная с получением прибыли одним лицом.
Недостатки частной фирмы:
ограниченность финансовых и материальных ресурсов;
эгоизм, направленный против общественных интересов.
Партнерство – это фирма, организованная несколькими лицами, которые совместно владеют и управляют предприятием.
Основные права принадлежат всем партнерам, которые осуществляют контроль друг за другом. Партнерство типично для сфер интеллектуальной деятельности, таких как юриспруденция, медицина, киносъемка.
Партнерству присущи все достоинства и недостатки частных фирм. К последним добавляется еще несовместимость интересов, что является угрозой существования партнерства.
Корпорация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собеседника ограничена его вкладом.
Корпорация – общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), домохозяйства и индивиды становятся собственниками корпорации. Таким образом, через рынок ценных бумаг можно быстро привлекать финансовые средства домохозяйств. Держатели акций и облигаций получают дивиденды. Кредиторы могут предъявить претензии к корпорации в целом, а не к отдельным акционерам. Если самим акционерам не нравится экономическая политика корпорации, то они могут продать свой пай. Поэтому корпорации характеризуются определенной стабильностью.
Недостатком корпорации является то, что появляется возможность злоупотреблять властью со стороны высших менеджеров. Происходит разрыв собственности средних и мелких держателей акций, так как они не обладают достаточной информацией и властью для контроля за действием высшего руководства.
Другим недостатком корпорации является двойное налогообложение, суть которого в том, что сначала взымается налог с прибыли, а затем – с дивидендов акций.
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Тема 2. Базовые экономические понятия
- Тема 3. Собственность, предпринимательство
- Тема 4. Рынок: условия развития, функция, структура и инфраструктура
- 4.1. Возникновение рынка и условия его развития
- 4.2. Товар. Возникновение, сущность и функции денег
- 4.4. Механизмы и функции рынка
- 4.4. Структура рынка и его классификация. Инфраструктура
- Тема 5. Функционирование рыночных механизмов. Их закономерности
- 5.1. Спрос и закон спроса
- 5.2. Закон предложения. Рыночная цена.
- 5.3. Эластичность спроса и предложения.
- Тема 6. Государственное регулирование рынка
- 6.1. Государственное воздействие рыночных цен
- 6.2. Регулирование внешних эффектов рынка
- 6.3. Регулирование государством производства общественных благ
- Тема 7. Анализ издержек производства
- 7.1. Экономическая природа издержек производства
- 7.2. Классификация издержек
- Тема 8. Равновесие фирмы
- Тема 9. Фирма как экономический агент
- 9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике
- 9.2. Особенности организационно – правовых форм российских фирм и предпринимательства
- 9.3. Акционерное общество
- 9.3. Бизнес – план фирмы
- 9.4. Основные показатели работы фирмы. Роль науки в деятельности фирмы