logo
Эк

9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике

1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм.

2. Организационно – правовые формы предприятий.

3. Бизнес – план фирмы.

4. Основные показатели работы фирмы.

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, цель которых – получение прибыли.

Рыночная экономика выдвинула наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов – фирму. Существование фирмы в рыночной экономике требует научного объяснения.

В современной экономической литературе существуют различные объяснения прохождения фирм. Одни экономисты рассматривают современные фабрики (читай фирмы) как результат кооперации и разделения труда, основанные на системе машин (К. Маркс), другие считают, что фирмы – результат минимизации риска (Ф. Найт). Третьи объясняют возникновение фирмы в связи с необходимостью сокращения трансакционных издержек (Р. Коуз).

Итак, фирма является основным типом социально-экономической организации обмена деятельностью в рыночных отношениях и сам рынок нуждается в фирме, поскольку наиболее производительны ресурсы и трансакционные издержки. Существует множество определений предпринимательства, которые выделяют его характерные черты.

условия активной работы фирм в виде системы законов и нормативных актов.

В мировой экономической практике фирмы подразделяются на три группы: частнопредпринимательская, партнерство и корпорация. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах, управляет ею, получает прибыль и несет полную ответственность по всем обязательствам.

Преимуществами частной фирмы являются:

Недостатки частной фирмы:

Партнерство – это фирма, организованная несколькими лицами, которые совместно владеют и управляют предприятием.

Основные права принадлежат всем партнерам, которые осуществляют контроль друг за другом. Партнерство типично для сфер интеллектуальной деятельности, таких как юриспруденция, медицина, киносъемка.

Партнерству присущи все достоинства и недостатки частных фирм. К последним добавляется еще несовместимость интересов, что является угрозой существования партнерства.

Корпорация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собеседника ограничена его вкладом.

Корпорация – общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), домохозяйства и индивиды становятся собственниками корпорации. Таким образом, через рынок ценных бумаг можно быстро привлекать финансовые средства домохозяйств. Держатели акций и облигаций получают дивиденды. Кредиторы могут предъявить претензии к корпорации в целом, а не к отдельным акционерам. Если самим акционерам не нравится экономическая политика корпорации, то они могут продать свой пай. Поэтому корпорации характеризуются определенной стабильностью.

Недостатком корпорации является то, что появляется возможность злоупотреблять властью со стороны высших менеджеров. Происходит разрыв собственности средних и мелких держателей акций, так как они не обладают достаточной информацией и властью для контроля за действием высшего руководства.

Другим недостатком корпорации является двойное налогообложение, суть которого в том, что сначала взымается налог с прибыли, а затем – с дивидендов акций.