4.4. Механизмы и функции рынка
Механизм рынка или (рыночные рычаги). На любом этапе своего развития рынок базируется на четырех элементах его механизма: цена, спрос, предложение и конкуренции. О них более подробно рассмотрим в последующих темах.
Функции рынка. Рынок оказывает огромное влияние на все стороны хозяйственной жизни общества и выполняет множество функций. Главные из них следующие (рис. 4.2.):
посредническая функция. В условиях разделения труда и экономической обособленности субъектов рыночного хозяйства возникает объективная необходимость нахождения друг друга и обмена результатами своей деятельности. Рынок с помощью цены сопоставляет продукты деятельности субъектов рынка, и определяет, насколько выгодна та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками
Рис. 4.2. Схема функций рынка
общественного производства. В рыночной экономике при нормальной конкуренции потребитель имеет возможность выбора поставщика. Одновременно продавцу предоставляется возможность выбора наиболее подходящего покупателя;
Ценообразующая функция. В современной экономической теории существуют две равноценные версии формирования рыночных цен: классическая и маржиналисткая.
По классической версии рыночная цена устанавливается по общественно-необходимым затратам (ОНЗТ).
По маржиналистской парадигме механизм образования рыночной цены сводится к взаимодействию спроса и предложения товаров.
2) ценообразовательная функция.
3) информационная функция. Сама рыночная цена представляет собой уникальный аппарат коммуникации и распространения информации, а также других важных сведений, необходимых человеку в мире экономики.
4) санирующая функция.
Рынок беспощаден по отношению к слабым. С помощью механизма конкуренции рынок очищает общественное производство от расточительных, неустойчивых и неэффективных субъектов хозяйствования и, напротив, дает возможность действовать более эффективным и рациональным хозяйствам. В результате под воздействием непрекращающейся конкуренции непрерывно, шаг за шагом повышается средний уровень эффективности всего народного хозяйства.
Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? Для кого производить? Как производить? Под воздействием конкуренции путем перелива капитала из одной отрасли в другую осуществляется равномерное распределение факторов производства между всеми отраслями. В тех отраслях, где наблюдается повышение цен, происходит оживление производства. Сюда усиливается прилив финансовых, природных и трудовых ресурсов. Если в результате такого прилива факторов производства произойдет превышение предложения товаров над спросом, то начнется обратный процесс: снижение всех видов рыночных цен и отток ресурсов из данной отрасли.
Разумеется, рыночная экономика – не идеальное устройство общества. О преимуществах и недостатках рыночного механизма будет сказано в последующих темах. Но человечество пока не нашло лучшего устройства общественной системы, чем рыночная экономика.
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Тема 2. Базовые экономические понятия
- Тема 3. Собственность, предпринимательство
- Тема 4. Рынок: условия развития, функция, структура и инфраструктура
- 4.1. Возникновение рынка и условия его развития
- 4.2. Товар. Возникновение, сущность и функции денег
- 4.4. Механизмы и функции рынка
- 4.4. Структура рынка и его классификация. Инфраструктура
- Тема 5. Функционирование рыночных механизмов. Их закономерности
- 5.1. Спрос и закон спроса
- 5.2. Закон предложения. Рыночная цена.
- 5.3. Эластичность спроса и предложения.
- Тема 6. Государственное регулирование рынка
- 6.1. Государственное воздействие рыночных цен
- 6.2. Регулирование внешних эффектов рынка
- 6.3. Регулирование государством производства общественных благ
- Тема 7. Анализ издержек производства
- 7.1. Экономическая природа издержек производства
- 7.2. Классификация издержек
- Тема 8. Равновесие фирмы
- Тема 9. Фирма как экономический агент
- 9.1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм в мировой практике
- 9.2. Особенности организационно – правовых форм российских фирм и предпринимательства
- 9.3. Акционерное общество
- 9.3. Бизнес – план фирмы
- 9.4. Основные показатели работы фирмы. Роль науки в деятельности фирмы