logo search
Диктовать

Причины возникновения товарного производства и рыночной системы хозяйства:

  1. Общественное разделение и специализация труда, способствующая развитию обмена.

  2. Разделение и специализация труда - это откос обособленных производителей для выполнения конкретных видов работ с целью более производительного использования специфичных, ограниченных ресурсов.

Каждый работник, специализирующийся на одной операции, совершенствует технические приемы, благодаря чему:

1. Возрастает производительность труда (количество продукции в единицу времени).

2. Развивается технический прогресс.

3. Упрощается разделение труда, облегчается введение автоматизации. Исключается дублирование операций и функций труда, способствующее экономическому развитию в масштабах производства.

Основные функции Р.:

1) Посредничество (т.е.продавцы и потр-ли напрямую общаются др. с др. ч/з цены, спрос, предл-е.

2) Ценообразующая (в процессе свободного столкновения товарного спроса и предложения склад-ся цены на блага).

3) Информирующая (сложившаяся цена сообщает бизнесменам о состоянии экономики).

4) Регулирующая (высокие цены свидетельствуют о выгодном производстве и пивлекают капиталы в эти отрасли (рост производства), низкие – о невыгодном и отпугивают капитал.

5) Стимулирующая (доп. прибыль поступает тем, кто совершенствует праизводство, снижает издержки, увел-ет производительность труда).

6) Оздоравливающая (Рынок. освобождается от товаров, не пользующ-ся спросом и от производителей, кот. проигрывают в конкурентной борьбе).

Классиф-ия рынков:

1) По экон. значению: рынок товаров и услуг;

2) По географ. положению: местный; региональн.; национ.; мировой;

3) По степени ограниченности конкуренции: монополист-ский;

олигополистический; свободный;

4) По отраслям: автомобильн.; с/х-ый;

5) По хар-ру продаж: оптовый, розничный;

6) По степени соотв-вия действ-щему законод-ву: легальный(законный);

нелегальный (теневой).

Отрицательные стороны Р.: Рынок не гарантирует право на труд, т.е. безработица, инфляция; не способствует развитию общественно значимых товаров и услуг (культура, здравоохранение, образование).

Положительные стороны Р.: Наличие на рынке дешевых и качественных товаров; рынок стимулирует развитие НТП и внедрение его в процесс производства.

Совершенная конкуренция - тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Несовершенная конкуренция - тип рыночной структуры, где не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

Монополизм - это возм-сть монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, кот. он готов продать. Степень моноп-ой власти отдельн. продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общ. продажах на рынке.

Чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают.

Олигополия, когда в отрасли существует большое число фирм.

Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Монополия означает наличие единственного продавца. Существует 3 основных вида монополии: 1) естественная, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства(редкие металлы, особые земельные участки), существование естественных монополий в значительной степени оправдывается тем что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. 2)искусственная, которая возникает на основе сговора или подавления конкурентов. 3) случайная, которая является результатом ограниченного во времени превышением спроса над предложением. Главная причина возникновения монополии – концентрация производства и капиталов.

Монополистическая конкуренция ей свойственны черты, как монополии, так и совершенной конкуренции. (Она широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг). Рынок характеризуется дифференциацией продукции, когда покупатели рассматривают конкурирующих продавцов, как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.