7. Закон спроса, кривая спроса. Неценовые факторы спроса и отражения их влияния на графике.
Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене, т.е. спросом является не всякая потребность в товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств. QД – объем спроса – максимальное количество благ, которое покупатель готов купить по определенной цене за определенный промежуток времени при данных экономических условиях.
Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса: закон спроса. Закон спроса: между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (QД) существует обратная зависимость (чем больше цены тем меньше спрос):
Почему же снижение цены на товар увеличивает спрос на него?
Удешевление товара делает его доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был не по карману, а рост числа покупателей означает рост спроса на данный товар.
Существует также три эффекта, объясняющих закон спроса:
Эффект роста выгоды: покупатель стремится приобретать товары при равенстве расходов на приобретения и полезности товара. При снижении цены расходы падают, а полезность остается прежней.
Эффект дохода: сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.
Эффект замещения: подешевевший товар относительно удорожает другие товары при прежней цене на них. Поэтому замещая другие товары подешевевшими покупатель обеспечивает себе дополнительный доход.
Отрицательный наклон кривой отражает полезность товара. Влияние изменения цены отражается в движении вдоль кривой спроса D-D вверх и вниз. Общая функция спроса показывает влияние объема спроса на товар от всех определяющих его факторов (цена данного товара, цены заменителей и дополнителей, доход покупателя, вкусы и предпочтения, ожидания покупателя и т.д.).
Неценовые факторы вызывают изменение объема спроса при неизменном уровне цены на данный товар и графически смещают кривую вправо при росте спроса и влево – при падении. Исключение из закона спроса:
товар Гифена: ситуация, когда объем спроса и цена связаны положительной зависимостью (товары первой необходимости, предметы роскоши).
Низкокачеств. товары и заменители;
ассиметричная информация (низкие цены сигнал-уют о низком кач-ве и наоборот);
эффект ожидаемой инфляции.
- Предмет, методы и функции экономики.
- Функции экономической теории.
- Методы экономического исследования.
- Воспроизводство экономических благ. Потребности, блага, ресурсы.
- Факторы производства.
- Свойства (особенности) ресурсов.
- Классификация благ.
- Типы экономических систем: командно-административная, рыночная, смешанная. Их основные черты, условия функционирования.
- 5. Основные этапы и направления развития экономики как науки.
- Рынок: понятие, условия возникновения и развития, виды, функции, достоинства и недостатки.
- Причины возникновения товарного производства и рыночной системы хозяйства:
- 7. Закон спроса, кривая спроса. Неценовые факторы спроса и отражения их влияния на графике.
- 8. Закон предложения, кривая предложения. Неценовые факторы предложения и отражение их влияния на графике.
- 9. Равновесие на конкурентном рынке по Маршалу и по Вальрасу. Общественная выгода. Области экономической активности.
- 10. Эластичность спроса по цене и по доходу. Факторы, влияющие на эластичность спроса.
- 11. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.
- 12. Государственное воздействие на рыночное ценообразование (налоги, контроль над ценами, дотации) и его последствия.
- 13. Общая и предельная полезность блага. Потребительский выбор, максимизация полезности и равновесие потребителя.
- 14. Кривые безразличия и бюджетная линия. Равновесие потребителя (оптимум потребителя).
- 15. Фирма, предприятие: признаки, функции, цели. Основные фонды и оборотные средства предприятия.
- 16. Амортизация и износ. Значение амортизации в воспроизводственных процессах.
- 17. Производство экономических благ. Производственная функция с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт.
- 18. Призводственная функция с двумя переменными факторами. Изокванта и её свойства. Изокоста. Равновесие производителя.
- 19. Экономические и бухгалтерские издержки производства. Постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки производства в краткосрочном периоде.
- 20. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба и факторы, его определяющие.
- 21. Доход фирмы: совокупный, средний, предельный. Прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- 22 . Ценообразование и равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
- Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции
- 23. Ценообразование в условиях монополии и равновесие фирмы — монополиста. Ценовая дискриминация.
- 24. Ценообразование в условиях олигополии и модели поведения фирм — олигополистов. Равновесие фирмы.
- 25. Ценообразование и равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.
- 26. Спрос на ресурсы на рынках факторов производства: характер, факторы, основополагающие принципы.
- 27. Равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции, монопсонии, монополии.
- 28. Рынок капитала: понятие, спрос и предложение, номинальная и реальная ставка процента, равновесие. Дисконтирование капитала.
- Рынок земли и его особенности. Земельная рента. Цена земли.
- 31. Национальная экономика и национальное богатсво. Основные макроэкономические показатели (ввп, внп, чнп, нд, лд, рлд) и методы их расчёта.
- 32. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен: понятие, виды, назначение.
- 33. Совокупный спрос (ad) и факторы, его определяющие. Характер кривой совокупного спроса.
- 34. Совокупное предложение (as) и факторы, его определяющие. Три участка совокупного предложения.
- 35. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в модели ad-as и его нарушение.
- 36. Экономический цикл и динамика макроэкономических показателей на его стадиях .
- 37. Безработица: понятие, виды, причины. Фактический и естественный уровни безработицы.
- 38. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование безработицы.
- 2.По Уровеню и темпу роста в % (в год):
- 3. По факторам:
- 4. По согласованности :
- 5. По времени ожидания
- 40. Последствия Инфляции, взаимосвязь с Безработицей. Антиинфляц политика го-ва(Кейнс и монетаристы)
- 41.Потребление и сбережения: понятие, взаимосвязь, функции факторы. Склонность к Потреблениям и Сбережениям.
- 42.Инвестиции:понятие, виды и факторы их динамики, роль в Экономике.
- 43. Влияние Инвестиций на объем национального производства. Мультипликатор инвестиций.
- 44. Макроэкономическое равновесие: модель совокупные расходы-внп (Крест Кейнса). Рецессионный и инфляционный разрывы.
- 45. Государственный бюджет: понятие, методы формирования, функции, доходы и расходы.
- 46. Налоги и их функции: Виды налогов. Принципы и методы налогообложения. Кривая Лаффера.
- 47. Бюджетный дефицит: сущность, причины образования, виды и способы его финансирования.
- 48. Государственный долг: виды, последствия накопления и методы регулирования.
- 49. Деньги, их функции, ликвидность, денежная масса, денежные агрегаты.
- 50. Спрос на деньги на денежном рынке. Классическая и кейнсианская теории спроса. Функция спроса.
- 51. Предложение денег и факторы, его определяющие. Денежный мультипликатор.
- 52.Равновесие на денежном рынке и его изменение.
- 53.Кредит: сущность, функции, источники, основные формы и виды.
- 54.Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: понятие, цели. Инструменты, механизм действия и виды. Мультипликотор госрасходов, мультипликатор налогов, м-р сбалансированного бюджета.
- 55.Центральный банк, его функции и роль в кредитно-банковской системе страны.
- 56.Коммерческие банки, их функции, основные (активные и пассивные) операции.
- 57. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства: понятие, цели, методы и инструменты, механизм действия, виды.
- Внешнеторговая политика государства: типы, цели, средства регулирования (тарифные и нетарифные ограничения). Платежный баланс.
- Сущность, цели и закономерности переходного периода в экономике. Концепции переходной экономики (градуализм, «шоковая терапия»).