logo
Диктовать

22 . Ценообразование и равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции

Конкуренция - является движущей силой рыночного хозяйства.

Конкуренция существует между самими производствами, между покупателями, между продавцами и покупателями.

Совершенная конкуренция и её характеристики:

– состоит из большого числа продавцов и покупателей;

– продаваемый продукт однороден у всех производителей;

– невозможность контроля над ценой и обемом купли-продажи;

– полная свобода “входа” на рынок и “ухода”.

Если не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, то говорят о несовершенной.

Рыночное равновесие в условиях чистой конкуренции. Это означает, что на краткосрочном интервале времени превышение равновесной цены приведет к перепроизводству и созданию излишков продукции, а занижение цены - к созданию дефицита. Однако, по-скольку «вход» и «выход» из отрасли никак не ограничен, экономиче- ская прибыль (убытки) в долгосрочном периоде для большинства пред-приятий сведется к нулю. Это произойдет из-за того, что цена установится на равновесном уровне Ц0, для которого объем товара, нашедшего спрос, будет равен объему товара, предложенного потребителям К0. В результате продавцы товаров будут довольствоваться только нормальной прибылью, удерживающей предпринимателя в данном бизнесе. При этом на рынке совершенной конкуренции останутся те предприятия, величина издержек которых позволяет получать нормальную прибыль при равновесной цене Ц0. Следовательно, когда рынок совершенной конкуренции находится в равновесном состоянии, цена товара падает до минимального уровня и приближается стоимости факторов производства.

Рис. 11.1. Спрос на продукцию конкурентной фирмы (а) и отраслевой спрос (б)

Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема продаж (производства) общий (валовой) доход фирмы TR будет равен произведению цены на количество проданной продукции Р • Q. При этом предельный доход MR- прирост дохода, связанный с выпуском (продажей) каждой дополнительной единицы продукции - будет равен цене продукции. Средний доход (валовой доход, деленный на количество проданных товаров) фирмы в условиях совершенной конкуренции также будет равен цене.