logo search
Экономические субъекты постсоветской России (Ну

Выполнение расходной части консолидированного бюджета 1996 года

(в % от ВВП)

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Всего доходы

16,60

18,09

19,85

20,34

21,20

21,91

22,12

22,99

22,69

22,63

22,81

24,76

РАСХОДЫ

Государственное управление

0,42

0,70

0,78

0,82

0,77

0,83

0,83

0,80

0,77

0,75

0,75

0,76

Международная деятельность

0,68

0,64

0,62

0,62

0,61

0,68

0,69

0,70

0,88

0,93

0,90

1,18

Национальная оборона и правоохранительная деятельность

7,67

3,83

4,03

4,62

450

4,48

4,41

4,55

4,45

4,34

478

4,57

Фундаментальные исследования

0,05

0,25

0,30

0,33

0,30

0,29

0,29

0,29

0,30

0,30

0,29

0,31

Услуги народному хозяйству

4,51

5,62

5,75

6,44

6,55

6,55

6,46

6,83

6,69

6,73

6,91

7,87

Социальные услуги

5,34

6,93

7,92

8,50

8,53

8,75

8,44

8,56

8,25

8,11

8,09

8,35

Обслуживание государственного долга

1,50

1,27

1,54

1,36

2,26

2,09

2,08

2,04

1,93

1,89

1,85

1,98

Прочие расходы

1,13

1,49

2,03

2,01

2,15

2,50

2,76

2,87

2,75

2,65

2,68

2,79

Итого расходов

16,31

20,74

22,98

24,70

25,68

26,16

25,96

26,65

26,02

25,69

25,74

27,81

Ссуды за вычетом погашений

2,35

0,93

0,46

0,51

0,40

0,38

0,76

1,14

0,96

0,90

0,85

1,12

Расходы и ссуды за вычетом погашений

18,66

21,67

23,43

25,21

26,09

26,54

26,72

27,79

26,98

26,59

26,59

28,93

Дефицит бюджета

-2,06

-3,58

-3,58

-4,87

-4,89

-4,63

-4,60

-4,80

-4,29

-3,96

-3,78

-4,17

Общее финансирование, в том числе

2,06

3,58

3,58

4,87

4,89

4,63

4,60

4,80

4,29

3,96

3,78

4,18

внутреннее финансирование

1,15

2,47

2,55

2,87

2,52

2,81

2,78

3,18

2,89

2,58

2,28

2,70

внешнее финансирование

0,91

1,10

1,03

2,00

2,37

1,82

1,82

1,62

1,40

1,37

1,50

1.47

Источник: Минфин.

Низкий уровень исполнения бюджета 1996 года (как по расходам, так и по доходам) не мог быть аргументом сторонников Ельцина. Поэтому популистское расширение социальных статей расходов непосредственно перед выборами в первой половине 1996 года (см. табл. 15.2) — погашение задолженностей до 1 апреля 1996 года работникам бюджетных организаций, выплата задолженностей по пенсиям до 1-го мая и др. — пришлось компенсировать секвестированием остальных статей. Так, за первое полугодие удельный вес заработной платы в расходах бюджета составил порядка 30% (при плане 15%). Все это наложилось на кризис в доходной части бюджета, т.к. собираемость налогов в 1996 году значительно упала.

Основными факторами низкой собираемости налогов стали рост противозаконного уклонения от налогов, рост дебиторской задолженности привел к сокращению налоговой базы основных налогов (НДС и налогов на прибыль), бартеризация экономики.

Наиболее ощутимыми негативными результатами проведения популистской политики 1996 года стали высокие процентные ставки на отечественных финансовых рынках, возросший дефицит бюджета, взявшего на себя значительные обязательства по выплатам пособий, зарплат и пенсий, значительное увеличение государственного долга и сокращение валютных резервов (на 23% за первое полугодие 1996 года).

Все указанные проблемы и предопределяли направление стабилизационной политики после победы на выборах 1996 года225.

Ситуация в России с выборами президента 1996 года наглядно демонстрирует деятельность правительства в рамках политического делового цикла. Займемся теперь анализом причин возникновения политических деловых циклов.