Государственное отраслевое регулирование в постсоветской России
Причины регулирования
Считается, что особенности функционирования некоторых отраслей порождают необходимость прямого государственного регулирования их деятельности. Хотя рамки регулирования довольно гибкие, но основные причины прямого государственного регулирования можно объединить в четыре группы165.
1) Естественная монополия166. Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожная инфраструктура, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне — коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. В условиях монополии при отсутствии регулирования фирма устанавливает такой максимизирующий прибыль объем выпуска, что ресурсы оказываются распределены неоптимально, потому что монопольная цена выше предельных издержек, а выпуск оказывается меньше, чем общественно необходимый. Потребители лишаются премии, а фирма получает сверхприбыль, которая способствует неравенству доходов в обществе. Следовательно, естественная монополия нуждается в регулировании, результатом которого должно быть установление цены, близкой к цене конкурентного рынка, но обеспечивающей покрытие высоких постоянных затрат.
2) Отрасли, свободный вход в которые приводит к грубому нарушению общественного порядка. Например, регулирование теле- и радиовещания не связано с обеспечением экономической эффективности, однако вещание ограничено определенными волнами и каналами, поэтому свободный вход в данные отрасли может привести к распространению помех в эфире. Возникает необходимость лицензирования этих видов деятельности, как способ ограничения входа в отрасли, а ценовое регулирование здесь, как правило, отсутствует.
3) Возможность деструктивной конкуренции. Отрасли с такими характеристиками, как высокая капиталоемкость и наличие избыточных мощностей, нуждаются в защите от деструктивной конкуренции. Избыточные мощности в условиях конкуренции побуждают к неоправданному снижению цен. Высокая капиталоемкость отражается в высокой доле постоянных издержек. Конкурентное падение цен может привести к их снижению до уровня средних переменных издержек. Следовательно, в таких отраслях ценовые войны разрушительны и для производителя, и для потребителя. Кроме того, в данных отраслях, как правило, регулируется уровень не максимальных, как в случае естественной монополии, а минимальных цен. Примером отраслей, где возможно появление деструктивной конкуренции, являются некоторые виды транспорта167.
4) Острое общественное неприятие "несправедливости", возникающей иногда в отраслях общественного значения. Одним из ярких примеров является экономика железных дорог. Острая конкуренция на железных дорогах действительно может создать реальные проблемы. Более ста лет назад сосуществование в отрасли конкурентной (на маршрутах с большим объемом движения) и монопольной (на маршрутах с низким спросом) моделей стало причиной значительной разницы тарифов в различных городах США. В городах, где отсутствовала конкуренция, тарифы были выше, чем в тем местах, где сосуществовали две или более железнодорожных компании. Кроме того, на многих неконкурентных маршрутах тарифы на короткие расстояния превышали тарифы на конкурентные длинные маршруты, в противоречие общему представлению о том, что тарифы должны увеличиваться по мере роста издержек вместе с расстоянием. Крупные перевозчики часто предлагали более привлекательные тарифы, чем небольшие компании. Разница тарифов привела к большому возмущению неудовлетворенных пассажиров, их многочисленные обращения в государственные органы послужили причиной принятия мер по регулированию тарифов в отрасли168.
Схематически причины регулирования изображены на рисунке 14.1.
Рис. 14.1. Причины регулирования отраслей
В системе мер государственного регулирования отраслей наибольшее значение имеет ценовое регулирование, так как именно оно определяет доходность предприятия и платежеспособный спрос потребителей.
Очевидно, что главным аргументом регулирования является общественная значимость отрасли или продукции. Наличие естественной монополии может быть лишь одной из нескольких причин необходимости ее регулирования. Не каждая естественная монополия регулируется, не всякая регулируемая отрасль относится к естественной монополии. Однако большинство регулируемых отраслей имеют в своем составе естественно монопольные сегменты.
В порядке убывания государственного вмешательства можно выделить: государственную компанию с государственным управляющим, государственную компанию с частным управляющим и частную регулируемую компанию. Этим трем формам соответствуют три формы контрактов: операционные (performance), управленческие (managerial) и регуляционные (regulation)169. Объектом настоящего анализа являются регуляционные контракты, а также адаптивное поведение частных регулируемых компаний (государство может быть одним из акционеров такой компании).
Следует отметить, что государственные компании демонстрируют во многом сходные с частными регулируемыми фирмами модели поведения. Данное обстоятельство связано с повышенной сложностью контроля эффективности управления государственной собственности, в рамках которой зачастую создаются условия для стихийной или спонтанной приватизации.
Регулирование: нарушение прав собственности или специфический контракт?
Инструментарий новой институциональной теории позволяет рассматривать государственное регулирование фирм с двух позиций: как размывание прав собственности170 и как долговременный специфический контракт между государством и фирмой, занимающейся особым видом деятельности.
Через контроль ценообразования для большинства регулируемых предприятий в одностороннем и принудительном порядке государством вводятся ограничения на допустимый размер прибыли фирмы, то есть ограничивается ее право на присвоение остаточного дохода. Таким образом, происходит размывание прав собственности, которое перестраивает ожидания экономического агента, снижает для него ценность ресурса, меняет условия обмена. Регулируемые фирмы вынуждены вырабатывать адаптивные модели поведения, минимизирующие издержки или упущенную прибыль, возникающие вследствие государственного регулирования. Следовательно, действия государства по регулированию ценообразования частных фирм не могут соответствовать критерию эффективности и снижают уровень благосостояния общества.
Однако критерию эффективности не противоречит дифференциации прав собственности, которая носит добровольный и двусторонний характер. Главный выигрыш от рассредоточения правомочий теоретиками прав собственности видится в том, что экономические агенты получают возможность специализироваться в реализации того ли иного частичного правомочия (например, в праве управления или в праве распоряжения капитальной стоимостью ресурса). Перераспределение прав в соответствии с относительными преимуществами, которые имеет каждый из участников хозяйственного процесса в каком-то виде деятельности, повышает общую эффективность функционирования экономики171.
Вместе с тем экономисты признают, что в реальности отделить процессы расщепления от процессов размывания прав собственности очень трудно: "Никакая четкая граница, — пишет С. Чен, — не отделяет ограничения прав, являющиеся результатом частных договоров, от ограничений, подпадающих под юрисдикцию судов или принудительную власть правительства"172.
Поэтому регулирование одновременно можно трактовать как контракт между государством и фирмой, который является добровольным и соответствует интересам обеих сторон. Посредством такого контракта государство реализует общественный интерес: избыточная прибыль, которая может быть получена в некоторых отраслях в силу естественных условий их организации, должна поступать потребителям в форме дохода от снижения цен. А фирма, в соответствии с контрактом, получает доступ к специфическим ресурсам или особому виду деятельности, и главное — полную или частичную защиту от конкурентов.
В этом случае возникают проблемы эффективности контракта и контроля его соблюдения. Эффективными считаются такие контрактные отношения, которые минимизируют трансакционные издержки путем создания системы стимулов для участников обмена и механизма разрешения конфликтов, что способствует повышению благосостояния обеих сторон. Таким образом, анализ контрактных проблем может быть дан на основе таких ключевых параметров, как (1) информация, необходимая для оценки результативности деятельности регулируемого предприятия; (2) система стимулов повышения эффективности предприятия, вознаграждения и санкции; (3) достоверность обещаний сторон. В этом случае рассматриваемые ниже модели адаптационного поведения регулируемых фирм связаны с уклонением от соблюдения контракта и могут быть оправданы только в случае заключения контрактов, не отражающих интересы регулируемых фирм или в случаях оппортунистического поведения государства при выполнении своих контрактных обязательств.
Для исследования российской ситуации нами принимается контрактная теория регуляционных отношений. Все регулируемые фирмы до перехода страны к рыночным отношениям находились в государственной собственности. Передачу части собственности от государства в частное владение можно рассматривать как одно из условий контракта в обмен на частичное ограничение права присвоения новым собственником остаточного дохода.
Контрактный подход к регулированию, однако, не исключает необходимости совершенствования самих контрактов, а также наличия оппортунистического и рентоориентированного поведения со стороны государства.
Способы адаптации регулируемых фирм
Особенности регуляционных контрактов приводят к формированию регулируемыми фирмами особых форм поведения, которые не свойственны фирмам, действующим в условиях конкуренции. Регулируемые фирмы в условиях российской действительности должны приспосабливаться не только к издержкам, которые они несут в связи с регулированием, но и к устойчивому неисполнению условий контрактов со стороны государства. Несмотря на наличие особенностей российской действительности, поведение регулируемых фирм в целом укладывается в традиционные виды: неоправданное завышение издержек, поиск ренты и различные формы оппортунистического поведения.
Завышение издержек. В условиях регулируемого ценообразования акционеры более терпимо относятся к оппортунистическому поведению менеджеров. При наличии верхнего предела прибыли менеджеры могут удовлетворять свои личные потребности, не ущемляя их интересов. Стремление акционеров фирмы-монополиста к получению прибыли ослабевает, а расходование средств администрацией становится более бесконтрольным. Поведение менеджеров регулируемой фирмы характеризуется стремлением превратить всю "избыточную" прибыль в разного рода неденежные формы.
В. Кокорев показывает, что сдерживание цен на продукцию естественной монополии на уровне средних издержек приводит к росту трансформационных и трансакционных издержек173. Рост трансформационных издержек обусловлен недостаточными стимулами к экономному расходованию ресурсов в условиях установленной государством, а не рыночной конкуренцией цены. Рост имплицитных трансакционных издержек связан с тем, фирма-монополия менее заинтересована в проведении мероприятий по внедрению новых технологий или рационализации структуры управления, результатом которых может стать оптимизация материальных и финансовых потоков174.
Рост эксплицитных трансакционных издержек находит свое отражение в более быстром росте накладных расходов175. В. Кокорев считает, что менеджеры естественно-монопольных компаний имеют сильные стимулы к увеличению не только личного богатства, но и благосостояния всего бюрократического клана. "«Плюшевые» офисы для руководителей, бассейны для сотрудников, кафетерии с дотируемыми ценами и т.п. — все это ложится ощутимым бременем на плечи покупателей продукции естественной монополии".176 Трансакционные издержки возрастают вместе с увеличением бюрократического аппарата и возможностей для коррупции.
Таким образом, вся "избыточная" прибыль потребляется внутри фирмы, а регулирующим государственным органам она демонстрируется под видом более высоких издержек. Поэтому основную часть дополнительного дохода, права на который лишены акционеры, присваивают не столько потребители, сколько менеджеры регулируемых фирм.
Российская практика дает многочисленные примеры завышения издержек субъектами естественной монополии. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата традиционно превышает среднюю заработную плату по промышленности, их работники пользуются большими социальными льготами по сравнению с работниками других отраслей.
Проведенные Госстроем комплексные аудиторские проверки предприятий ЖКХ во многих городах показали, что в большинстве случаев имело место завышение реальных расходов на 30-40%. Причинами завышения тарифов обычно являлись завышение заработной платы сотрудников и рентабельности, незаконное списание материально-технических ресурсов, расходование выделенных средств не по назначению. По некоторым оценкам, только в результате финансовых злоупотреблений производственные услуги дорожают на 10-15%177.
В результате аудиторских проверок локальных естественных монополий, действующих в отрасли жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области178, также были выявлены такие типичные нарушения, как завышения заработной платы и тарифной ставки рабочих первого разряда основной профессии (соответственно, и общего фонда заработной платы), завышение эксплуатационных расходов, отнесение непроизводственных затрат на себестоимость реализованной продукции. В некоторых тарифах учитывались даже расходы на заграничные командировки.
Значительные резервы сокращения себестоимости были вскрыты при проверке цепочки дочерних независимых фирм субъектов естественных монополий — "подрядчиков" и "субподрядчиков", рентабельность которых превышала порой 50% за счет увеличения тарифов на ремонтные работы в среднем на 20%. Через сеть подрядчиков также втридорога закупались сырье, материалы, оборудование.
Монополисты активно манипулируют амортизацией и ремонтным фондом: завышают стоимость основных фондов, увеличивают амортизационные отчисления. Занижение налогооблагаемой прибыли позволяет им создавать неконтролируемые финансовые резервы. Задача же обновления производственного парка как не решалась, так и не решается.
Поиски ренты и квазиренты. Регулирование деятельности отдельных отраслей в той или иной форме может приводить к созданию ренты или квазиренты для фирм. Для регулируемой фирмы рента возникает, если установленная на рынке цена p больше, чем минимальная цена p’179, достаточная для того, чтобы привлечь фирму на данный рынок, и равна (p — p’)•q, где q — объем реализованных товаров. Квазирента появляется в случае, если регулируемая цена p выше средних переменных издержек р , и на объем выпуска q квазирента равна (p — р)•q.
С уществование ренты и квазиренты создает стимулы у регулируемых фирм для расходования ресурсов в попытках воздействия на государственные органы в целях ее перераспределения. Фирмы добиваются распределения ренты и квазиренты в свою пользу, прибегая к формальным и неформальным способам, вплоть до подкупа государственных чиновников. Результатом такого поведения является, с одной стороны, принятие регулирующими органами предвзятых решений, а с другой стороны, расходование ресурсов вне связи с полезной деятельностью. Часто эти издержки компенсируются в очень небольшой степени или вообще не компенсируются получаемыми выгодами. Виды деятельности, которые не имеют никаких социальных функций помимо перераспределения ренты или квазиренты, называют поиском ренты, а издержки, связанные с затратами ресурсов и искажением решений в результате такой деятельности, — издержками влияния180.
Таким образом, поведение регулируемых фирм характеризуется поиском ренты и квазиренты и способствует росту издержек влияния, бремя которых в конечном счете перекладывается на покупателей продукции регулируемых фирм.
Результатом подобного поведения регулируемых фирм может быть "захват" органов регулирования. Согласно теории "захвата" (Capture Theory), разработанной представителями чикагской школы, часто фирмы заинтересованы в регулировании отрасли, потому что в этом случае они могут "захватывать" (убеждением, взятками или угрозами) органы регулирования и использовать их с целью защиты от конкуренции. Сначала компании лоббируют законодательные органы, добиваясь статуса регулируемой отрасли, затем предпринимают попытки "захвата" самих работников регулирующего органа.
Сторонники этой теории обычно полагают, что соответствующая цель регулирования состоит в исправлении рыночной неэффективности. Однако давление отрасли на органы регулирования на позволит принять необходимые нормативные документы и ликвидировать рыночные провалы.
В доказательство этой теории приводится тот факт, что различные заинтересованные группы по-разному воздействуют на регулирование. Заинтересованные группы конкурируют друг с другом в своем влиянии на законодательные органы: лучше организованные и наиболее влиятельные тратят больше средств, пытаясь продвинуть собственные интересы через законодательные органы и вызвать симпатии регуляторов. Согласно более общей теории заинтересованных групп (Interest-Group Theory)181, группы фирм, потребителей или другие группы могут "захватывать" регулирующий орган прямо или косвенно. При этом доминирующие группы получают выгоды за счет других групп.
Называют три причины, почему регулирующие органы, скорее всего, окажутся "захваченными"182.
Во-первых, регулирующие органы обычно укомплектовываются экспертами по регулируемой отрасли, которые работали в данной отрасли или в близких правительственные органах и, следовательно, им дороги интересы отрасли.
Во-вторых, сотрудники органов регулирования часто ожидают получить привлекательные рабочие места в регулируемых компаниях после увольнения из органов регулирования. Услуги экспертов по регулированию действительно ценны для компаний, и перспективы получения работы могут увеличивать их симпатии к регулируемой фирме.
В-третьих, так как регулирующие комиссии часто ограничены в ресурсах, они могут полагаться на хорошее финансирование многих из своих расходов регулируемыми предприятиями. Эти расходы могут быть "возмещены" регулируемым компаниям в форме повышения разрешенной прибыли.
В истории развития регулирования в США и других развитых странах можно найти факты, действительно подтверждающие эти теории183. Так, Р. Эскерт показывает, что вновь назначаемые работники органов регулирования в своем большинстве ранее были заняты на государственной службе, в то время как после увольнения из органов регулирования большая их часть уходит работать в регулируемые отрасли184.
Проблема кадрового обеспечения является актуальной и для российских органов регулирования. Заработная плата государственных служащих значительно ниже заработной платы работников аналогичного уровня во многих регулируемых компаниях, поэтому оказывается довольно сложным привлечь к регулированию квалифицированных сотрудников. Уже известны примеры, когда лучшие из отраслевых специалистов, бывшие сотрудники регулирующих органов, уходят на высокооплачиваемые должности в регулируемые компании.
Результаты совместного исследования Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка 3 тыс. компаний в 20 странах с переходной экономикой показывают, что степень "захвата" государственных органов отдельными компаниями наиболее высока в Молдове, России, Украине, Азербайджане185. При этом более высокая степень "захвата" государства сочетается с меньшей эффективностью государственного управления186.
Теория заинтересованных групп объясняет также появление перекрестного субсидирования во многих регулируемых отраслях. В результате перекрестного субсидирования часто оказывается, что доминирующая группа потребителей получает преимущества над другими группами через решения регулирующих органов о необходимости субсидирования. Гипотеза о том, что регулирующие органы порождают перекрестное субсидирование, была проверена на основе статистических данных за периоды в истории Америки, когда еще оставались несколько нерегулируемых штатов. Промышленные потребители покупают большие количества электроэнергии, чем домохозяйства, их число относительно невелико, так что они могут более эффективно лоббировать регуляторов. Таким образом, согласно этой гипотезе, отношение тарифов для населения к тарифам для промышленных потребителей должно быть выше в регулируемых штатах, при том, что различия в издержках обеспечения услуг обеим группам не существенны. Статистические исследования подтвердили эту гипотезу: регулирование вынуждало население субсидировать промышленных потребителей187.
Однако возможность "захвата" регулируемого органа может быть ослаблена, если отрасль регулируется несколькими комиссиями. В этом случае давление со стороны доминирующей группы на нескольких регулирующих субъектов затруднено. Тот же эффект наблюдается, когда регулирование отрасли осуществляется на разных уровнях — и федеральными, и региональными органами одновременно. Например, утверждение тарифов на многие жилищно-коммунальные услуги в России осуществляется вначале местной тарифной комиссией, а затем региональной, и вводится решением главы региональных властей. Однако в этом случае издержки влияния повышаются вместе с ростом масштабов регулирования.
Неэффективность регулирования проявляется в резко различающихся результатах воздействия на цены. В ряде исследований американских ученых эмпирически было доказано, что в таких отраслях, как электроэнергетика и телефонное обслуживание, регулирование способствовало установлению цен на 10-20% ниже в сравнении с нерегулируемой монополией. Но эти рынки представляют случай устойчивой естественной монополии. Напротив, в отраслях транспорта, где естественная монополия не является устойчивой, и где в прошлом конкуренция была официально подавлена через ограничение входа и контроль минимальных цен, эмпирические исследования показывают противоположные результаты. Регулирование в этих отраслях американской экономики способствовало повышению цен. До отмены государственного контроля в середине 1960-х гг. регулирование железных дорог, грузового и водного транспорта, возможно, стоило американцам целых $4 — 9 миллиардов в год за счет более высоких тарифов188. Подобные заключения были сделаны и относительно регулирования авиаперевозок. За период 1969-1974 гг., регулирование, по оценкам Т. Килера, способствовало повышению стоимости авиабилетов в среднем на 22 — 52%. Ежегодно это составляло от $1,4 до $1,8 миллиардов долларов общественных потерь189. Главные причины этих непомерных тарифов — различные формы X-неэффективности, появившейся в результате неоправданного регулирования этих отраслей.
Ярким примером неэффективности регулирования служит сравнение нерегулируемых внутриштатных и регулируемых федеральных тарифов на авиарейсы по Калифорнии и Техасу. В 1975 году на маршрутах одинаковой длины и соединяющих одни и те же города, внутренние тарифы были существенно ниже. Дерегулирование авиалиний и грузовых перевозок в концу 1970-х и начале 1980-х привело к снижению цен, главным образом из-за появления новых конкурентов. Например, стоимость авиабилетов на рынках, обслуживаемых People Express, уменьшилась на 40 — 50%. За период с 1976 по 1983 гг. цены на грузовые перевозки на коротких и средних расстояниях упали на 12-14 %190.
Однако многие из этих достижений впоследствии были утеряны. Причиной, по мнению большинства экономистов и политиков, послужила снисходительная антимонопольная политика в течение правления администрации Рейгана, поощряющая слияние компаний и недобросовестную конкуренцию. Таким образом, дерегулирование приветствуется лишь в той мере, в которой оно заменяет регулирование конкуренцией.
Оппортунистическое поведение. Характерной особенностью регулируемых фирм является наличие оппортунистического поведения в следующих формах: сокрытие информации от регулирующего органа; злоупотребление монопольным положением; снижение качества продукции и услуг.
Завышение издержек тесно связано со стремлением регулируемых фирм к информационной закрытости. В российской экономике реальное положение дел монополистов является, как правило, тщательно скрываемой информацией, регулирующий орган не всегда имеет дело с достоверными и надежными данными. Таким образом, трудности создания эффективной системы регулирования социально значимых отраслей в российской экономике усугубляются также непрозрачностью финансовых потоков в регулируемых отраслях.
Так как во многих случаях регулируемые фирмы оказываются монополистами на рынке, практика выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением. Практически раз в месяц Министерство по антимонопольной политике России возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МПС России, и ежегодно антимонопольными органами рассматривается порядка 200 заявлений по фактам нарушений антимонопольного законодательства железными дорогами. Эта статистика достаточно стабильна в течение ряда последних лет191. Среди типичных примеров — расширение утвержденного МПС и Минэкономики перечня работ и услуг, оплачиваемых по договорным тарифам. Вместо регулируемых тарифов потребителям часто навязываются необоснованно высокие договорные тарифы или дополнительные услуги, не предусмотренные прейскурантом, часто завышаются объемы фактически проведенных работ и оказанных услуг. Как правило, такие ситуации имеют место в районах, где железные дороги являются практически единственным видом транспорта. Также наблюдается дискриминация грузовладельцев, имеющих собственный подвижной состав. За перевозку собственным парком даже по официальным расценкам им приходится платить больше, чем за перевозку парком железной дороги.
Другой формой оппортунистического поведения регулируемых фирм является снижение качества производимой продукции или услуг. Во многих регулируемых отраслях существуют высокие издержки измерения качества производимой продукции или услуг, поэтому регулируемая фирма имеет возможности снижать качество в условиях установленных государством цен.
Особенности регулирования в России
Контракты между государством и регулируемыми фирмами большей частью являются формальными. Одновременно в этой сфере достаточно широко используются и имплицитные контракты. В существующих условиях неопределенности регуляционные контракты не могут быть полными.
Российская ситуация характеризуется низкой формализацией контрактных отношений. Это служит источником противоречивости государственного регулирования. Так, многим регулируемым отраслям в период перехода к рынку государством были определены взаимоисключащие роли — обеспечивать экономический подъем и развитие экономики и одновременно служить основным источником доходов государственного бюджета всех уровней, а также обеспечить выполнение социальных функций. При этом приоритетными оказались фискальная и социальная функции.
Неэффективность существующих контрактов между государством и регулирующими органами в России отражается в наличии практики перекрестного субсидирования. Покупатели регулируемых предприятий делятся на три группы: население, бюджетные организации и коммерческие потребители. Как правило, органы регулирования устанавливают наименьшие тарифы для населения, часто на уровне или даже ниже себестоимости. Тарифы для бюджетных организаций выше, но эту группу потребителей отличает крайне низкая дисциплина платежей. Самыми высокими оказываются тарифы для коммерческих потребителей. Таким образом, в большинстве случаев решается проблема доходов, выпадающих за счет первых двух групп потребителей. Но спрос коммерческих потребителей является наиболее эластичным, они проявляют большую активность в поиске альтернативных поставщиков услуг там, где это возможно. Многие предприятия строят собственные генераторы электрической энергии и водозаборы с высокой себестоимостью производства, предпочитают использовать сотовую связь для междугородных и международных переговоров вместо электросвязи и т. д. При этом издержки предприятий оказываются сравнимыми с регулируемыми тарифами, а качество услуг и надежность поставок намного выше. Таким образом, регулируемые фирмы теряют наиболее выгодных клиентов, а значит, и значительную часть дохода. Если эти тенденции окажутся устойчивыми, то в недалеком будущем основными потребителями продукции и услуг регулируемых компаний останутся бедное население и неплатежеспособные бюджетные организации.
Особо нужно сказать о задолженности бюджетных организаций, которая составляет значительную долю в общей сумме задолженности. Ведь именно само государство как собственник этих предприятий в конечном счете оказывается должником регулируемых компаний. Таким образом, неплатежи со стороны бюджетных организаций являются проявлением нарушения контракта государства и регулируемых фирм. Достоверность обещаний и дисциплина выполнения обязательств со стороны государства как института, определяющего правила игры в целом, имеют важнейшее значение для повышения эффективности контрактных отношений.
Особенностью отношений данных сторон является ситуация, когда одна из сторон контракта (государство) выступает в то же время в качестве арбитра в разрешении спорных вопросов. Поэтому совершенствование регуляционных контрактов должно быть направлено на повышение их формализации, полноты и эффективности.
Как отрегулировать систему регулирования
Совершенствование отраслевого регулирования в России связано со следующими важнейшими направлениями. Прежде всего, необходимо четкое определение критериев целесообразности регулирования для различных отраслей: при каких условиях отрасль или производство отдельных видов продукции должно подвергаться регулированию и, что особенно важно, когда и при каких условиях возможно дерегулирование и каков его механизм. Ведь "регулирование в лучшем случае является бледной заменой конкуренции. Оно не может предписывать качество, повышать эффективность, или требовать инноваций, потому что такое действие вторглось бы в сферу управления. Но когда оно оставляет эти вопросы на усмотрение отрасли, это отрицает защиту потребителей, которую допускает конкуренция. Регулирование не может устанавливать цены ниже издержек компании, однако они могут быть завышены. Конкуренция способна на это, и компания с высокими издержками вынуждена искать средства для их сокращения. Регулирование не увеличивает потребление, устанавливая цены на самом низком уровне в соответствии со справедливой доходностью. Конкуренция дает и такой результат. Регулирование не в состоянии поощрять деятельность в общественных интересах, вознаграждая и штрафуя. Конкуренция способна и на это"192.
В тех же случаях, когда регулирование действительно необходимо, оно будет наиболее эффективно при создании механизмов, обеспечивающих эффективные контрактные отношения между всеми сторонами, а также в условиях соответствующей институциональной среды.
Крупнейшие российские многопродуктовые компании ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", железные дороги под управлением МПС имеют в своем составе естественно-монопольное ядро и, следовательно, являются субъектами естественной монополии на федеральном уровне, их деятельность подлежит прямому государственному регулированию. Важность государственного регулирования этих объектов обостряется макроэкономическим эффектом их деятельности.
В период перехода от командной экономики к рыночным методам хозяйствования деятельность субъектов естественной монополии на федеральном и локальном уровнях является важнейшим фактором как макро-, так мезо- и микроэкономической стабильности. Отсутствие адекватного механизма отраслевого регулирования привело к ситуации, в результате которой тарифная и товарно-кредитная политика важнейших инфраструктурных отраслей стала одной из причин инфляции издержек, тяжелого финансового положения большинства предприятий. Нельзя переоценить роль естественных монополий в формировании "институциональных ловушек" на основе всеобщего кризиса неплатежей, побочными следствиями которого оказались подвижность собственности большинства российских предприятий, препятствия демонополизации экономики и развитию конкуренции.
Налицо имплицитный контракт между слабым государством и сильными заинтересованными группами. Государство обеспечивает субъектам инфраструктурных отраслей возможность получать монопольную ренту в обмен на обеспечение минимального уровня социальной стабильности в стране и финансовой состоятельности государственного бюджета и бюджетных организаций.
Поэтому искусственное сдерживание тарифов на продукцию и услуги естественных монополий не может решить проблем страны и самих регулируемых компаний. Эффективность реформирования экономики естественно-монопольных структур, создание механизма действенного государственного регулирования ценообразования естественных монополий, организация конкуренции и дерегулирование потенциально конкурентных сегментов данных отраслей могут стать основой реального снижения тарифов, создать предпосылки роста в других отраслях российской промышленности.
Успешность вышеназванных действий зависит от ликвидации возможности получения субъектами естественных монополий природной и монопольной ренты и внедрения институтов, ослабляющих влияние отраслевых заинтересованных групп. Наиболее реальный путь — формирование достаточно сильной коалиции антимонопольных сил в лице не связанной с ТЭКом крупной промышленности и общественных организаций, представляющих интересы мелкого бизнеса и домохозяйств.
- Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)
- Редакционная коллегия:
- Авторский коллектив:
- Часть 1. Домохозяйства современной россии 20
- Глава 1. Институциональный анализ поведения домохозяйств: общая характеристика 24
- Глава 2. Особенности российской экономической ментальности 33
- Глава 3. Индивиды и домохозяйства в новом институциональном пространстве: нерыночное приспособление к рынку 59
- Глава 4. Поведение домохозяйств на рынке труда 78
- Глава 8. Откуда пошел российский бизнес, или как возникла "экономика физических лиц" 283
- Глава 9. Предприниматели и наемные работники: конфликты и консенсусы в постсоветской фирме 308
- 9.5 Скрытые стороны "скрытой" безработицы: социальный амортизатор или экономический тормоз? 342
- Глава 10. Экономика бартера в россии: от частного явления к общественному институту 349
- 10.1 Соотношение между денежной и бартерной экономикой: институционалисты и посткейнсианцы против неоклассиков 349
- 10.2 Бартер как форма существования неэффективных предприятий 357
- Глава 11. Право силы вместо силы права, или экономика рэкета 380
- Глава 15. Оптимальный политический деловой цикл, или есть ли пределы терпению? 464
- Глава 16. Ростки новых функций государства 479
- Введение. Институциональный подход – новые возможности анализа
- 1. "Учиться, учиться и учиться"… капитализму
- 2. Сила и слабость российского институционализма: на пути к национальной школе
- 3. «Конец и снова начало»
- 1. Социально–экономические и идейно–политические реформы в России: степень подготовленности различных институтов.
- 2. Общемировые тенденции развития рыночной экономики
- 3. Рынок, который мы создали
- 4. Старые и новые структуры: проблемы адаптации
- 5. Пути выхода из кризиса
- Часть 1. Домохозяйства современной россии
- Институциональный анализ поведения домохозяйств: общая характеристика
- Домохозяйство в рыночной экономике: взгляд неоклассиков
- Домохозяйство в рыночной экономике: взгляд институционалистов
- Возможности институционального анализа домохозяйств в переходной экономике
- Домохозяйства в переходной экономике на рынках труда, потребительских благ и финансов: институциональный подход
- Особенности российской экономической ментальности
- Национальная экономическая ментальность как институт
- Факторы, сформировавшие российскую экономическую ментальность135
- Социометрическая характеристика экономической ментальности россиян
- Ценности "русской души" сквозь призму народного фольклора, по з.В. Сикевич
- Ценностные показатели по 40 странам, по г. Хофстеду
- Оценки индекса российской культуры по степени развития индивидуализма, по методике г. Хофстеда
- Результаты исследований globe по России: рейтинг по индивидуализму
- Характеристики культуры в зависимости от соотношения индивидуализма и коллективизма, по г. Хофстеду
- Оценки индекса российской культуры по степени дистанции по отношению к власти, по методике г. Хофстеда
- Результаты globe по России: рейтинг по дистанции власти
- Характеристики культуры в зависимости от величины дистанции по отношению к власти, по г. Хофстеду
- Оценки индекса российской культуры по степени избегания неопределенности, по методике г. Хофстеда
- Результаты globe по России: рейтинг по избеганию неопределенности
- Характеристики культуры в зависимости от степени избегания неопределенности, по г. Хофстеду
- Россия – Евразия или "Азиопа"?
- Индивиды и домохозяйства в новом институциональном пространстве: нерыночное приспособление к рынку
- Основные черты современного институционального пространства: новые возможности и новые ограничения
- Теория трансформационного процесса о месте субъектов микроуровня в институциональных изменениях
- Современный адаптационный процесс и проблемы институционализации новых прав и правил игры
- Актуальность провозглашенных в ходе реформ прав,
- Значимые права, которых в современных условиях недостает,
- Поведение домохозяйств на рынке труда
- Структура трудового поведения домохозяйств
- Формы реализации проектов занятости
- Особенности трудового поведения наемных работников
- Оценки материального положения домохозяйств рабочими обследованных предприятий (%)
- Безработные члены домохозяйств в поисках новой занятости
- Основные проблемы безработных (фрагмент), % от числа опрошенных
- Психологические проблемы безработных, % от числа опрошенных
- Основные выводы, которые сделали для себя безработные за время после потери работы (фрагмент), % от числа опрошенных
- Основные психологические выводы, которые сделали для себя безработные за время после потери работы (фрагмент), % от числа опрошенных
- Основные планы безработных на ближайший год (фрагмент), % от числа опрошенных
- Соотношение показателей самоэффективности безработных с нормативными показателями
- Распределение ответов на вопрос о возможном поведении в случае потери работы представителей разных возрастных групп, % от числа опрошенных (фрагмент)
- Модели поведения домохозяйств на российском рынке труда
- Потребление и сбережения домохозяйств: между престижным потреблением "новых русских" и аскетизмом "новых бедных"
- Домохозяйства как "институциональные предприниматели": структура, внешние возможности и ограничители
- Материальное положение и структура домохозяйств
- Структура доходов домохозяйств, в % к опрошенным
- Доходы домохозяйств разного материального достатка
- Институциональные изменения в управлении ресурсами
- Структура расходов домохозяйств, средние
- Мотивация сберегательной активности, в % от отметивших вариант "очень важно"
- Стратегии сберегательного поведения
- Объем и координаты кластерных центров в факторном пространстве
- Проблемы формирования среднего класса в россии
- Средний класс России: методологические подходы исследования
- Ресурсы российского среднего класса
- Доля представителей среднего класса в составе разных социальных групп населения России (в %)*
- Распределение ресурсов и расходов по 10-процентным (децильным) группам населения в III квартале 1999 г.
- Распределение численности населения, занятого в экономике, по уровню образования (в %)
- Средние классы российского и западного обществ: сравнительный анализ основных характеристик по базовым критериям
- Некоторые характеристики социальных стратегий социально-профессиональных групп «потенциального среднего класса»
- Креативно-нормативный потенциал и перспективы среднего класса в России
- Структура дополнительных заработков ученых в сфере науки в 1994-1998 годах, %
- Часть 2. Фирмы в постсоветской экономике
- Институциональный анализ становления российской фирмы: общая характеристика
- Экономическая природа фирмы: неоинституциональный подход
- Институциональная среда, которая формирует фирмы
- От трансакционных издержек советского предприятия – к трансакционным издержкам постсоветской фирмы
- Трансакционные издержки отношений фирмы с властью
- Отношенческий капитал фирмы
- Фирмы, которые формируют институциональную среду
- Откуда пошел российский бизнес, или как возникла "экономика физических лиц"
- Бизнес в советской хозяйственной системе
- Формирование рыночных институтов в советской теневой экономике
- Цветные рынки в ссср, по а. Каценелинбойгену
- Теневые права собственности в ссср (на примере лесного хозяйства), по л.М. Тимофееву
- Сравнение характеристик методов координации в общественном разделении труда
- Двойной дуализм советской экономики
- Формирование рыночных институтов в советской легальной экономике
- Эволюция хозяйственного механизма ссср и России, по г.Б. Клейнеру
- Структура акционерного капитала (держателей акций) по группам приватизированных предприятий, % (единиц предприятий)
- Среднеотраслевые размеры пакетов акций у держателей, %
- Предприниматели и наемные работники: конфликты и консенсусы в постсоветской фирме
- Мотивация труда наемных работников
- Соотношение основных проблем и мотивов труда у рабочих обследованных предприятий
- Взаимосвязь проблем малого заработка и страха потери работы (%)
- Распределение рабочих обследованных предприятий по типам мотивации труда (% от числа по каждой группе)*
- Типы мотивации и ресурсный потенциал работника (% от численности по каждой группе)
- Типы мотивации и размеры получаемого и ожидаемого заработка
- Отношение рабочих к участию в принятии решений по производственной деятельности у различных типологических групп рабочих (%)
- Стремление добиваться лучших результатов в своей работе у различных типологических групп рабочих (%)
- Возможные стратегии поведения различных типологических групп рабочих в сложной для предприятия ситуации (%)
- Особенности национальной заработной платы
- Динамика соотношения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму и среднемесячной заработной плате в 1992-1998 гг.21
- Сопоставление действующих и вводимых с 2001 года ставок подоходного налога и налогов с фонда заработной платы39
- Патерналистский союз наемных работников и предпринимателей
- Распространенность патерналистских норм отношений с руководством у рабочих обследованных предприятий (%)
- Отношение рабочих к временным задержкам и сокращению зарплаты в зависимости от получения помощи от предприятия (% от числа опрошенных)*
- Взаимосвязь зависимостей размера оплаты труда и гарантий занятости от взаимоотношений с руководством (% от числа опрошенных)
- Распространенность партнерских норм отношений с руководством у рабочих обследованных предприятий (%)
- Типология норм патернализма-партнерства в трудовых отношениях
- Постсоветские профсоюзы как институт трудового посредничества
- Характеристика выполнения функций разными типами профсоюзных организаций
- Скрытые стороны "скрытой" безработицы: социальный амортизатор или экономический тормоз?
- Экономика бартера в россии: от частного явления к общественному институту
- Соотношение между денежной и бартерной экономикой: институционалисты и посткейнсианцы против неоклассиков
- Бартер как форма существования неэффективных предприятий
- Инвестиции в основной капитал, %
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности рф, %
- Средний возраст парков производственного оборудования, лет
- Доля оборудования в критическом возрасте, %
- Поиск путей преодоления бартеризации
- Требуемая интенсивность принятия различных мер для ликвидации дефицита денежных средств
- Некоторые исходные характеристики продукции
- Право силы вместо силы права, или экономика рэкета
- Угроза правам собственности в легальном бизнесе: "грабящие руки" вместо "невидимой руки"
- Сравнение условий развития мелкого торгового бизнеса в Москве и Варшаве, 1996 г.
- Сравнение условий развития бизнеса в пяти постсоциалистических странах, 1997 г.
- Частота и размер взяток государственным чиновникам коммерческих компаний, согласно исследованиям ебрр и вб, 1999 г.
- Препятствия для легальной защиты прав собственности
- Мнения россиян о том, что необходимо для занятия бизнесом (по данным социологического обследования в Санкт-Петербурге, 1998 г.)
- Нелегальная защита прав собственности
- Выбор предпринимателем оптимального института защиты прав собственности
- Альтернативные механизмы защиты прав собственности предпринимателей в постсоветской России
- Организованная преступность – государство в государстве?
- Стадии экономической эволюции крупнейших организованных преступных сообществ
- Взлет и падение уголовного рэкета
- Сопоставление "воровских понятий" с бюрократическим "кодексом чести"
- Характеристики выявленных групп организованных преступников
- Часть 3. Государство в современной россии
- Основы институционального подхода к анализу роли государства
- Анализ институциональной среды как отправной пункт институционального подхода к изучению роли государства
- Сущность и основные функции государства в рыночной экономике с точки зрения институционального подхода
- Государство в переходной экономике как генератор институциональной среды
- Проблема "институциональной неадекватности" российского государства
- Сроки действия нормативных актов по экономическим проблемам (дней)
- "Революция сверху" и её последствия
- Институты командно-административной экономики
- Модернизация системы в рамках старой структуры
- Реформирование реформ: "контрреволюция сверху"?
- К новой теории реформ
- Государство всеобщего перераспределения
- Остаточная государственная собственность: проблемы эффективного управления
- Государственное отраслевое регулирование в постсоветской России
- Институциональные ловушки на пути становления бюджетного федерализма
- Фактические пропорции распределения доходов и расходов бюджетной системы
- От государства всеобщего перераспределения к социальному государству
- Оптимальный политический деловой цикл, или есть ли пределы терпению?
- Интерпретация рентоориентированного поведения: возможности неоинституционального анализа
- Подходы к исследованию политических деловых циклов
- Если во второй тур президентских выборов выйдут Ельцин и Зюганов, за кого бы из них вы бы проголосовали? (в % от опрошенных)
- Выполнение расходной части консолидированного бюджета 1996 года
- Модель «политик-избиратель»
- 1) В 1995 году в выборах в Государственную Думу принимали участие 42 партии и блока, на выборах в 1999 г. – 26, из которых только около 5 принимали участие в выборах 1995 года.
- Механизм формирования оптимального политического делового цикла
- Недостоверность угрозы импичмента
- Ростки новых функций государства
- Защита прав собственности: очень не легки первые шаги
- Нарушение прав инвесторов
- Формирование конкурентной среды: в начале славных дел?
- Попытки стимулирования экономического роста
- Уровень валовых инвестиций и темпы роста ввп в России в 1990-е годы (%)
- 1. Темпы прироста ввп 3 % , доля накопления в ввп 20%.
- 1. Достигшие высоких темпов прироста ввп к 1994 г. И продолжающие сохранять их в 1995-96 гг.
- Темп прироста ввп и уровень валовых внутренних инвестиций в ввп в странах с развивающейся рыночной экономикой в 1990-1996 гг. (в %)
- 3. Спад ввп не преодолен к 1996 г.
- Изменение структуры ввп в 1980-1998 гг. (добавленная стоимость, в % ввп)
- Заключение. Россия в третьем эшелоне развития капитализма
- Эшелоны развития мирового капитализма
- 1. Эшелоны развития капитализма
- Становление капитализма в Англии и Испании
- Темпы прироста промышленной продукции(в %)
- Сельскохозяйственное производство в 1-й пятилетке
- Производство некоторых видов промышленной продукции в натуральном выражении в 1975-1989 гг., млн. Т
- Среднегодовой валовой сбор сельскохозяйственных культур ( во всех категориях хозяйств) в 1976-1989 гг., млн. Т
- Выход развивающихся стран к экономическим и социальным показателям, достигнутым ныне развитыми государствами в указанные годы (усредненная оценка на 1970-е гг.)
- 2. Проблемы постсоветской России
- Распределение денежных доходов населения России
- Основные фонды промышленности
- Средние масштабы теневой экономики по трем типам стран,
- Сравнительный анализ издержек в легальном и внелегальном секторах экономики
- Сведения об авторах: