Мнения россиян о том, что необходимо для занятия бизнесом (по данным социологического обследования в Санкт-Петербурге, 1998 г.)
Характер названных факторов | Доля респондентов, давших ответы, в % | Совокупная доля респондентов по категориям ответов, в % |
Негативные факторы |
|
|
Иметь связи, покровительство Преступать закон Нарушать нормы морали Крутиться, приспосабливаться | 17,3 14,2 10,9 5,0 | 47,4 |
Неопределенные факторы |
|
|
Иметь деньги Изменить жизнь в российском обществе Хитрость Победить преступность Удача | 16,6 6,7 2,0 1,8 1,3 | 28,4 |
Позитивные факторы |
|
|
Обладать умом, творческими способностями Иметь знания, навыки, опыт Иметь силу, волю, энергию, целеустремленность Работать Обладать честностью, порядочностью | 9,7 7,6 6,2 4,7 2,7 | 30,9 |
* В рубрику "Неопределенные факторы" сведены те ответы, в которых названы качества предпринимателей, не определяемые однозначно как позитивные или негативные.
Составлено по: Безгодов А.В. Очерки социологии предпринимательства. Под ред. Д.П. Гавры. СПб.: ООО “Издательство «Петрополис»”, 1999. С. 201.
Таким образом, спустя десяток лет после начала интенсивного "воспитания" уважению к предпринимательской деятельности во "второй столице" России примерно половина людей считает бизнесменов скорее "проклятыми буржуями", чем "солью земли русской". Понятно, что в провинции, где народ живет победнее, чем в "столицах", и где либеральная ментальность укоренилась гораздо слабее, имидж бизнесменов еще менее привлекателен.
Если "бизнес" прочно ассоциируется с "криминалом" и "воровством", то вполне понятно, почему никто не торопится протянуть молодому российскому бизнесу руку помощи. Большинство явно или неявно считает предпринимателей своего рода "легальными преступниками" и уверено, что относиться к ним надо именно в соответствии с криминальными "понятиями", то есть по принципу "права силы".
Этот криминальный, криминальный, криминальный российский бизнес
В какой степени, однако, оправдан негативный имидж российского бизнеса? Быть может, отечественные предприниматели – "без вины виноватые"? Нет, российских предпринимателей трудно назвать невинными овечками. Представления "простых людей" о предпринимателях как о жуликах, увы, не слишком расходятся с реальным положением дел.
Действительно, в 1990-е гг. главным генератором криминогенности в России стал именно молодой бизнес. Кажется, будто отечественные предприниматели задались специальной целью подтвердить крылатую фразу из "Золотого теленка", что "все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем". Впрочем, складывается впечатление, что и не слишком крупные наживаются примерно таким же образом.
Криминальность в поведении российских бизнесменов можно проследить по трем направлениям: отношения с клиентами, отношения с государством, отношения с коллегами по бизнесу.
Что касается отношений с клиентами, то здесь на поверхности наиболее заметен банальный, но массовый их обман. Хрестоматийным примером может быть история с "МММ", после которой у десятков тысяч людей ненависть к бизнесменам стала своего рода условным рефлексом. Если, однако, глубже рассмотреть главные источники доходов новых "акул бизнеса", то выяснится, что само первоначальное накопление капиталов в конце 1980-х — начале 1990-х годов было основано именно на злоупотреблениях по отношению к рядовым гражданам. В экономической теории широко используется термин "рентоориентированное поведение" — так называют погоню за прибылью, извлечение которой основано не на конкуренции за рубль покупателя, а на использовании каких-либо привилегий. Зарубежные исследователи "загадочной России" давно отмечают, что в начале 1990-х годов Россия превратилась буквально в "рай для присвоения ренты". По оценке А. Ослунда, в 1992 г. рентные доходы превышали 80% российского ВВП (в т. ч. 30% — от спекуляции энергоресурсами и металлами, еще 30% — от льготных кредитов)1. Это "рентоискательство" заложило фундамент практически всех крупных состояний: по существу, оно стало перераспределением национального богатства в пользу "новых русских". Поскольку подобное предпринимательство деструктивно для общества (выгоды "рентоискателей" — это потери остальных членов общества), то вполне естественно, что рядовые граждане считают такой бизнес криминальным, даже если формально нарушения правовых норм и не происходит.
Хотя без негласной санкции правительства радикал-реформаторов массовое извлечение ренты в принципе было бы невозможным, в отношениях с правительством бизнес тоже не придерживается честных "правил игры". Уклонение от регистрации сделок и уплаты налогов, подкуп правительственных чиновников, тайный вывоз капиталов за рубеж — все это стало настолько заурядным, что воспринимается как часть профессиональных навыков для тех, кто решает плавать в мутной воде бизнеса. Сошлемся для примера хотя бы на данные о масштабах неоформленных сделок: их доля в выручке отечественных предпринимателей составляет по оптимистическим оценкам порядка 8 – 15%2, а по пессимистическим – около 30%3. В 1994 г. российское правительство считало, что более 42% фирм не могут считаться легитимными, поскольку не платят налогов и даже не имеют официального разрешения заниматься бизнесом4. Российская экономика быстро приобрела "пестрый" характер — настолько тесно в ней официальная деятельность переплетается с неофициальной, "теневой".
Наконец, и в отношениях друг с другом бизнесмены не склонны быть слишком щепетильными. По данным анкетного опроса российских предпринимателей, проведенного в 1997 г. под руководством В.В. Радаева, с нарушениями деловых обязательств сталкиваются 82% предпринимателей, из них 50% — иногда, а 32% — часто5. Систематическое нарушение деловых обязательств и нечестная конкуренция естественным образом дополняются (и ограничиваются) использованием услуг мафии для выбивания долгов и устранения конкурентов. Предпринимателей убивают едва ли не так же часто, как главарей мафиозных группировок, что заставляет усомниться в существовании заметных различий между легальным и мафиозным бизнесом6.
Возникает вопрос: почему в российском бизнесе девиантное (с точки зрения нормального рядового гражданина) поведение выступает скорее правилом, чем исключением? Часто это объясняют тем, что правительство навязало предпринимателям "правила игры", честно соблюдать которые просто невозможно (очень сильный "налоговый пресс", слабая законодательная база, низкая эффективность реальной правоохранительной деятельности и т. д.). В таком объяснении есть большая доля истины. Однако тогда остается непонятным, почему отечественные предприниматели и прочие россияне без особого возмущения приняли подобные "правила" и "играют" по ним уже лет десять. Для понимания глубины проблемы зададимся вопросом: в какой степени российская экономическая ментальность в принципе признает и одобряет бизнес как индивидуальное стремление к обогащению?
Роль экономической культуры в развитии предпринимательства
Когда российские "шокотерапевты" начинали реформы, то они были твердо убеждены, что, подобно тому, как вода всюду течет сверху вниз, реформирование экономики любой страны происходит на основе универсальных рецептов неоклассического "экономикса". Неудачи радикальных рыночных реформ в России стали началом разочарования в универсализме неоклассических рецептов. В наши дни становится очевидным: методов "лечения" экономики, в равной степени пригодных и для Америки, и для Японии, и для Новой Гвинеи, к сожалению, нет. Дело в том, что развитие любой экономической системы (рыночной ли, командной или смешанной) в какой-либо конкретной стране ограничено рамками национальной экономической культуры, которая во многом определяет лицо национальной модели экономики.
Экономическая (хозяйственная) культура (экономическая ментальность) есть совокупность стереотипов и ценностей, влияющих на хозяйственное поведение. Эти стереотипы и ценности являются общими для крупных социальных общностей (этносов, конфессий). Национальная хозяйственная культура нематериальна и часто трудноуловима, но именно она определяет форму развития экономических систем в той или иной стране (подробнее см. главу 2). Ее изменения очень медленны, поэтому, например, экономика переживающей НТР Японии имеет множество особенностей, роднящих ее скорее с хозяйственным строем доиндустриальной Японии, чем современной Америки.
Важнейшим компонентом экономической культуры являются господствующие представления об этически допустимых ("правильных") формах и образцах поведения, которые становятся фундаментом правовой культуры. Национальная экономическая культура (ментальность) обуславливает, в свою очередь, специфику развития преобладающих форм криминального поведения.
Каковы культурологические основы современного рыночного хозяйства? Вспомним полемику по этому поводу между двумя великими немецкими экономистами-социологами рубежа XIX — XX веков Максом Вебером и Вернером Зомбартом.
В. Зомбарт считал "духом" капитализма всякое стремление к получению денежного богатства7. В таком случае предпосылкой развития капитализма, по Зомбарту, является стремление к роскоши, расточительству, престижному потреблению. Перечисляя основные типы капиталистических предпринимателей, он называл среди них разбойников и феодалов, спекулянтов и купцов.
Напротив, М. Вебер отмечал, что объяснять сущность буржуазного предпринимательства только лишь "стремлением к денежному богатству" принципиально недостаточно8. Он выделил два качественно различных типа "стремления к наживе": один основан на использовании различных форм насилия (обман, грабеж, взятки и т. д.), другой — на использовании добровольного и взаимовыгодного обмена. Жажда наживы любой ценой, по его мнению, не только не является буржуазной, но, напротив, тормозит развитие нормального рыночного хозяйства. "Повсеместное господство абсолютной беззастенчивости и своекорыстия в деле добывания денег, — подчеркивает Вебер, — было специфической характерной чертой именно тех стран, которые по своему буржуазно-капиталистическому развитию являются «отсталыми» по западноевропейским масштабам"9. Формирование "нормального" капитализма возможно, по Веберу, только там и тогда, где и когда побеждает мораль "честной наживы", предполагающая взаимовыгодность экономических отношений для всех ее участников. Если капитализм "по Зомбарту" имманентно предполагает принцип "не обманешь — не продашь", то капитализм "по Веберу" основан на морали "честность — лучшая политика".
Экономическая история ХХ века, когда к рыночному хозяйству стали приобщаться страны "третьего мира", предоставила обильный материал для сравнения возможностей развития капитализма "по Зомбарту" и "по Веберу". Там, где бизнес приобретал черты своеобразного общественного служения (это, прежде всего, регион конфуцианской цивилизации), рыночное хозяйство развивалось весьма эффективно, ускоряя развитие общества. Если же предпринимательство воспринималось как своекорыстная нажива любой ценой (как, например, во многих странах Африки), то рыночное хозяйство приобретало форму нароста, паразитирующего на национальной экономике. Сама история вынесла своеобразный вердикт: чтобы предпринимательство стало основой экономической жизни общества, оно должно иметь в глазах большинства населения имидж честного и достойного занятия.
Этическая оценка предпринимательства в российской экономической культуре
Когда радикал-реформаторы в 1992 г. закладывали на долгие десятилетия вперед фундамент российской модели переходной экономики, то за желаемый образец явно или неявно брали американское хозяйство. Американская либеральная модель рыночного хозяйства есть наиболее чистое выражение идеологии "протестантской этики" с характерными для нее фигурой himselfmademan`а (в буквальном переводе — "человек, который сделал себя сам") как образцом жизнедеятельности и культом "честной наживы". Но в какой степени эти этические нормы совместимы с российской культурой10?
Существует ли в российской экономической культуре благожелательное отношение к деятельному индивиду, обязанному своей карьерой только самому себе? Для ответа на этот вопрос необходимо выяснить, насколько велика в российской культуре ценность индивидуализма. Мнение, что русские, в отличие от западноевропейцев и тем более американцев, ставят коллективистские ценности намного выше индивидуалистических, встречается настолько часто, что его можно считать тривиальной банальностью. Сравнительные этнокультурологические исследования в общем подтверждают эту точку зрения. Англо-саксонские страны (США, Великобритания, Австралия), где доминирует протестантская этика, характеризуются самыми высокими индексами индивидуализма, в странах Западной Европы с преобладанием католицизма индивидуализм развит слабее, еще слабее — в конфуцианских и мусульманских странах Азии и в православной Восточной Европе11. При слабости индивидуалистических ценностей himselfmademan воспринимается большинством окружающих как выскочка, который делает свою карьеру, "идя по головам". Естественно, что в таких условиях бизнесмен классического типа — бизнесмен как единоличный лидер — выглядит этической аномалией, антиобщественным элементом.
Существует ли, далее, в российской экономической культуре качественное разграничение "честного" и "нечестного" бизнеса? И на этот вопрос также придется дать отрицательный ответ. Дело отнюдь не сводится к тому, что в советскую эпоху жажда богатства клеймилась как моральное извращение. Характерная деталь: в классической русской литературе XIX века нет буквально ни одного вполне положительного образа предпринимателя, зато отрицательных — сколько угодно. Дореволюционные русские писатели, от А.С. Грибоедова до А.П. Чехова, считали людей, отдавших свои силы презренной материальной наживе, "мертвыми душами", рядом с которыми даже лентяй Обломов выглядит положительным персонажем12. Ничего похожего на поэтизацию предпринимательства в духе О. Бальзака, Дж. Лондона и Т. Драйзера в отечественной литературе нет и в помине. Схожую картину рисует знакомство с русским фольклором: среди народных пословиц многие осуждают погоню за богатством (сошлемся лишь на общеизвестное "От трудов праведных не наживешь палат каменных"), но трудно найти ее одобряющие. О чем-либо, похожем на "Поучения Простака Ричарда" Б. Франклина, не может быть и речи. Можно, видимо, утверждать, что традиционная российская (православная?) экономическая ментальность в принципе не знает понятия "честная нажива" и склонна негативно оценивать любые способы индивидуалистического обогащения. Конечно, в советский период это осуждение индивидуалистического стремления к достатку не могло не усилиться, но семена падали на хорошо подготовленную почву.
В принципе современная ситуация в российском бизнесе не так уж сильно отличается от ситуации в той "России, которую мы потеряли". Специалисты по экономической истории хорошо знают, что отечественные предприниматели дореволюционного периода также не служили образцом морального образа действий. "Рентоискательство" у власть имущих, обман покупателей и продавцов, ложные банкротства были вполне обыденными явлениями, а "честный бизнес" конфессиональных меньшинств (старообрядцы, евреи) — исключением, подтверждающим общее правило. Современное развитие бизнеса происходит, однако, в условиях более низкой правовой защищенности (у "купцов-аршинников" взятки мог вымогать городничий или городовой, но не уголовный рэкетир), потому девиантное поведение предпринимателей проявляется в более явных, откровенных формах, чем в дореволюционный период.
Криминальность бизнеса как следствие культурологического стереотипа
Говорят, будто с падением коммунистического режима исчезли и "советские" предрассудки о "греховности" индивидуального обогащения. На самом деле российская традиция этического осуждения погони за богатством не исчезла, а приобрела превращенную форму.
"Прорабы реформ" были в известном смысле революционерами, стремясь сделать индивидуалистический бизнес вместо третируемой аномалии одобряемой нормой. Но, как это часто бывает у революционеров, они, не замечая того, находились в плену у тех культурных норм, с которыми боролись. Изначально, в полном соответствии с российской традицией, либеральные радикал-реформаторы не видели принципиальной разницы между "честным" и "бесчестным" бизнесом, равно приветствуя любое частное предпринимательство. При отсутствии этики бизнеса и господстве представлений о заведомой аморальности бизнеса это было воспринято (не могло не быть воспринято) как разрешение "делать деньги" любыми средствами13. Иначе говоря, российские реформаторы решили строить "капитализм" не по Веберу, а по Зомбарту.
Предпринимательство стало легальным и официально одобряемым, однако культурологический стереотип, представляющий занятие бизнесом как этическую аномалию, продолжает действовать. Человек, решившийся стать предпринимателем, сразу попадает в ситуацию морального вакуума: для подавляющего большинства россиян бизнес (любой бизнес!) однозначно ассоциируется не столько с "трудолюбием" и "инициативностью", сколько с "нечестностью" и "обманом". Начинающий предприниматель априори подвергнут со стороны общества моральному осуждению, и сам на себя он не может не смотреть как на лицо, стоящее во многом за чертой общепринятых норм. Поскольку бизнесмен обречен (независимо от своего личного поведения) олицетворять для сограждан вора и жулика, то у него отсутствуют этические "тормоза"14. Заранее "осужденный", он с легкостью совершает противоправные действия: его уже подвергли моральному остракизму, и потому действительно совершаемые правонарушения мало вредят его репутации15. Бизнесмен не стесняется действовать против общества, общество (в лице правительства или отдельных индивидов) также не стесняется действовать против любого предпринимателя, не разбирая правых и виноватых.
Рис. 11.1. Порочные круги отчуждения российского бизнеса от общества.
Таким образом, главную причину криминальности российского бизнеса и, соответственно, слабости легальной защиты прав бизнесменов мы видим не столько в ошибках правящей элиты, сколько в принципиальной рассогласованности ценностей классического либерализма и российских культурных традиций16. Попытка механически привить к российской “почве” западную модель индивидуалистического бизнеса оборачивается тотальной криминализацией экономики. Российская экономическая этика неизбежно провоцирует развитие в процессе рыночных реформ криминального капитализма, который, в свою очередь, закрепляет стереотип аморальности предпринимательства. Образуются порочные круги (см. рис. 11.1), обрекающие отечественного предпринимателя на незавидную роль "чужого среди своих", к которому испытывают сложную смесь чувств зависти и брезгливости и к которому ни официальные лица, ни рядовые граждане не торопятся прийти на помощь17.
- Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)
- Редакционная коллегия:
- Авторский коллектив:
- Часть 1. Домохозяйства современной россии 20
- Глава 1. Институциональный анализ поведения домохозяйств: общая характеристика 24
- Глава 2. Особенности российской экономической ментальности 33
- Глава 3. Индивиды и домохозяйства в новом институциональном пространстве: нерыночное приспособление к рынку 59
- Глава 4. Поведение домохозяйств на рынке труда 78
- Глава 8. Откуда пошел российский бизнес, или как возникла "экономика физических лиц" 283
- Глава 9. Предприниматели и наемные работники: конфликты и консенсусы в постсоветской фирме 308
- 9.5 Скрытые стороны "скрытой" безработицы: социальный амортизатор или экономический тормоз? 342
- Глава 10. Экономика бартера в россии: от частного явления к общественному институту 349
- 10.1 Соотношение между денежной и бартерной экономикой: институционалисты и посткейнсианцы против неоклассиков 349
- 10.2 Бартер как форма существования неэффективных предприятий 357
- Глава 11. Право силы вместо силы права, или экономика рэкета 380
- Глава 15. Оптимальный политический деловой цикл, или есть ли пределы терпению? 464
- Глава 16. Ростки новых функций государства 479
- Введение. Институциональный подход – новые возможности анализа
- 1. "Учиться, учиться и учиться"… капитализму
- 2. Сила и слабость российского институционализма: на пути к национальной школе
- 3. «Конец и снова начало»
- 1. Социально–экономические и идейно–политические реформы в России: степень подготовленности различных институтов.
- 2. Общемировые тенденции развития рыночной экономики
- 3. Рынок, который мы создали
- 4. Старые и новые структуры: проблемы адаптации
- 5. Пути выхода из кризиса
- Часть 1. Домохозяйства современной россии
- Институциональный анализ поведения домохозяйств: общая характеристика
- Домохозяйство в рыночной экономике: взгляд неоклассиков
- Домохозяйство в рыночной экономике: взгляд институционалистов
- Возможности институционального анализа домохозяйств в переходной экономике
- Домохозяйства в переходной экономике на рынках труда, потребительских благ и финансов: институциональный подход
- Особенности российской экономической ментальности
- Национальная экономическая ментальность как институт
- Факторы, сформировавшие российскую экономическую ментальность135
- Социометрическая характеристика экономической ментальности россиян
- Ценности "русской души" сквозь призму народного фольклора, по з.В. Сикевич
- Ценностные показатели по 40 странам, по г. Хофстеду
- Оценки индекса российской культуры по степени развития индивидуализма, по методике г. Хофстеда
- Результаты исследований globe по России: рейтинг по индивидуализму
- Характеристики культуры в зависимости от соотношения индивидуализма и коллективизма, по г. Хофстеду
- Оценки индекса российской культуры по степени дистанции по отношению к власти, по методике г. Хофстеда
- Результаты globe по России: рейтинг по дистанции власти
- Характеристики культуры в зависимости от величины дистанции по отношению к власти, по г. Хофстеду
- Оценки индекса российской культуры по степени избегания неопределенности, по методике г. Хофстеда
- Результаты globe по России: рейтинг по избеганию неопределенности
- Характеристики культуры в зависимости от степени избегания неопределенности, по г. Хофстеду
- Россия – Евразия или "Азиопа"?
- Индивиды и домохозяйства в новом институциональном пространстве: нерыночное приспособление к рынку
- Основные черты современного институционального пространства: новые возможности и новые ограничения
- Теория трансформационного процесса о месте субъектов микроуровня в институциональных изменениях
- Современный адаптационный процесс и проблемы институционализации новых прав и правил игры
- Актуальность провозглашенных в ходе реформ прав,
- Значимые права, которых в современных условиях недостает,
- Поведение домохозяйств на рынке труда
- Структура трудового поведения домохозяйств
- Формы реализации проектов занятости
- Особенности трудового поведения наемных работников
- Оценки материального положения домохозяйств рабочими обследованных предприятий (%)
- Безработные члены домохозяйств в поисках новой занятости
- Основные проблемы безработных (фрагмент), % от числа опрошенных
- Психологические проблемы безработных, % от числа опрошенных
- Основные выводы, которые сделали для себя безработные за время после потери работы (фрагмент), % от числа опрошенных
- Основные психологические выводы, которые сделали для себя безработные за время после потери работы (фрагмент), % от числа опрошенных
- Основные планы безработных на ближайший год (фрагмент), % от числа опрошенных
- Соотношение показателей самоэффективности безработных с нормативными показателями
- Распределение ответов на вопрос о возможном поведении в случае потери работы представителей разных возрастных групп, % от числа опрошенных (фрагмент)
- Модели поведения домохозяйств на российском рынке труда
- Потребление и сбережения домохозяйств: между престижным потреблением "новых русских" и аскетизмом "новых бедных"
- Домохозяйства как "институциональные предприниматели": структура, внешние возможности и ограничители
- Материальное положение и структура домохозяйств
- Структура доходов домохозяйств, в % к опрошенным
- Доходы домохозяйств разного материального достатка
- Институциональные изменения в управлении ресурсами
- Структура расходов домохозяйств, средние
- Мотивация сберегательной активности, в % от отметивших вариант "очень важно"
- Стратегии сберегательного поведения
- Объем и координаты кластерных центров в факторном пространстве
- Проблемы формирования среднего класса в россии
- Средний класс России: методологические подходы исследования
- Ресурсы российского среднего класса
- Доля представителей среднего класса в составе разных социальных групп населения России (в %)*
- Распределение ресурсов и расходов по 10-процентным (децильным) группам населения в III квартале 1999 г.
- Распределение численности населения, занятого в экономике, по уровню образования (в %)
- Средние классы российского и западного обществ: сравнительный анализ основных характеристик по базовым критериям
- Некоторые характеристики социальных стратегий социально-профессиональных групп «потенциального среднего класса»
- Креативно-нормативный потенциал и перспективы среднего класса в России
- Структура дополнительных заработков ученых в сфере науки в 1994-1998 годах, %
- Часть 2. Фирмы в постсоветской экономике
- Институциональный анализ становления российской фирмы: общая характеристика
- Экономическая природа фирмы: неоинституциональный подход
- Институциональная среда, которая формирует фирмы
- От трансакционных издержек советского предприятия – к трансакционным издержкам постсоветской фирмы
- Трансакционные издержки отношений фирмы с властью
- Отношенческий капитал фирмы
- Фирмы, которые формируют институциональную среду
- Откуда пошел российский бизнес, или как возникла "экономика физических лиц"
- Бизнес в советской хозяйственной системе
- Формирование рыночных институтов в советской теневой экономике
- Цветные рынки в ссср, по а. Каценелинбойгену
- Теневые права собственности в ссср (на примере лесного хозяйства), по л.М. Тимофееву
- Сравнение характеристик методов координации в общественном разделении труда
- Двойной дуализм советской экономики
- Формирование рыночных институтов в советской легальной экономике
- Эволюция хозяйственного механизма ссср и России, по г.Б. Клейнеру
- Структура акционерного капитала (держателей акций) по группам приватизированных предприятий, % (единиц предприятий)
- Среднеотраслевые размеры пакетов акций у держателей, %
- Предприниматели и наемные работники: конфликты и консенсусы в постсоветской фирме
- Мотивация труда наемных работников
- Соотношение основных проблем и мотивов труда у рабочих обследованных предприятий
- Взаимосвязь проблем малого заработка и страха потери работы (%)
- Распределение рабочих обследованных предприятий по типам мотивации труда (% от числа по каждой группе)*
- Типы мотивации и ресурсный потенциал работника (% от численности по каждой группе)
- Типы мотивации и размеры получаемого и ожидаемого заработка
- Отношение рабочих к участию в принятии решений по производственной деятельности у различных типологических групп рабочих (%)
- Стремление добиваться лучших результатов в своей работе у различных типологических групп рабочих (%)
- Возможные стратегии поведения различных типологических групп рабочих в сложной для предприятия ситуации (%)
- Особенности национальной заработной платы
- Динамика соотношения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму и среднемесячной заработной плате в 1992-1998 гг.21
- Сопоставление действующих и вводимых с 2001 года ставок подоходного налога и налогов с фонда заработной платы39
- Патерналистский союз наемных работников и предпринимателей
- Распространенность патерналистских норм отношений с руководством у рабочих обследованных предприятий (%)
- Отношение рабочих к временным задержкам и сокращению зарплаты в зависимости от получения помощи от предприятия (% от числа опрошенных)*
- Взаимосвязь зависимостей размера оплаты труда и гарантий занятости от взаимоотношений с руководством (% от числа опрошенных)
- Распространенность партнерских норм отношений с руководством у рабочих обследованных предприятий (%)
- Типология норм патернализма-партнерства в трудовых отношениях
- Постсоветские профсоюзы как институт трудового посредничества
- Характеристика выполнения функций разными типами профсоюзных организаций
- Скрытые стороны "скрытой" безработицы: социальный амортизатор или экономический тормоз?
- Экономика бартера в россии: от частного явления к общественному институту
- Соотношение между денежной и бартерной экономикой: институционалисты и посткейнсианцы против неоклассиков
- Бартер как форма существования неэффективных предприятий
- Инвестиции в основной капитал, %
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности рф, %
- Средний возраст парков производственного оборудования, лет
- Доля оборудования в критическом возрасте, %
- Поиск путей преодоления бартеризации
- Требуемая интенсивность принятия различных мер для ликвидации дефицита денежных средств
- Некоторые исходные характеристики продукции
- Право силы вместо силы права, или экономика рэкета
- Угроза правам собственности в легальном бизнесе: "грабящие руки" вместо "невидимой руки"
- Сравнение условий развития мелкого торгового бизнеса в Москве и Варшаве, 1996 г.
- Сравнение условий развития бизнеса в пяти постсоциалистических странах, 1997 г.
- Частота и размер взяток государственным чиновникам коммерческих компаний, согласно исследованиям ебрр и вб, 1999 г.
- Препятствия для легальной защиты прав собственности
- Мнения россиян о том, что необходимо для занятия бизнесом (по данным социологического обследования в Санкт-Петербурге, 1998 г.)
- Нелегальная защита прав собственности
- Выбор предпринимателем оптимального института защиты прав собственности
- Альтернативные механизмы защиты прав собственности предпринимателей в постсоветской России
- Организованная преступность – государство в государстве?
- Стадии экономической эволюции крупнейших организованных преступных сообществ
- Взлет и падение уголовного рэкета
- Сопоставление "воровских понятий" с бюрократическим "кодексом чести"
- Характеристики выявленных групп организованных преступников
- Часть 3. Государство в современной россии
- Основы институционального подхода к анализу роли государства
- Анализ институциональной среды как отправной пункт институционального подхода к изучению роли государства
- Сущность и основные функции государства в рыночной экономике с точки зрения институционального подхода
- Государство в переходной экономике как генератор институциональной среды
- Проблема "институциональной неадекватности" российского государства
- Сроки действия нормативных актов по экономическим проблемам (дней)
- "Революция сверху" и её последствия
- Институты командно-административной экономики
- Модернизация системы в рамках старой структуры
- Реформирование реформ: "контрреволюция сверху"?
- К новой теории реформ
- Государство всеобщего перераспределения
- Остаточная государственная собственность: проблемы эффективного управления
- Государственное отраслевое регулирование в постсоветской России
- Институциональные ловушки на пути становления бюджетного федерализма
- Фактические пропорции распределения доходов и расходов бюджетной системы
- От государства всеобщего перераспределения к социальному государству
- Оптимальный политический деловой цикл, или есть ли пределы терпению?
- Интерпретация рентоориентированного поведения: возможности неоинституционального анализа
- Подходы к исследованию политических деловых циклов
- Если во второй тур президентских выборов выйдут Ельцин и Зюганов, за кого бы из них вы бы проголосовали? (в % от опрошенных)
- Выполнение расходной части консолидированного бюджета 1996 года
- Модель «политик-избиратель»
- 1) В 1995 году в выборах в Государственную Думу принимали участие 42 партии и блока, на выборах в 1999 г. – 26, из которых только около 5 принимали участие в выборах 1995 года.
- Механизм формирования оптимального политического делового цикла
- Недостоверность угрозы импичмента
- Ростки новых функций государства
- Защита прав собственности: очень не легки первые шаги
- Нарушение прав инвесторов
- Формирование конкурентной среды: в начале славных дел?
- Попытки стимулирования экономического роста
- Уровень валовых инвестиций и темпы роста ввп в России в 1990-е годы (%)
- 1. Темпы прироста ввп 3 % , доля накопления в ввп 20%.
- 1. Достигшие высоких темпов прироста ввп к 1994 г. И продолжающие сохранять их в 1995-96 гг.
- Темп прироста ввп и уровень валовых внутренних инвестиций в ввп в странах с развивающейся рыночной экономикой в 1990-1996 гг. (в %)
- 3. Спад ввп не преодолен к 1996 г.
- Изменение структуры ввп в 1980-1998 гг. (добавленная стоимость, в % ввп)
- Заключение. Россия в третьем эшелоне развития капитализма
- Эшелоны развития мирового капитализма
- 1. Эшелоны развития капитализма
- Становление капитализма в Англии и Испании
- Темпы прироста промышленной продукции(в %)
- Сельскохозяйственное производство в 1-й пятилетке
- Производство некоторых видов промышленной продукции в натуральном выражении в 1975-1989 гг., млн. Т
- Среднегодовой валовой сбор сельскохозяйственных культур ( во всех категориях хозяйств) в 1976-1989 гг., млн. Т
- Выход развивающихся стран к экономическим и социальным показателям, достигнутым ныне развитыми государствами в указанные годы (усредненная оценка на 1970-е гг.)
- 2. Проблемы постсоветской России
- Распределение денежных доходов населения России
- Основные фонды промышленности
- Средние масштабы теневой экономики по трем типам стран,
- Сравнительный анализ издержек в легальном и внелегальном секторах экономики
- Сведения об авторах: