Институциональные ловушки на пути становления бюджетного федерализма
Модификация типов соглашений в сфере бюджетного перераспределения
Бюджетное перераспределение — наиболее интересная сфера государственных финансов, наглядно демонстрирующая взаимодействие институциональной среды с принятием эффективных решений в сфере общественного выбора. Эта идея удачно высказана во вступлении к одному из исследований в области бюджетных отношений: “Новейшая динамичная теория федерализма активно ищет ответ на следующий вопрос: какая институциональная форма государства предоставляет наиболее широкую степень свободы в процессе формирования оптимальных институтов, призванных через государственную деятельность заниматься сбором доходов и выполнением задач?”193
История межбюджетных отношений в России — история создания нового контрактного государства, основополагающим принципом взаимоотношений в котором является федерализм.
Концепция российского федерализма ведет свою историю с 26 апреля 1990 года, когда Верховный Совет СССР принял закон "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации", который положил начало реформированию федеральных отношений. Во-первых, он выравнивал правовой статус автономных и союзных республик. Во-вторых, впервые учреждал практику договорных отношений и соглашений между автономными республиками и образованиями (округами и областями) и союзными республиками.
Ставший уже нарицательным призыв президента Б.Ельцина "Возьмите ту долю власти, которую сами сможете проглотить", создал своего рода неопределенность в статусах республик, их правомочиях и вызвал процесс, получивший название “парад суверенитетов”. Правовой вакуум породил региональную инициативу — от стремления изменить статус путем самостоятельного подписания учредительного Союзного договора до создания собственных законов и прямой конфронтации с Центром.
Значительным продвижением в развитии новых отношений стало подписание федеральных соглашений. Процесс был запущен в 1991-1992 годах. Две из 21 республики — Татарстан и Башкортостан — настаивали на подписании Союзного договора (фактически, межгосударственного соглашения с РФ, уравнивающего их статус с Россией), семь республик — на подписании Федеративного договора и только 4 республики согласились подписать предложенное рабочей группой Верховного Совета РФ “Соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти Российской Федерации и органами госвласти республик”. Начавшиеся национальные движения вынудили правительство РФ пойти на ускоренное (без необходимых проработок) заключение в 1992 году Федеративного договора, который легитимен и по сей день и содержит целый ряд неопределенностей. Между тем угроза распада целостного российского государства в 1992-1993 годах усилилась: две республики (Чечня и Татарстан) вообще отказались от подписания Федеративного договора, другие приняли его условия как временные, продолжая борьбу за “национальное самоопределение”.
Процесс подписания Федеративного договора очень сильно напоминал политический торг, в котором лишь декларировалось формальное равенство республик, а фактически цена участия каждой из республик в этом договоре в значительной мере определялась ее фактическим политическим влиянием и экономической развитостью. Например, для Республики Башкортостан в Федеративном договоре предусматривалось объемное приложение, в котором, в частности, определялось право республики на самостоятельное определение общих принципов налогообложения и сборов в бюджет с учетом принятого в республике законодательства, а также право самостоятельного создания в республике законодательной и судебной системы, прокуратуры, адвокатуры и нотариата.
Закрепление принципов федерализма произошло в принятой в 1993 году Конституции РФ. Статьей 11 Конституции Российской Федерации (часть III) предусматривалась новая форма соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации — “Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий”. Первый такой договор был подписан с Республикой Татарстан 15 февраля 1994 года. Он дополнялся рядом межправительственных соглашений: об экономическом сотрудничестве; о взаимодействии в области охраны окружающей среды; в области высшего образования; о реализации и транспортировке нефти и продуктов нефтехимической переработки; по вопросам собственности; о взаимном делегировании предметов ведения и полномочий в оборонных отраслях промышленности; об урегулировании отношений в вопросах таможенного дела; о разграничении полномочий внешнеэкономических связей; о бюджетных взаимоотношениях; о координации борьбы с преступностью и другими правонарушениями; в области банковского дела, денежно-кредитной и валютной политики. Выработанный пакет соглашений стал своего рода эталоном, моделью, на основе которой стали формироваться взаимоотношения республик с Центром. Главным принципом заключения договоров был учет национальных, материально-технических, природно-географических, демографических, политических условий в каждой конкретной республике.
Таким образом, договорный принцип взаимоотношений республик с Центром стал дополнять конституционный принцип этого взаимоотношения, что позволяло поддерживать некоторое политическое равновесие. В то же время, по мнению отдельных ученых, договорный принцип является лишь переходным, он закрепляет неравенство регионов и противоречит принципу бюджетного федерализма194.
Постепенно появляются собственные Конституции девятнадцати республик и Уставы субъектов Федерации, многие из которых прямо противоречат принятому федеральному законодательству. Поэтому одной из форм создания единого конституционно-правового пространства стало предоставление на экспертизу в Министерство юстиции Российской Федерации актов, принятых в субъектах Федерации. Так, с середины 1995 по июнь 1996 года на такую экспертизу поступило более 16 тысяч нормативных правовых. Однако 14 из 89 субъектов Федерации (Алтай, Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Саха (Якутия), Удмуртия, Коми-Пермяцкий, Усть-Ордынский, Таймырский автономные округа, Ивановская, Тамбовская, Московская области) проигнорировали это решение и не сочли необходимым присылать свои нормативные акты на экспертизу в Минюст, а 2 из этих субъектов Федерации официально уведомили Минюст о том, что не считают целесообразным это делать195. В 1996-1998 годах на экспертизу в Министерство юстиции РФ поступило уже 44 тысячи нормативных актов, принятых в субъектах РФ, половина из них оказались несоотвествующими Конституции РФ и федеральным законам196.
Конфликты, возникающие в законодательной деятельности, был призван решать Конституционный Суд РФ, Арбитражный суд РФ и Генеральная Прокуратура РФ. Однако в ответ на это республики создают собственные структуры со схожими полномочиями.
Как результат нарастающих бюджетных проблем в 1997 году правительство впервые было вынуждено официально признать нереальность только что утвержденного бюджета, представив в Государственную Думу проект закона "О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год". Это был первый значительный провал. Требовался кардинально новый подход к межбюджетным отношениям. Этот подход был найден, им оказалось построение межбюджетных отношений на основе принципов бюджетного федерализма. В то же время финансовый кризис 1998 года стал мощным стимулом развития центробежных тенденций в российской государственности и потребовал особого внимания к развитию новых форм межбюджетных отношений.
Новым этапом на пути становления российского федерализма было принятие 24 июня 1999 г. Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", определяющего единые условия и порядок подготовки проектов договоров и соглашений, и Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, а также учреждение Фонда финансовой поддержки регионов. Впервые межгосударственные отношения приобрели строго формализованную основу.
В развитии межбюджетных отношений прослеживается “столкновение” интересов: Центра, понимающего, что без сохранения важных атрибутов государственности, каковыми являются Центральный Банк с монопольным правом эмиссии, федеральный бюджет, двухканальная система сбора налогов, армия и правоохранительная система, о едином экономическом и политическом пространстве уже не может быть и речи, и регионов, пытающихся “приватизировать” как можно больше институтов государственности, расположенных на параллели власть-собственность.
Кроме прямой законодательной инициативы возникают и другие формы институтов влияния регионов на Центр. Наибольший интерес представляют Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ. В настоящее время насчитывается 8 таких ассоциаций: “Северо-Запад”, “Центральная Россия”, “Черноземье”, “Большая Волга”, “Северо-Кавказская”, “Большой Урал”, “Сибирское соглашение”, “Дальний Восток и Забайкалье”. Целью ассоциаций является координация усилий в законотворческом процессе, защита совместных интересов в федеральном Центре. В то же время такие формы объединения являются значительным шагом в создании единого макроэкономического пространства. Другим важным элементом укрепления федеративного устройства является участие субъектов Федерации в выработке и реализации общегосударственных программ развития, однако идея “бюджетов развития” после кризиса 1998 года, в буквальном смысле слова, “повисла в воздухе”.
И, наконец, наиболее развитой формой объединения снизу для защиты общих интересов стало создание партий власти региональных элит — своего рода монопольно-политических союзов, целью которых является оказание совместного давления на Центр. Однако такого рода объединения не являются устойчивыми, так как интересы субъектов Федерации на самом деле внутренне противоречивы, и каждый создает свою “идеальную систему взаимоотношений с Центром”, исходя из реальных условий существования региона, которые значительно различаются.
Описанная нами модификация межбюджетных отношений прошла длительный отбор эффективных институтов, а сама иниициатива, как правило, являлась реакцией на высокие трансакционные издержки, связанные с новыми формами оппортунистического поведения, к анализу которых мы переходим.
Проявления оппортунизма в сфере межбюджетных отношений как стимул институционального развития
Следует выделить некоторые, наиболее типичные для России формы экономического оппортунизма в сфере межбюджетных отношений:
Отказ от перечисления налогов в федеральный бюджет, заявление о введении “одноканальной системы” сбора налогов. Такие действия активно практиковали республики Башкирия, Татария, Чечня, Якутия в 1992-1993 гг. Они имеют тенденцию повторяться каждый раз, когда Россия сталкивается с очередным финансовым кризисом. Так, в разгар кризиса 1998 года президентом Калмыкии К. Илюмжиновым было сделано заявление о суверенитете республики и отказе от обязательств перед федеральном бюджетом. Самое страшное, что политика “бюджетного сепаратизма” чрезвычайно заразительна, она является своего рода “институциональной ловушкой”: чем больше регионов следуют ей, тем меньше у других регионов оснований, желаний и возможностей исполнять взятые на себя обязательства. И действительно, политика “бюджетного сепаратизма” позволяла союзным республикам распоряжаться большими ресурсами, за счет которых финансировались региональные программы, что повышало заинтересованность населения в отделении республики в самостоятельное государство. В то же время бремя финансирования общефедеральных социальных программ, фундаментальной науки, вооруженных сил, поддержки депрессивных регионов возлагалось на те регионы, которые добросовестно исполняли свои обязательства. Таким образом, возникали неравные условия для регионов, и единственным способом избежать печальной участи “дойной коровы” было следование практике “бюджетного сепаратизма”.
Выбивание межбюджетных льгот и привилегий. Например, по данным А.Н. Аринина, “в 1994 году в результате "особого" межбюджетного режима Башкортостан перечислил в федеральный бюджет лишь 12% всех собранных налогов, Татарстан — 16, Карелия — 5, Ингушетия — 11%, а Саха (Якутия) вообще ничего. В то же время Москва перевела в федеральный бюджет 40% всех собранных налогов, Московская и Нижегородская области — по 42, Санкт-Петербург — 43, Самарская область — 45% и т.д.”197. Формируется особый тип национального (регионального) сознания, когда выбивание бюджетных льгот и привилегий рассматривается как сила политического лидера, его авторитет в Центре, что обеспечивает ему успех на очередных выборах. Так, недавняя победа губернатора Магаданской области местными политологами связывается именно с созданием (при его правлении) на территории республики свободной экономической зоны. Такого рода поведение также можно рассматривать как своего рода “институциональную ловушку”: поведение неэффективно, разрушительно, с точки зрения общегосударственных интересов, но оно весьма продуктивно, так как обеспечивает единство интересов регионального лидера и населения, проживающего на вверенной ему территории.
Попытки скрыть реальные бюджетные возможности региона, прикинуться “бедной овечкой”, сослаться на прошлую историческую несправедливость (типа: “регион всегда получал от Центра меньше, чем другие, этим объясняется его более низкий уровень бюджетного потенциала”). И снова “ловушка”. Потому что нет никакого смысла изыскивать внутренние источники покрытия расходов, проводить мероприятия по улучшению сбора налогов, экономии, уменьшению нерациональных расходов, когда доходы можно получить более легким путем — путем перераспределения федерального бюджета.
Предоставление самому себе льгот, создание особых, привилегированных условий. Одной из наиболее ярких форм наделения себя самого полномочиями было создание в Калмыкии без уведомления Федерального центра оффшорной зоны, позволившей привлечь огромные российские капиталы, которые создавали в том числе и дополнительные доходы республиканского бюджета. Кроме того, в обход федерального законодательства президент Калмыкии становится президентом корпорации "Калмыкия", владеющей пакетами акций крупнейших предприятий. А 5 тысяч предприятий оффшорной зоны за представленные им налоговые льготы ежегодно перечисляют 30 млн. долл. непосредственно в “Фонд программ президента Республики Калмыкии”198.
Другой формой экономического оппортунизма стало переведение органами государственной власти автономий и ряда краев и областей РСФСР под свою юрисдикцию материальных и природных ресурсов, которые находились на их территориях. Неравномерность распределения природных ресурсов, а также разный уровень развития материально-технической базы нередко воспринимается регионом как право на извлечение ренты за счет других регионов. Например, уровень производства в расчете на душу населения национального дохода и ВВП в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах заметно выше, чем в других регионах. В них сосредоточено 92,5 % запасов российского газа (соответственно 89% — в Ямало-Ненецком и 3,5% — в Ханты-Мансийском) и 50,7% нефти (11% и 39,7%). Чтобы избавиться от функции доноров, указанные округа начали усиленно проводить политику сепаратизма по отношению к Тюменской области, в которую они входят. Политику присвоения рентных доходов проводит и Республика Саха, на территории которой добывается 99,5% всех российских алмазов. Например, в 1995 году федеральный бюджет вообще не получал налоговых доходов от разработки этих месторождений и продажи алмазов, напротив, государство выделило для этих целей беспроцентный кредит из федерального бюджета в размере 2 млрд. долл.
Попытки установить контроль за ситуацией на региональном рынке посредством ограничения доступа других покупателей, вплоть до учреждения пограничного режима. Например, после августовского кризиса 1998 года ряд регионов, в частности город Москва, ввели особые пограничные посты, наложили прямые запреты на вывоз продовольствия из региона.
Прямые антирыночные действия, направленные на торможение реформ — в виде государственного регулирования цен, прямого вмешательства в деятельность хозяйственных агентов, ограничения свободы торговли, а также эмиссии денежных суррогатов. Примером может служить Ульяновская область, где длительное время сохранялась карточная система распределения продуктов.
Подталкивание местного населения к национальным демонстрациям, митингам, игнорированию выборов, референдумов, развертывание в СМИ националистической пропаганды. Примером такого поведения являются и проходившие в республиках в 1991-1992 годах съезды национальных движений, и состоявшаяся 2 ноября 2000 года демонстрация в Республике Марий-Эл против принятия федерального бюджета на 2001 год в окончательном, третьем, варианте.
Перекладывание ответственности. Иными словами, объяснение невыполнения обязательств по заработной плате, пенсиям, пособиям неперечислением трансфертов из федерального бюджета.
Закрепление в статьях регионального законодательства полномочий, прямо противоречащих Конституции РФ, например:
права приостановки действия законов и нормативных актов РФ, если они противоречат Конституции (Уставу) или законам субъектов Федерации (Якутия, Башкортостан, Тыва, Коми),
права приостановления действий актов федеральных законов исполнительной власти, если они противоречат законодательству или интересам населения субъекта Федерации, высказанным на референдуме (Саратовская область),
права объявления военного положения, заключения мира или объявления войны (Тыва),
права принятия собственных законов о воинской службе (Якутия, Тыва),
права введения чрезвычайного положения без согласования с Президентом России и Советом Федерации (Бурятия, Коми, Тыва, Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Северная Осетия, Ингушетия),
согласие субъекта на дислокацию военных формирований (Северная Осетия-Алания),
определение природных ресурсов собственностью субъекта Федерации (Ингушетия, Якутия, Тыва),
самостоятельное участие в международных отношениях (Дагестан, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Ингушетия, Коми, Краснодарский край, Свердловская и Новгородская области). Так, в настоящее время субъектами Федерации заключено более 200 международных соглашений199.
Таким образом, практика взаимоотношений Центра и республик демонстрирует и случаи “вымогательства” (2, 3, 5, 6, 8), и случаи “отлынивания” (1, 4, 7, 9, 10), то есть два классических варианта экономического оппортунизма, изучаемые неоинституциональной теорией.
Описанные выше взаимоотношения порождали и новые, извращенные формы соглашений, которые не всегда носили гласный характер, противоречили принципам демократии. С нашей точки зрения, можно выделить три типа сценария, по которому обычно развивались события:
Согласительный сценарий. “Обмен” дополнительных региональных полномочий (власти и собственности) на политическую поддержку союзного руководства. Особенно в такого рода взаимоотношениях с центром преуспели республики Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Саха-Якутия в 1994-1995 годах.
Конфронтационный сценарий. В некоторых случаях политика оппортунизма может вызывать ответную реакцию той стороны, чьи интересы она нарушает, особенно если существует угроза ее распространения как схемы поведения. В таком случае имеет место обмен “антиблагами”, при котором обе стороны в расчете на получение временных выгод или политических преимуществ готовы нести издержки, тогда возможно новое равновесие при частичной реставрации менее эффективных институтов, но такое равновесие в длительном периоде вряд ли является устойчивым. Так, после скандального заявления Народного Хурала Республики Калмыкии об отказе от перечисления налогов в федеральный бюджет, прозвучавшего после августовского кризиса 1998 года, федеральный Центр предпринял решительные меры: Центральный банк приостановил деятельность Национального банка Республики Калмыкии, а министерство финансов — предоставление финансовой помощи республики и финансирование федеральных программ на территории республики. В результате Народный Хурал отменил свое решение. Хотя задолженные федеральному бюджету 236 млн. рублей так и остались в бюджете республики, Центр постепенно зачел их как выплаченные республике трансферты. В качестве другого примера следует вспомнить безуспешную попытку правительства Кириенко поставить под контроль экспорт нефти компанией “Татнефть” — попытку, вызвавшую сопротивление со стороны президента Татарстана М. Шаймиева.
Трансформационный сценарий. Такой сценарий может появиться в развитие либо согласительного, либо конфронтационного сценария. При этом обе стороны приходят к третьему, предварительно не планируемому, соглашению. Например, в обход решения Конституционного Суда РФ в Республике Татарстан был проведен референдум, в ходе которого большинство населения республики высказалось за отмену института прописки. Московские власти нашли способ временного решения конфликтной ситуации, “модифицировав” этот институт для Республики Татарстан.
Описанные выше формы проявления оппортунистического поведения и сценарии взаимоотношений регионов с Центром ни в коем случае нельзя рассматривать исключительно в негативном плане как результат недостаточной спецификации и защиты прав собственности и неразвитости контрактных отношений. Такой спецификации в условиях полураспада прежних институтов административно-командной системы и унитарного государства просто и быть не могло, она сама рождалась именно в ходе конкуренции институтов, их естественного отбора. В не меньшей степени оппортунистические формы поведения являлись продуктом неэффективности устаревших институтов, не способных функционировать в новой среде. Как это ни странно звучит, именно благодаря (а не вопреки) таким видам поведения происходил отбор новых институтов, которые позволяли сохранить целостность государства, найти компромиссное, равновесное решение.
Регион-Центр: разделенные финансы. В ходе эволюции финансовой системы государства во взаимоотношениях регионов с Центром возникли новые интересные тенденции. Приведенная ниже таблица 14.1 свидетельствует о том, что все еще наблюдается асимметрия между доходами и расходами бюджетов различных уровней, причем за приведенные 5 лет картина поменялась на диаметрально противоположную: в 1992 году федеральный бюджет нес на себе непропорционально высокую (в сравнении с доходами) долю общегосударственных расходов, в 1997 году в таком положении оказались бюджеты субъектов РФ, в то время как доля доходов федерального бюджета стала существенно превышать долю его расходов.
Таблица 14.1
- Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)
- Редакционная коллегия:
- Авторский коллектив:
- Часть 1. Домохозяйства современной россии 20
- Глава 1. Институциональный анализ поведения домохозяйств: общая характеристика 24
- Глава 2. Особенности российской экономической ментальности 33
- Глава 3. Индивиды и домохозяйства в новом институциональном пространстве: нерыночное приспособление к рынку 59
- Глава 4. Поведение домохозяйств на рынке труда 78
- Глава 8. Откуда пошел российский бизнес, или как возникла "экономика физических лиц" 283
- Глава 9. Предприниматели и наемные работники: конфликты и консенсусы в постсоветской фирме 308
- 9.5 Скрытые стороны "скрытой" безработицы: социальный амортизатор или экономический тормоз? 342
- Глава 10. Экономика бартера в россии: от частного явления к общественному институту 349
- 10.1 Соотношение между денежной и бартерной экономикой: институционалисты и посткейнсианцы против неоклассиков 349
- 10.2 Бартер как форма существования неэффективных предприятий 357
- Глава 11. Право силы вместо силы права, или экономика рэкета 380
- Глава 15. Оптимальный политический деловой цикл, или есть ли пределы терпению? 464
- Глава 16. Ростки новых функций государства 479
- Введение. Институциональный подход – новые возможности анализа
- 1. "Учиться, учиться и учиться"… капитализму
- 2. Сила и слабость российского институционализма: на пути к национальной школе
- 3. «Конец и снова начало»
- 1. Социально–экономические и идейно–политические реформы в России: степень подготовленности различных институтов.
- 2. Общемировые тенденции развития рыночной экономики
- 3. Рынок, который мы создали
- 4. Старые и новые структуры: проблемы адаптации
- 5. Пути выхода из кризиса
- Часть 1. Домохозяйства современной россии
- Институциональный анализ поведения домохозяйств: общая характеристика
- Домохозяйство в рыночной экономике: взгляд неоклассиков
- Домохозяйство в рыночной экономике: взгляд институционалистов
- Возможности институционального анализа домохозяйств в переходной экономике
- Домохозяйства в переходной экономике на рынках труда, потребительских благ и финансов: институциональный подход
- Особенности российской экономической ментальности
- Национальная экономическая ментальность как институт
- Факторы, сформировавшие российскую экономическую ментальность135
- Социометрическая характеристика экономической ментальности россиян
- Ценности "русской души" сквозь призму народного фольклора, по з.В. Сикевич
- Ценностные показатели по 40 странам, по г. Хофстеду
- Оценки индекса российской культуры по степени развития индивидуализма, по методике г. Хофстеда
- Результаты исследований globe по России: рейтинг по индивидуализму
- Характеристики культуры в зависимости от соотношения индивидуализма и коллективизма, по г. Хофстеду
- Оценки индекса российской культуры по степени дистанции по отношению к власти, по методике г. Хофстеда
- Результаты globe по России: рейтинг по дистанции власти
- Характеристики культуры в зависимости от величины дистанции по отношению к власти, по г. Хофстеду
- Оценки индекса российской культуры по степени избегания неопределенности, по методике г. Хофстеда
- Результаты globe по России: рейтинг по избеганию неопределенности
- Характеристики культуры в зависимости от степени избегания неопределенности, по г. Хофстеду
- Россия – Евразия или "Азиопа"?
- Индивиды и домохозяйства в новом институциональном пространстве: нерыночное приспособление к рынку
- Основные черты современного институционального пространства: новые возможности и новые ограничения
- Теория трансформационного процесса о месте субъектов микроуровня в институциональных изменениях
- Современный адаптационный процесс и проблемы институционализации новых прав и правил игры
- Актуальность провозглашенных в ходе реформ прав,
- Значимые права, которых в современных условиях недостает,
- Поведение домохозяйств на рынке труда
- Структура трудового поведения домохозяйств
- Формы реализации проектов занятости
- Особенности трудового поведения наемных работников
- Оценки материального положения домохозяйств рабочими обследованных предприятий (%)
- Безработные члены домохозяйств в поисках новой занятости
- Основные проблемы безработных (фрагмент), % от числа опрошенных
- Психологические проблемы безработных, % от числа опрошенных
- Основные выводы, которые сделали для себя безработные за время после потери работы (фрагмент), % от числа опрошенных
- Основные психологические выводы, которые сделали для себя безработные за время после потери работы (фрагмент), % от числа опрошенных
- Основные планы безработных на ближайший год (фрагмент), % от числа опрошенных
- Соотношение показателей самоэффективности безработных с нормативными показателями
- Распределение ответов на вопрос о возможном поведении в случае потери работы представителей разных возрастных групп, % от числа опрошенных (фрагмент)
- Модели поведения домохозяйств на российском рынке труда
- Потребление и сбережения домохозяйств: между престижным потреблением "новых русских" и аскетизмом "новых бедных"
- Домохозяйства как "институциональные предприниматели": структура, внешние возможности и ограничители
- Материальное положение и структура домохозяйств
- Структура доходов домохозяйств, в % к опрошенным
- Доходы домохозяйств разного материального достатка
- Институциональные изменения в управлении ресурсами
- Структура расходов домохозяйств, средние
- Мотивация сберегательной активности, в % от отметивших вариант "очень важно"
- Стратегии сберегательного поведения
- Объем и координаты кластерных центров в факторном пространстве
- Проблемы формирования среднего класса в россии
- Средний класс России: методологические подходы исследования
- Ресурсы российского среднего класса
- Доля представителей среднего класса в составе разных социальных групп населения России (в %)*
- Распределение ресурсов и расходов по 10-процентным (децильным) группам населения в III квартале 1999 г.
- Распределение численности населения, занятого в экономике, по уровню образования (в %)
- Средние классы российского и западного обществ: сравнительный анализ основных характеристик по базовым критериям
- Некоторые характеристики социальных стратегий социально-профессиональных групп «потенциального среднего класса»
- Креативно-нормативный потенциал и перспективы среднего класса в России
- Структура дополнительных заработков ученых в сфере науки в 1994-1998 годах, %
- Часть 2. Фирмы в постсоветской экономике
- Институциональный анализ становления российской фирмы: общая характеристика
- Экономическая природа фирмы: неоинституциональный подход
- Институциональная среда, которая формирует фирмы
- От трансакционных издержек советского предприятия – к трансакционным издержкам постсоветской фирмы
- Трансакционные издержки отношений фирмы с властью
- Отношенческий капитал фирмы
- Фирмы, которые формируют институциональную среду
- Откуда пошел российский бизнес, или как возникла "экономика физических лиц"
- Бизнес в советской хозяйственной системе
- Формирование рыночных институтов в советской теневой экономике
- Цветные рынки в ссср, по а. Каценелинбойгену
- Теневые права собственности в ссср (на примере лесного хозяйства), по л.М. Тимофееву
- Сравнение характеристик методов координации в общественном разделении труда
- Двойной дуализм советской экономики
- Формирование рыночных институтов в советской легальной экономике
- Эволюция хозяйственного механизма ссср и России, по г.Б. Клейнеру
- Структура акционерного капитала (держателей акций) по группам приватизированных предприятий, % (единиц предприятий)
- Среднеотраслевые размеры пакетов акций у держателей, %
- Предприниматели и наемные работники: конфликты и консенсусы в постсоветской фирме
- Мотивация труда наемных работников
- Соотношение основных проблем и мотивов труда у рабочих обследованных предприятий
- Взаимосвязь проблем малого заработка и страха потери работы (%)
- Распределение рабочих обследованных предприятий по типам мотивации труда (% от числа по каждой группе)*
- Типы мотивации и ресурсный потенциал работника (% от численности по каждой группе)
- Типы мотивации и размеры получаемого и ожидаемого заработка
- Отношение рабочих к участию в принятии решений по производственной деятельности у различных типологических групп рабочих (%)
- Стремление добиваться лучших результатов в своей работе у различных типологических групп рабочих (%)
- Возможные стратегии поведения различных типологических групп рабочих в сложной для предприятия ситуации (%)
- Особенности национальной заработной платы
- Динамика соотношения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму и среднемесячной заработной плате в 1992-1998 гг.21
- Сопоставление действующих и вводимых с 2001 года ставок подоходного налога и налогов с фонда заработной платы39
- Патерналистский союз наемных работников и предпринимателей
- Распространенность патерналистских норм отношений с руководством у рабочих обследованных предприятий (%)
- Отношение рабочих к временным задержкам и сокращению зарплаты в зависимости от получения помощи от предприятия (% от числа опрошенных)*
- Взаимосвязь зависимостей размера оплаты труда и гарантий занятости от взаимоотношений с руководством (% от числа опрошенных)
- Распространенность партнерских норм отношений с руководством у рабочих обследованных предприятий (%)
- Типология норм патернализма-партнерства в трудовых отношениях
- Постсоветские профсоюзы как институт трудового посредничества
- Характеристика выполнения функций разными типами профсоюзных организаций
- Скрытые стороны "скрытой" безработицы: социальный амортизатор или экономический тормоз?
- Экономика бартера в россии: от частного явления к общественному институту
- Соотношение между денежной и бартерной экономикой: институционалисты и посткейнсианцы против неоклассиков
- Бартер как форма существования неэффективных предприятий
- Инвестиции в основной капитал, %
- Возрастная структура производственного оборудования в промышленности рф, %
- Средний возраст парков производственного оборудования, лет
- Доля оборудования в критическом возрасте, %
- Поиск путей преодоления бартеризации
- Требуемая интенсивность принятия различных мер для ликвидации дефицита денежных средств
- Некоторые исходные характеристики продукции
- Право силы вместо силы права, или экономика рэкета
- Угроза правам собственности в легальном бизнесе: "грабящие руки" вместо "невидимой руки"
- Сравнение условий развития мелкого торгового бизнеса в Москве и Варшаве, 1996 г.
- Сравнение условий развития бизнеса в пяти постсоциалистических странах, 1997 г.
- Частота и размер взяток государственным чиновникам коммерческих компаний, согласно исследованиям ебрр и вб, 1999 г.
- Препятствия для легальной защиты прав собственности
- Мнения россиян о том, что необходимо для занятия бизнесом (по данным социологического обследования в Санкт-Петербурге, 1998 г.)
- Нелегальная защита прав собственности
- Выбор предпринимателем оптимального института защиты прав собственности
- Альтернативные механизмы защиты прав собственности предпринимателей в постсоветской России
- Организованная преступность – государство в государстве?
- Стадии экономической эволюции крупнейших организованных преступных сообществ
- Взлет и падение уголовного рэкета
- Сопоставление "воровских понятий" с бюрократическим "кодексом чести"
- Характеристики выявленных групп организованных преступников
- Часть 3. Государство в современной россии
- Основы институционального подхода к анализу роли государства
- Анализ институциональной среды как отправной пункт институционального подхода к изучению роли государства
- Сущность и основные функции государства в рыночной экономике с точки зрения институционального подхода
- Государство в переходной экономике как генератор институциональной среды
- Проблема "институциональной неадекватности" российского государства
- Сроки действия нормативных актов по экономическим проблемам (дней)
- "Революция сверху" и её последствия
- Институты командно-административной экономики
- Модернизация системы в рамках старой структуры
- Реформирование реформ: "контрреволюция сверху"?
- К новой теории реформ
- Государство всеобщего перераспределения
- Остаточная государственная собственность: проблемы эффективного управления
- Государственное отраслевое регулирование в постсоветской России
- Институциональные ловушки на пути становления бюджетного федерализма
- Фактические пропорции распределения доходов и расходов бюджетной системы
- От государства всеобщего перераспределения к социальному государству
- Оптимальный политический деловой цикл, или есть ли пределы терпению?
- Интерпретация рентоориентированного поведения: возможности неоинституционального анализа
- Подходы к исследованию политических деловых циклов
- Если во второй тур президентских выборов выйдут Ельцин и Зюганов, за кого бы из них вы бы проголосовали? (в % от опрошенных)
- Выполнение расходной части консолидированного бюджета 1996 года
- Модель «политик-избиратель»
- 1) В 1995 году в выборах в Государственную Думу принимали участие 42 партии и блока, на выборах в 1999 г. – 26, из которых только около 5 принимали участие в выборах 1995 года.
- Механизм формирования оптимального политического делового цикла
- Недостоверность угрозы импичмента
- Ростки новых функций государства
- Защита прав собственности: очень не легки первые шаги
- Нарушение прав инвесторов
- Формирование конкурентной среды: в начале славных дел?
- Попытки стимулирования экономического роста
- Уровень валовых инвестиций и темпы роста ввп в России в 1990-е годы (%)
- 1. Темпы прироста ввп 3 % , доля накопления в ввп 20%.
- 1. Достигшие высоких темпов прироста ввп к 1994 г. И продолжающие сохранять их в 1995-96 гг.
- Темп прироста ввп и уровень валовых внутренних инвестиций в ввп в странах с развивающейся рыночной экономикой в 1990-1996 гг. (в %)
- 3. Спад ввп не преодолен к 1996 г.
- Изменение структуры ввп в 1980-1998 гг. (добавленная стоимость, в % ввп)
- Заключение. Россия в третьем эшелоне развития капитализма
- Эшелоны развития мирового капитализма
- 1. Эшелоны развития капитализма
- Становление капитализма в Англии и Испании
- Темпы прироста промышленной продукции(в %)
- Сельскохозяйственное производство в 1-й пятилетке
- Производство некоторых видов промышленной продукции в натуральном выражении в 1975-1989 гг., млн. Т
- Среднегодовой валовой сбор сельскохозяйственных культур ( во всех категориях хозяйств) в 1976-1989 гг., млн. Т
- Выход развивающихся стран к экономическим и социальным показателям, достигнутым ныне развитыми государствами в указанные годы (усредненная оценка на 1970-е гг.)
- 2. Проблемы постсоветской России
- Распределение денежных доходов населения России
- Основные фонды промышленности
- Средние масштабы теневой экономики по трем типам стран,
- Сравнительный анализ издержек в легальном и внелегальном секторах экономики
- Сведения об авторах: