2.11 Холдинговые компании
Изучение современного акционерного предпринимательства было бы неполным, если бы мы не рассмотрели такое важное и чрезвычайно распространенное явление, которое называется системой участия. Система базируется на взаимосвязи дочерних и зависимых компаний с предпринимательских фирмами, которые являются учредителями (или соучредителями) таких компаний.
Предпринимательская фирма признается дочерней, если другой (основной) субъект предпринимательского бизнеса вследствие преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые такой фирмой. Предпринимательская фирма признается зависимой, если другой (участвующий, преобладающий) субъект предпринимательского бизнеса имеет в своем пакете более 20% голосующих акций акционерного общества, либо обладает 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Важно подчеркнуть, что и дочерними, и зависимыми предпринимательскими фирмами, согласно российскому законодательству, признаются исключительно хозяйственные общества, а основными (преобладающими) предпринимательскими фирмами - хозяйственные товарищества (для дочерних обществ) и хозяйственные общества (и для дочерних обществ, и для зависимых обществ).
Обычно в англоговорящих странах такие фирмы называются материнскими компаниями («mother companies») - в противоположность дочерним компаниями («daughter companies»). Взаимоотношения материнской компании и дочерней компании напоминает, по мнению изобретателей указанной терминологии, взаимоотношения матери и ребенка (притом ребенка - девочки).
В российской практике термин «материнская компания» не получил официального законодательного закрепления, что не совсем понятно, если учесть, что парное ему понятие «дочернее общество» было легализовано благодаря Гражданскому кодексу Российской Федерации. Материнская компания определяется либо как основное общество (по отношению к дочернему), либо как преобладающее (участвующее) общество - по отношению к зависимому обществу.
Взаимосвязи в процессе акционерного предпринимательства, в ходе развития которых формируемые в руках мажоритарных акционеров пакеты акций обеспечивают их влияние на решения, принимаемые эмитентом, во всем мире принято называть системой участия. Такая система участия может быть односторонней - в этих случаях одна материнская компания оказывает влияние на одну дочернюю компанию. Она может быть двусторонней -когда две компании являются и материнскими, и дочерними друг по отношению к другу одновременно. Система участия может оказаться последовательно многосторонней - когда три и более предпринимательские фирмы оказывают друг на друга влияние в форме кольца, состоящего из последовательно соединенных «узлов влияния». Наконец, она может быть и непоследовательно многосторонней - когда акционерные общества влияют друг на друга в хаотическом порядке.
В системе участия могут проявляться две группы деловых интересов акционеров и соответственно два типа непосредственного участия средств данного акционера в капитале акционерного общества. Акционер может быть заинтересован лишь в максимизации дивидендов, либо в обозначении своего участия в акционерном обществе для иных целей. Следуя в русле этого направления, данный акционер стремится сформировать собственный так называемый портфель ценных бумаг, другими словами, составить определенную комбинацию ценных бумаг разных эмитентов.
Решающим звеном любой системы участия является определение степени реального влияния материнской акционерной компании на дочернюю с помощью прямого инвестирования ресурсов материнской компании в дочернюю. В том случае, когда степень этого влияния оказывается абсолютной, материнская компания приобретает признаки холдинговой компании. Холдинговая компания - это акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций других открытых акционерных обществ, являющихся самостоятельными юридическими лицами. Холдинговая компания (или холдинг - от глагола «to hold» в английском языке, означающего «держать») это «держательская компания». Ее специфической функцией в предпринимательском бизнесе является «содержание» контрольных пакетов акций дочерних акционерных обществ. Обладая контрольными пакетами акций, холдинг приобретает реальную возможность контролировать дочерние предпринимательские фирмы, управлять их развитием и получать от их деятельности дивиденды.
В России под холдингом обычно понимается совокупность двух или более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять решения, принимаемые другими участниками. Тем самым, отечественная версия холдинга отличается от понимания данного явления, сформированного за рубежом по истечении многих лет его развития.
Возможность превращения отдельных субъектов предпринимательского бизнеса, полностью или частично, в холдинги свидетельствует о существовании специфического направления в современном предпринимательском бизнесе, наиболее полно представленным в акционерном предпринимательстве, который правомерно было бы определить как холдинговый предпринимательский бизнес. Специфической целью субъектов холдингового предпринимательского бизнеса является - не конкретная производственная, коммерческая, финансовая или иная подобная деловая деятельность, а владение и управление дочерними компаниями в качестве инструмента реализации собственных деловых интересов.
С учетом развития общемировых тенденций эволюции современного холдингового предпринимательского бизнеса можно выделить следующие виды холдинговых компаний:
чистые холдинги - компании, функции которых сводятся исключительно к «держанию» контрольных пакетов других фирм, иными словами, к участию в общих собраниях учредителей данных фирм;
субхолдинги - акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит какому-либо холдингу, выполняющие функции чистого холдинга по отношению к другим корпорациям;
смешанные холдинги - компании, осуществляющие помимо чисто «держательских» функций также собственную производственную, коммерческую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность;
финансовые холдинги - холдинги, более 50% капитала которых составляют ценные бумаги других эмитентов и другие финансовые активы, имеющие право ведения только инвестиционной деятельности.
Контрольные вопросы
Что такое холдинговая компания?
Что является специфической целью субъектов холдингового предпринимательского бизнеса?
Сколько можно выделить видов холдинговых компаний?
Компании, функции которых сводятся исключительно к «держанию» контрольных пакетов других фирм, иными словами, к участию в общих собраниях учредителей данных фирм. К какому виду холдинговых компаний относиться данное определение?
- Система современного бизнеса
- Концепции бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса.
- Субъекты бизнеса.
- Деловые интересы в бизнесе
- Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
- 2.1 Развитие предпринимательства в России.
- 2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
- 2.3 Частное предпринимательство Частный предпринимательский бизнес
- 2.4 Малые предприятия Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
- 2.5 Государственные и муниципальные предприятия
- 2.6 Полные товарищества
- 2.7 Общества с ограниченной ответственностью
- 2.8 Акционерные общества
- 2.9 Некоммерческие организации
- 2.10 Финансово-промышленные группы
- 2.11 Холдинговые компании
- 2.12 Оффшорные предприятия
- 3.1 Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
- 3.2 Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы
- 3.3 Документы на учреждение предпринимательской фирмы
- 3.4 Устав фирмы
- 3.5 Учредительный договор фирмы
- 3.6 Учредители и участники предпринимательской фирмы
- 3.7 Бизнес-план фирмы
- 4.1 Реорганизация и ликвидация фирмы.
- 4.2 Слияние и поглощение предпринимательских фирм
- Технологии преобразования предпринимательской фирмы
- 4.3 Формы ликвидации фирмы
- 4.4 Понятие банкротства
- 5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
- 5.2 Сущность конкуренции.
- 5.3 Конкуренция и монополия
- 5.4 Типы конкурентного поведения фирмы.
- 5.5 Виды и методы конкуренции
- 5.6 Стратегия конкуренции
- 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
- 7.1 Менеджмент и маркетинг в системе бизнеса.
- 7.2 Инфраструктура бизнеса
- 7.3 Основные элементы инфраструктуры бизнеса
- 7.4 Товарный рынок.
- 7.5 Товарные посредники
- 7.6 Информационный рынок
- 7.7 Рынок труда
- 7.8 Финансовый рынок
- 7.9 Инвестиционные посредники
- Глоссарий