logo
Конспект лекций_Основы бизнеса

7.6 Информационный рынок

Отдельным направлением предпринимательского бизнеса является ин­формационный бизнес, который осуществляется в информационном секторе экономики. Под информационным сектором экономики понимается сово­купная деятельность производителей, продавцов и покупателей различной информации. Соответственно, информационный бизнес охватывает деловые отношения, складывающиеся в сферах производства, сбыта и приобретения информации.

Информационный бизнес имеет две формы существования. С одной стороны, он является непременным атрибутом деятельности любого субъек­та бизнеса вне зависимости от того, к какому именно направлению принадле­жит эта деятельность. С другой стороны, он выступает как самостоятельное направление бизнеса, занятие которым предполагает — известную специали­зацию работающих в информационном секторе экономики предпринима­тельских фирм.

Информационный бизнес выстраивается вокруг специфических объек­тов деловых отношений и деловой деятельности, а именно — информацион­ных ресурсов, творческих ресурсов, информационных продуктов и информа­ционных услуг.

Под информационными ресурсами понимаются разнообразные необра­ботанные базы данных, представляющие собой своеобразное сырьевое основа­ние деловых отношений в информационном секторе экономики: Эти базы дан­ных существуют в системном, либо в бессистемном виде, они могут быть упорядочены, либо хаотичны. Иногда категория «базы данных» рассматривается исключитель­но в качестве атрибута компьютерных техноло­гий, либо телекоммуникаций. На самом деле термин «базы данных» характеризует любые массивы информации, содержащиеся на любых носителях информации и в любых источниках информации, в том числе и электронных.

Под творческими ресурсами понимаются совокупные интеллектуаль­ные эвристические потенции творчески одаренных людей, способных к креативному мышлению (системному и бессистемному) и конструированию ин­новаций. Творческие ресурсы играют важную роль в информационном биз­несе, поскольку выступают одновременно и особым источником генерирова­ния новой информации, и фактором переработки информационных ресурсов.

Информационные продукты представляют собой переработанные творческие и информационные ресур­сы - на базе последних создается информация, которая может рассматриваться как предмет купли-продажи, хотя она и не является материальным объектом. В от­личие от информационных ресурсов информационные продукты всегда выступают в систематизированном виде — в качестве каталогов, публикаций, произведе­ний искусства, коммерческих баз данных, рекламных, презентационных и учебно-методических материалов, почтовых и других адресных сообщений.

Под информационными услугами понимается воздействие на потребите­лей с помощью информационных продуктов, вызывающее у потребителей ре­акцию текущего информационного насыщения. Оказание информационных услуг представляет собой непосредственное информирование по­требителей по различным объектам внимания. Понятно, что произ­водство информационных продуктов бессмысленно, если оно не яв­ляется предпосылкой оказания информационных услуг.

Информационный бизнес осуществляется во всем мире либо небольши­ми, как правило, частными информационными, рекламными и аналитически­ми агентствами, научными лабораториями институтами, специализирующи­мися на формировании информационных контентов, либо крупными акцио­нерными предприятиями в сфере телекоммуникаций, информационных тех­нологий и средств массовой информации (так называемые медиа-холдинги).

Информационные агентства специализируются в сборе, анализе ры­ночной информации и продаже её различным субъектам бизнеса. Они заин­тересованы в объективности информации — это показатель «качества» их продукции, - и так как массивы используемой ими информации велики, то и от полноты анализа информации зависит степень удовлетворения требова­ний клиентов. Аналитическая деятельность дает субъектам бизнеса возмож­ность прогнозировать изменения деловых связей и более обоснованно вы­страивать линию поведения фирмы.

Мировые информационные агентства Reuter и Dow Jones Telerate поста­вляют своим клиентам не только информационные услуги, но и программные продукты, позволяющие прогнозировать изменения финансовых индикато­ров в ближайшем будущем.

Стремительное развитие в два пос­ледних десятилетия получили предпри­нимательские фирмы, специализирую­щиеся на бизнесе в области информаци­онных технологий, пакетов приклад­ных программ и телекоммуникаций. Именно в компьютерном и телекомму­никационном бизнесе сосредоточено се­годня наибольшее число официальных миллионеров во главе с одним из самых богатых людей на планете - американцем Биллом Гейтсом.

Основными участниками рынка электронных информационных услуг становятся:

  1. производители информации (producers);

  2. продавцы информации (vendors);

  3. пользователи (users), или подписчики информации (subscribers).

Специфической разновидностью информационного бизнеса является образовательный бизнес.

Он осуществляется государственными и негосударственными учебными заведениями общего и профессионального образования. Государственные учебные заведения являются типичным примером государственных унитар­ных предприятий, негосударственные учебные заведения — примером неком­мерческих организаций.

Под образовательными ресурсами, образовательными продуктами и об­разовательными услугами понимаются соответствующие разновидности информационных ресурсов, информационных продуктов и информацион­ных услуг. Между образованием людей и их информированием как двумя видами деловой деятельности существует следующая взаимная связь.

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под информационным сектором экономики?

  2. Что понимается под информационными услугами?

  3. Одними из основных участников рынка электронных информационных услуг являются продавцы информации. Каким термином они обозначаются?