Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
Если для предпринимателей выгодой является доход (как правило, в денежной форме), то для потребителей такой выгодой является товар (услуга), наилучшим образом удовлетворяющая потребность. Реализуя свои потребительские интересы, извлекая выгоду из осуществляемых сделок, данная категория граждан делает свой специфический потребительский бизнес.
Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на объекты потребления. Частная собственность на объекты потребления и частная собственность на средства производства являются двумя взаимосвязанными сторонами частнособственнических отношений. Без одного не может быть другого и наоборот.
Потребительский бизнес отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства. Это деятельность, непосредственно направленная на поиск наилучших условий достижения результатов.
Потребительский бизнес является одновременно и уравновешивающей силой, и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу, заставляя предпринимателей не только считаться с запросами потребителей (а, кроме того, и с их причудами), но и воспринимать потребителей в качестве естественных партнеров по сделкам.
Участниками потребительского бизнеса выступают и сами предприниматели - в качестве потребителей продукции других предпринимателей. Это является важным фактором, балансирующим предпринимательские аппетиты каждого из субъектов бизнеса.
Следующим типом субъектов бизнеса являются граждане, работающие по найму. Как и потребители, они являются не пассивной стороной в сделках с предпринимателями, а равноправными участниками деловых с ними, а также между собой.
Основу трудового бизнеса составляет частная собственность на рабочую силу. Это третий компонент частнособственнических отношений в обществе. Как и предпринимательство, наемный труд представляет собой профессиональную деятельность людей. Извлечение наемными работниками доходов в виде платы за труд реализуется посредством работы по трудовому договору (контракту) с работодателями. Если для предпринимателей выгодой в сделках является доход фирмы, возникающий после сбыта продукции, то для наемных работников - личный доход, получаемый в результате выполнения ими своих должностных обязанностей.
При этом эгоистические деловые интересы сторон — работодателей и наемных работников - в вопросе величины платы за труд являются прямо противоположными. Предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован, и это вполне естественно — ведь уменьшение доходов одной из сторон автоматически оборачивается немедленным увеличением доходов другой стороны. Трудовая сделка может состояться лишь в том случае, если стороны оказываются в состоянии прийти к компромиссу по поводу оплаты труда.
Реализуя свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделок с предпринимателями, данная категория граждан делает свой специфический наемно-трудовой бизнес.
Главными мотивами отнесения деятельности наемных работников к одному из типов бизнеса являются следующие. Во-первых, предметом сделки между работником и предпринимателем является не «товар рабочая сила», а просто рабочая сила. Между тем рабочая сила не может быть товаром, так как она не обладает существенным признаком, присущим всем товарам, — она не отчуждается навсегда от своего носителя после заключения трудового контракта. Рабочая сила лишь сдается в срочную аренду, хотя это и происходит в форме товарной аренды, т.е. за деньги. Сделка между предпринимателем и работником — это арендное соглашение, в котором оговариваются сроки, условия аренды и другие моменты, присущие арендному соглашению.
Во-вторых, заключая сделку, обе стороны - и работники, и предприниматели - делают инициативный выбор и идут на экономический риск. Они:
обмениваются своим достоянием;
стремятся навязать друг другу свои деловые интересы;
используют разнообразные приемы давления друг на друга (например, заключение коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами);
несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения о найме.
В-третьих, наемные работники имеют возможность изменять свой социальный статус, превращаясь в собственников в результате приобретения акций предпринимательских фирм. Другой путь - по истечении срока соглашения о найме открыть свое дело и влиться в армию мелких предпринимателей.
Обратимся теперь к рассмотрению субъектов государственного бизнеса. Природа государственного бизнеса неразрывно связана с активной ролью государства в развитии деловых отношений. Данную роль иногда ошибочно усматривают лишь в государственном регулировании экономики или государственном управлении экономикой.
Ошибочность подобных трактовок состоит, во-первых, в фактическом выведении государства за рамки собственно деловых отношений, придании ему статуса некоей внешней силы, воздействующей на развитие бизнеса, а во-вторых, в идеализации деятельности государственных органов управления, в представлении их некими высшими арбитрами, решения которых всегда являются оптимальными и наилучшим образом влияющими на взаимоотношения в среде субъектов бизнеса.
Главной целью деятельности органов государственной власти и управления выступает обеспечение субъектам бизнеса гарантий постоянного соблюдения возможности вступать между собой в деловые отношения, другими словами, гарантий воспроизведения данных отношений.
Для обеспечения этих гарантий государство выполняет в экономике определенные функции. К их числу относятся:
принятие законов и других директивных документов, а также контроль их соблюдения;
применение методов косвенного стимулирования участников деловых отношений к занятию определенными видами деятельности (налоги, цены, кредиты, нормы амортизации, предельные уровни оплаты труда и продолжительности рабочего дня);
использование государственного бюджета для перераспределения доходов и финансирования деятельности в определенных областях экономики;
распределение государственных заказов на выпуск определенных видов продукции (оказание определенного вида услуг, выполнения определенных видов работ);
программирование (планирование) развития национальной экономики;
формирование «государственного» сектора экономики, функционирующего на базе государственной собственности на средства производства под прямым контролем органов государственного управления.
Здесь важно обратить внимание на то, что данные категории работников занимаются бизнесом особого рода, который нельзя отнести к разновидностям обычного предпринимательского бизнеса. В нем следует выделить две стороны, которые могут быть определены соответственно как общественно-государственный бизнес и частно-государственный бизнес.
В своем единстве обе названные стороны бизнеса составляют специфическую форму, в которой фактически протекает реализация указанных выше функций государства в экономике.
Общественно-государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами действий, в ходе которых последние оказываются партнерами других типов субъектов бизнеса и реализуют особый государственный деловой интерес.
Такое партнерство выражается в следующих действиях:
государство в лице государственных унитарных и казённых предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность;
государство переводит предпринимательские фирмы из государственной собственности в негосударственную (такие процессы называются приватизацией и акционированием субъектов предпринимательского бизнеса) и обратно (такие процессы называются национализацией предпринимательских фирм);
государство играет роль заказчика продукции, услуг и работ, выпускаемых субъектами предпринимательского бизнеса;
государство перераспределяет бюджетные ресурсы, изымая финансовые средства у одних компаний и передавая их другим компаниям;
применяя методы регулирования и программирования экономики, государство способствует межотраслевому движению капитала, установлению определенных отношений между различными субъектами деловых отношений;
государство проводит внешнеэкономическую и таможенную политику, содействуя, либо препятствуя деятельности своих и иностранных субъектов бизнеса.
То обстоятельство, что исполнение государством своих функций осуществляется именно людьми — государственными служащими приводит к необходимости говорить и о другой стороне государственного бизнеса, а именно о частно-государственном бизнесе. Его содержание состоит в том, что, исполняя свои должностные обязанности, государственные служащие вольно или невольно также занимаются бизнесом.
Однако под частно-государственным бизнесом мы понимаем не выполнение государственными служащими побочной деятельности, способной принести им предпринимательские доходы, а именно исполнение ими своих обязанностей по основному месту работы, т.е. в государственных органах.
Такие действия могут быть квалифицированы как бизнес по следующим основаниям:
Во-первых, частные деловые интересы проявляются через любые формы государственного регулирования экономики.
Это происходит так, поскольку принятие решений, связанных с выдачей государственных заказов, бюджетных субсидий или дотаций, установлением предельных нормативов цен, кредитных ставок, налогов и в других случаях осуществляется конкретными лицами (а не органами государственной власти и управления как таковыми), причем возможности полного избежания субъективизма при этом нет.
Во-вторых, принимаемые решения и документы, вольно или невольно, дают определенные преимущества одним субъектам бизнеса над другими:
любой документ, посвященный поддержке малого бизнеса, ставит мелких предпринимателей в выигрышное положение по сравнению с субъектами крупного предпринимательства;
любое решение о повышении импортных таможенных тарифов дает отечественным производителям продукции привилегии по отношению к ее импортерам.
В-третьих, государственные служащие имеют возможность лоббирования в пользу предпринимателей, желающих реализовать (как говорят, «продвинуть») свой предпринимательский проект. Это, к примеру, составляет основу так называемого бизнеса на эксклюзивных правах — когда предпринимателю предоставляется исключительное право на осуществление какой-либо деятельности, скажем, на экспорт некоторых видов сырья.
Частно-государственный бизнес не следует трактовать как однозначно негативное явление. Данное явление выступает неизбежным, и можно лишь способствовать предельному сокращению элементов субъективизма в решениях, принимаемых облеченными властными полномочиями государственными служащими, памятуя о том, что любое из них обязательно скажется на балансе интересов других типов субъектов бизнеса.
В заключение укажем еще на один специфический тип субъектов бизнеса, который можно назвать субъектами общественного бизнеса. Таковыми является очень небольшое число общественных международных и национальных организаций и их сотрудников, деятельность которых не подпадает под определение ни одного из отмеченных выше типов субъектов бизнеса. Это такие организации, как Организация объединенных наций (ООН), ЮНЕСКО, Всемирная торговая организация (ВТО), Североатлантический военный альянс (НАТО), Европейское экономическое сообщество.
Деятельность таких организаций не может быть отнесена к государственному бизнесу, хотя многие нормативные документы, принимаемыми ими, имеют обязательный характер для стран-участниц. Данная деятельность не может быть отнесена и к предпринимательскому бизнесу, поскольку указанные и иные подобные организации занимаются непосредственно не предпринимательством, а лишь обеспечением необходимых условий полноценного развития предпринимательского бизнеса в мире.
Контрольные вопросы
Что составляет основу потребительского бизнеса?
Что составляет основу трудового бизнеса?
Почему рабочая сила не может быть товаром?
Имеют ли наемные работники возможность изменять свой социальный статус?
Что выступает в качестве главной цели деятельности органов государственной власти и управления?
Входит ли программирование (планирование) развития национальной экономики в перечень функций государства по обеспечению гарантий постоянного соблюдения возможности субъектам бизнеса вступать между собой в деловые отношения?
Какое обстоятельство приводит к необходимости говорить о такой стороне государственного бизнеса, как частно-государственный бизнес?
К какому типу субъектов можно отнести такие организации, как Организация объединенных наций (ООН), ЮНЕСКО, Всемирная торговая организация (ВТО), Североатлантический военный альянс (НАТО), Европейское экономическое сообщество?
- Система современного бизнеса
- Концепции бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса.
- Субъекты бизнеса.
- Деловые интересы в бизнесе
- Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
- 2.1 Развитие предпринимательства в России.
- 2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
- 2.3 Частное предпринимательство Частный предпринимательский бизнес
- 2.4 Малые предприятия Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
- 2.5 Государственные и муниципальные предприятия
- 2.6 Полные товарищества
- 2.7 Общества с ограниченной ответственностью
- 2.8 Акционерные общества
- 2.9 Некоммерческие организации
- 2.10 Финансово-промышленные группы
- 2.11 Холдинговые компании
- 2.12 Оффшорные предприятия
- 3.1 Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
- 3.2 Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы
- 3.3 Документы на учреждение предпринимательской фирмы
- 3.4 Устав фирмы
- 3.5 Учредительный договор фирмы
- 3.6 Учредители и участники предпринимательской фирмы
- 3.7 Бизнес-план фирмы
- 4.1 Реорганизация и ликвидация фирмы.
- 4.2 Слияние и поглощение предпринимательских фирм
- Технологии преобразования предпринимательской фирмы
- 4.3 Формы ликвидации фирмы
- 4.4 Понятие банкротства
- 5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
- 5.2 Сущность конкуренции.
- 5.3 Конкуренция и монополия
- 5.4 Типы конкурентного поведения фирмы.
- 5.5 Виды и методы конкуренции
- 5.6 Стратегия конкуренции
- 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
- 7.1 Менеджмент и маркетинг в системе бизнеса.
- 7.2 Инфраструктура бизнеса
- 7.3 Основные элементы инфраструктуры бизнеса
- 7.4 Товарный рынок.
- 7.5 Товарные посредники
- 7.6 Информационный рынок
- 7.7 Рынок труда
- 7.8 Финансовый рынок
- 7.9 Инвестиционные посредники
- Глоссарий