7.8 Финансовый рынок
В настоящем разделе мы рассмотрим различные виды предпринимательского бизнеса, разворачивающиеся на финансовом рынке. Под финансовым рынком обычно принято понимать сектор экономики, внутри которого происходит непосредственное взаимодействие покупателей и продавцов финансовых услуг, а под оказанием финансовых услуг - предпринимательскую деятельность, возникающую в связи с обращением денег, долговых и долевых ценных бумаг в экономике.f
Финансовый рынок — это сфера деловых отношений, где формируются спрос и предложение на финансовые ресурсы, осуществляется движение данных ресурсов для обеспечения полноценности выполнения любых деловых операций.
Деятельность субъектов бизнеса по организации, поддержанию и развитию денежного обращения, а позднее — обращения долговых и долевых ценных бумаг, получила название финансовой деятельности. В ней можно выделить две стороны.
Первая сторона финансовой деятельности - производство (печатание) денежных знаков и ценных бумаг - может быть целиком отнесена к предпринимательской деятельности в сфере производства. Вторая сторона финансовой деятельности получила название финансовых услуг. Предметами финансовых услуг выступают валютно-денежные ценности, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры, депозитные сертификаты), страховые свидетельства. Рынок финансовых услуг объединяет покупателей и продавцов данных услуг, вступающих между собой в деловые связи в связи с обращением указанных выше предметов.
Предметное разделение современного рынка на совокупность товаров, с одной стороны, и совокупность финансовых ресурсов, — с другой, не только породило разделение экономики на реальный и финансовый секторы, но и обусловило необходимость и возможность развития бизнеса, прямо не отражающего процессы производства и движения товарной массы. Несовпадение во времени товарооборота и обращения финансовых ресурсов обусловливает постоянное наличие на рынке временно свободных финансовых ресурсов.
Можно выделить три различные категории субъектов бизнеса, вынужденных вступать между собой в деловые отношения по поводу временно свободных финансовых ресурсов.
Первая категория субъектов бизнеса представлена владельцами временно свободных денежных средств, которые хотят, чтобы их деньги не бездействовали, а принесли доход. Эти средства формируются вследствие объективных причин, связанных с воспроизводством деятельности этих субъектов бизнеса, а именно:
образование на фирмах временно свободных денежных средств из-за особенностей кругооборота капитала этих фирм;
аккумулирование предпринимательскими фирмами средств для восстановления использованного оборудования;
накопление предпринимательскими фирмами финансовых средств для расширения собственной деятельности;
сбережение личных доходов субъектами потребительского бизнеса (так называемое «воздержание от потребления»).
Вторая категория представлена теми субъектами бизнеса, которые испытывают временные финансовые трудности и нуждаются в привлечении в свою деятельность сторонних финансовых ресурсов.
Наконец, третья категория субъектов бизнеса — это и есть продавцы (или производители) финансовых услуг, позволяющие трансформировать средства сбережения и накопления субъектов бизнеса, отнесенных к первой категории, в финансовые инструменты предпринимательской деятельности субъектов бизнеса, отнесенных ко второй группе.
Эти субъекты бизнеса функционируют только на финансовом рынке и их деятельность имеет все необходимые признаки классического посредничества.
Рис. 7.8.1. Структура финансового рынка
Контрольные вопросы
Сфера деловых отношений, где формируются спрос и предложение на финансовые ресурсы, осуществляется движение данных ресурсов для обеспечения полноценности выполнения любых деловых операций. Что характеризует данное определение?
Сколько можно выделить различных категории субъектов бизнеса, вынужденных вступать между собой в деловые отношения по поводу временно свободных финансовых ресурсов?
Какое название получила деятельность субъектов бизнеса по организации, поддержанию и развитию денежного обращения, а позднее по обращению долговых и долевых ценных бумаг?
- Система современного бизнеса
- Концепции бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса.
- Субъекты бизнеса.
- Деловые интересы в бизнесе
- Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
- 2.1 Развитие предпринимательства в России.
- 2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
- 2.3 Частное предпринимательство Частный предпринимательский бизнес
- 2.4 Малые предприятия Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
- 2.5 Государственные и муниципальные предприятия
- 2.6 Полные товарищества
- 2.7 Общества с ограниченной ответственностью
- 2.8 Акционерные общества
- 2.9 Некоммерческие организации
- 2.10 Финансово-промышленные группы
- 2.11 Холдинговые компании
- 2.12 Оффшорные предприятия
- 3.1 Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
- 3.2 Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы
- 3.3 Документы на учреждение предпринимательской фирмы
- 3.4 Устав фирмы
- 3.5 Учредительный договор фирмы
- 3.6 Учредители и участники предпринимательской фирмы
- 3.7 Бизнес-план фирмы
- 4.1 Реорганизация и ликвидация фирмы.
- 4.2 Слияние и поглощение предпринимательских фирм
- Технологии преобразования предпринимательской фирмы
- 4.3 Формы ликвидации фирмы
- 4.4 Понятие банкротства
- 5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
- 5.2 Сущность конкуренции.
- 5.3 Конкуренция и монополия
- 5.4 Типы конкурентного поведения фирмы.
- 5.5 Виды и методы конкуренции
- 5.6 Стратегия конкуренции
- 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
- 7.1 Менеджмент и маркетинг в системе бизнеса.
- 7.2 Инфраструктура бизнеса
- 7.3 Основные элементы инфраструктуры бизнеса
- 7.4 Товарный рынок.
- 7.5 Товарные посредники
- 7.6 Информационный рынок
- 7.7 Рынок труда
- 7.8 Финансовый рынок
- 7.9 Инвестиционные посредники
- Глоссарий