2.5 Государственные и муниципальные предприятия
Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием следующих обстоятельств.
Во-первых, в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, базировавшейся почти на повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.
Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.
В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на «государствен-нических» традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.
В-четвертых, в России традиционно силен «государственнический» менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных «новыми русскими».
Во всем мире государственное предпринимательство представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, во многих странах государственный бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные финансовые ресурсы, которые вполне могли бы инвестироваться в предпринимательский бизнес, развиваемый непосредственно принадлежащими государству (или муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами. С другой стороны, в этом случае органы государственной власти и управления объективно оказываются в двойственном положении - организуя предпринимательскую деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений между всеми субъектами предпринимательского бизнеса, в том числе и ими созданными.
Аналогом ведомственных (бюджетных) предприятий, распространенных в странах Западной Европы можно считать организационно-правовую форму российского предпринимательства, которая называется «государственные и муниципальные унитарные предприятия».
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям, паям и акциям между любыми лицами, в том числе между работниками предприятия.
Государственные унитарные предприятия создаются (учреждаются) непосредственно органами государством в лице своих уполномоченных органов. Таковыми могут быть органы государственного управления - министерства и ведомства. Муниципальные унитарные предприятия учреждаются, по закону, органами местного самоуправления.
Рис. 2.5.1. Государственные и муниципальные предприятия
Особой разновидностью унитарных предприятий являются унитарные государственные и муниципальные учреждения, которые осуществляют виды деятельности, обычно выделяемые в качестве некоммерческих. Таковыми выступают, например, государственные образовательные учреждения, государственные научно-исследовательские институты.
Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, причем унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, могут иметь лишь государственную принадлежность. Это значит, что такие предприятия создаются исключительно на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению Правительства Российской Федерации. Такое унитарное предприятие называется федеральным казенным предприятием. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может учреждать другое унитарное предприятие, называемое дочерним предприятием, путем передачи ему своего имущества в хозяйственное ведение.
Все унитарные предприятия действуют в России на основании своих ус-тавов, которые должны содержать, помимо прочих, сведения: о предмете и целях деятельности предприятия; о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.
Рассматриваемая организационно-правовая форма предпринимательства не предполагает наличия у субъектов бизнеса общей правоспособности.
Унитарные предприятия не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, такие сделки являются ничтожными. Вместе с тем, законодательством России установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия. Таковыми являются, к примеру, производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка радиоактивных элементов и драгоценных металлов.
Устав унитарного предприятия утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, за исключением уставов дочерних унитарных предприятий, которые утверждаются их учредителями. Устав федерального казенного предприятия утверждается исключительно Правительством Российской Федерации. Собственник унитарного предприятия обязан также сформировать уставный фонд данного предприятия, с помощью которого предприятие могло бы начать собственную деятельность и полностью оплатить его до государственной регистрации такого предприятия. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия составляет 1000 РММОТ.
Ограниченная самостоятельность унитарных предприятий обусловила и специфическое название данной организационно-правовой формы предпринимательства. Это единственная форма, именуемая «предприятием». Фирменное наименование унитарного предприятия всегда должно содержать указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанное на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что данное предприятие является казенным.
Наиболее распространенной организационно-правовой формой государственного предпринимательства является во всем мире публичная корпорация. Под публичной корпорацией (от английского «public corporation» - буквально: общественная корпорация; государственный сектор экономики обычно трактуется в англоговорящих странах именно как сектор общественной экономики - в противоположность частному сектору) понимается специфический тип акционерного общества. Специфика эта содержится в том, что такие корпорации всегда создаются только на основе правительственных указов в форме акционерных обществ, все акции которых принадлежат государству. Стопроцентное владение акциями публичных корпораций позволяет государству осуществлять в случае необходимости финансирование деятельности таких корпораций на началах возвратности выделяемых ресурсов.
В некоторых развитых рыночно ориентированных странах публичные корпорации являются отраслевыми лидерами среди крупнейших промышленных фирм (например, «Рено» и «Эльф-Акитэн» во Франции, «ИРИ» и «ЭНИ» в Италии).
В России публичных корпораций нет. Есть, организационно-правовая форма предпринимательства, наименование которой очень похоже на публичную корпорацию, а именно государственная корпорация. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса, который в результате передачи становится собственностью государственной корпорации..
Государственное акционерное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночно ориентированной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики указанных стран, либо в отраслях, требующих больших капиталовложений. В указанных отраслях частные фирмы, общества с ограниченной ответственностью или негосударственные корпорации не всегда могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства без постоянного привлечения ресурсов государственного бюджета на началах возвратности.
Контрольные вопросы
В чей собственности находится имущество государственного унитарного предприятия?
На каком основании действуют в России все унитарные предприятия?
Какова величина минимального размера уставного фонда унитарного предприятия?
Назовите наиболее распространенную во всем мире организационно-правовую форму государственного предпринимательства?
Есть ли в России публичные корпорации?
- Система современного бизнеса
- Концепции бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса.
- Субъекты бизнеса.
- Деловые интересы в бизнесе
- Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
- 2.1 Развитие предпринимательства в России.
- 2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
- 2.3 Частное предпринимательство Частный предпринимательский бизнес
- 2.4 Малые предприятия Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
- 2.5 Государственные и муниципальные предприятия
- 2.6 Полные товарищества
- 2.7 Общества с ограниченной ответственностью
- 2.8 Акционерные общества
- 2.9 Некоммерческие организации
- 2.10 Финансово-промышленные группы
- 2.11 Холдинговые компании
- 2.12 Оффшорные предприятия
- 3.1 Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
- 3.2 Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы
- 3.3 Документы на учреждение предпринимательской фирмы
- 3.4 Устав фирмы
- 3.5 Учредительный договор фирмы
- 3.6 Учредители и участники предпринимательской фирмы
- 3.7 Бизнес-план фирмы
- 4.1 Реорганизация и ликвидация фирмы.
- 4.2 Слияние и поглощение предпринимательских фирм
- Технологии преобразования предпринимательской фирмы
- 4.3 Формы ликвидации фирмы
- 4.4 Понятие банкротства
- 5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
- 5.2 Сущность конкуренции.
- 5.3 Конкуренция и монополия
- 5.4 Типы конкурентного поведения фирмы.
- 5.5 Виды и методы конкуренции
- 5.6 Стратегия конкуренции
- 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
- 7.1 Менеджмент и маркетинг в системе бизнеса.
- 7.2 Инфраструктура бизнеса
- 7.3 Основные элементы инфраструктуры бизнеса
- 7.4 Товарный рынок.
- 7.5 Товарные посредники
- 7.6 Информационный рынок
- 7.7 Рынок труда
- 7.8 Финансовый рынок
- 7.9 Инвестиционные посредники
- Глоссарий