logo
Конспект лекций_Основы бизнеса

2.5 Государственные и муниципальные предприятия

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориенти­рованной экономикой. Его особенности в современной России обусловлива­ются наличием следующих обстоятельств.

Во-первых, в Российской Федерации со­временное государственное предпринимательство выступает как продолже­ние прежних экономических отношений, присущих дореформенной россий­ской (советской) экономике, базировавшейся почти на повсеместном огосу­дарствлении (национализации) предприятий.

Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного пред­принимательства и существования государственного сектора экономики.

В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в экономику ор­ганов государственной власти и управления, основанные на «государствен-нических» традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

В-четвертых, в России традиционно силен «государственнический» менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государст­венному предпринимательству больше доверия, чем к любой организацион­но-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в ре­зультате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных ком­паний, основанных «новыми русскими».

Во всем мире государственное предпринимательство представляет со­бой противоречивое явление. С одной стороны, во многих странах госу­дарственный бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные фи­нансовые ресурсы, которые вполне могли бы инвестироваться в предпри­нимательский бизнес, развиваемый непосредственно принадлежащими го­сударству (или муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами. С другой стороны, в этом случае органы государственной вла­сти и управления объективно оказываются в двойственном положении - организуя предпринимательскую деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений ме­жду всеми субъектами предпринимательского бизнеса, в том числе и ими созданными.

Аналогом ведомственных (бюджетных) предприятий, распространенных в странах Западной Европы можно считать организационно-правовую форму российского предпринимательства, которая называется «государственные и муниципальные унитарные предприятия».

Унитарным предприятием признается ком­мерческая организация, не наделенная правом собственности на имущест­во, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предпри­ятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, до­лям, паям и акциям между любыми лицами, в том числе между работника­ми предприятия.

Государственные унитарные предприятия создаются (учреждаются) непосредственно органами государством в лице своих уполномоченных орга­нов. Таковыми могут быть органы государственного управления - министер­ства и ведомства. Муниципальные унитарные предприятия учреждаются, по закону, органами местного самоуправления.

Рис. 2.5.1. Государственные и муниципальные предприятия

Особой разновидностью унитарных предприятий являются унитарные государственные и муниципальные учреждения, которые осуществляют виды деятельности, обычно выделяемые в качестве некоммерческих. Таковыми выступают, например, государственные образовательные учреждения, госу­дарственные научно-исследовательские институты.

Имущество государственного и муниципального унитарного предпри­ятия находится соответственно в государственной или муниципальной собст­венности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного веде­ния или оперативного управления, причем унитарные предприятия, основан­ные на праве оперативного управления, могут иметь лишь государственную принадлежность. Это значит, что такие предприятия создаются исключитель­но на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по реше­нию Правительства Российской Федерации. Такое унитарное предприятие называется федеральным казенным предприятием. Унитарное предпри­ятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может учреждать другое унитарное предприятие, называемое дочерним предприятием, путем пере­дачи ему своего имущества в хозяйственное ведение.

Все унитарные предприятия действуют в России на основании своих ус-тавов, которые должны содержать, помимо прочих, сведения: о предмете и целях деятельности предприятия; о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Рассматриваемая организационно-правовая форма предпринимательст­ва не предполагает наличия у субъектов бизнеса общей правоспособности.

Унитарные предприятия не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, такие сделки являются ничтожными. Вместе с тем, законодательством России установлены виды деятельности, которые мо­гут осуществлять только и исключительно государственные предприятия. Таковыми являются, к примеру, производство оружия и боеприпасов, нарко­тических и ядерных веществ, переработка радиоактивных элементов и драго­ценных металлов.

Устав унитарного предприятия утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, за ис­ключением уставов дочерних унитарных предприятий, которые утверждают­ся их учредителями. Устав федерального казенного предприятия утверждает­ся исключительно Правительством Российской Федерации. Собственник унитарного предприятия обязан также сформировать уставный фонд данного предприятия, с помощью которого предприятие могло бы начать собствен­ную деятельность и полностью оплатить его до государственной регистрации такого предприятия. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия составляет 1000 РММОТ.

Ограниченная самостоятельность унитарных предприятий обусловила и специфическое название данной организационно-правовой формы предпри­нимательства. Это единственная форма, именуемая «предприятием». Фир­менное наименование унитарного предприятия всегда должно содержать ука­зание на собственника его имущества, а фирменное наименование предпри­ятия, основанное на праве оперативного управления, должно содержать ука­зание на то, что данное предприятие является казенным.

Наиболее распространенной организационно-правовой формой государственного предпринима­тельства является во всем мире публичная корпо­рация. Под публичной корпорацией (от английско­го «public corporation» - буквально: общественная корпорация; государственный сектор экономики обычно трактуется в англоговорящих странах именно как сектор общественной экономики - в противоположность частному сектору) понимается специфический тип акционерного общества. Специфика эта содержится в том, что такие корпорации всегда создаются только на основе правительст­венных указов в форме акционерных обществ, все акции которых принадле­жат государству. Стопроцентное владение акциями публичных корпораций позволяет государству осуществлять в случае необходимости финансирова­ние деятельности таких корпораций на началах возвратности выделяемых ресурсов.

В некоторых развитых рыночно ориентированных странах публичные корпорации являются отраслевыми лидерами среди крупнейших промыш­ленных фирм (например, «Рено» и «Эльф-Акитэн» во Франции, «ИРИ» и «ЭНИ» в Италии).

В России публичных корпораций нет. Есть, организационно-пра­вовая форма предпринимательства, наименование которой очень похоже на публичную корпорацию, а именно государственная корпорация. Государст­венной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая орга­низация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса, который в результате передачи становится собственностью государст­венной корпорации..

Государственное акционерное предпринимательство довольно широ­ко представлено в странах с рыночно ориентированной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики указанных стран, либо в отраслях, требующих больших капиталовложений. В указанных отраслях частные фирмы, общества с ограниченной ответственностью или негосударственные корпорации не всегда могут обеспечить достаточную нор­му прибыли для расширенного воспроизводства без постоянного привлече­ния ресурсов государственного бюджета на началах возвратности.

Контрольные вопросы

  1. В чей собственности находится имущество государственного унитарного предприятия?

  2. На каком основании действуют в России все унитарные предприятия?

  3. Какова величина минимального размера уставного фонда унитарного предприятия?

  4. Назовите наиболее распространенную во всем мире организационно-правовую форму государственного предпринимательства?

  5. Есть ли в России публичные корпорации?