Родовые признаки бизнеса.
Родовые признаки бизнеса в рыночной экономике. Этапы становления бизнеса в рыночной экономике
Тип экономики, в которой товарно-денежная форма деловых отношений имеет преобладающее значение в обществе, называется рыночной экономикой. Государства, в которых преобладает товарно-денежная форма деловых отношений, называются, соответственно, странами с рыночно ориентированной экономикой. Из этого следует, что предшествующие периоды истории человечества были связаны с нерыночной (дорыночной) экономикой, хотя в указанных типах экономики - первобытной, рабовладельческой, феодальной - конечно, имелись отдельные элементы товарно-денежной формы деловых отношений. Для каждого из них были характерны исторические особенности проявления и развития деловых отношений, но вместе с тем, и рыночной экономике и дорыночной экономике присущи общие родовые признаки бизнеса.
Родовыми признаками бизнеса являются способы проявления деловых отношений, присущие любым формам сделок между субъектами бизнеса, то коренное в бизнесе, неотделимое от него, без чего рассматриваемое явление вообще не может быть корректно идентифицировано как бизнес. Соответственно, исторически особенными, видовыми признаками бизнеса являются способы проявления деловых отношений, присущие определенному историческому типу экономики. Поэтому в современной рыночной экономике можно встретить и родовые признаки бизнеса, и его видовые признаки, характерные лишь для данного типа экономики.
При всем многообразии бизнеса, к числу его родовых признаков, которые обязательно проявляются в процессе делового взаимодействия, независимо от характера исторических особенностей состояния и развития экономики, а также степени доминирования в ней той или иной формы деловых отношений, относятся следующие:
обмен деятельностью между участниками сделок;
противоречивый характер сделок; цели субъектов бизнеса различны, и, следовательно, задачи участников сделки, как правило, не совпадают, а чаще всего оказываются прямо противоположными;
стремление каждого участника сделки навязать другим свои интересы, когда другие отказываются принимать условия сделки, и тем самым добиться относительно лучших условий существования по сравнению с другими субъектами;
стремление участников сделки реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других участников сделки;
инициативный характер деятельности участников сделки, выражающийся в способности проектировать собственную деловую деятельность, принимать ответственные решения и идти на риск;
способность, готовность участников сделки идти на персональный риск для успешного проведения сделки;
способность, готовность и умение проводить различные приемы делового общения с целью достижения наибольшей конкурентоспособности;
способность предпринимать шаги в различных направлениях с целью обеспечения выгодной конкурентной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения;
способность дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок;
способность определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового общения;
способность к достижению компромисса; взаимовыгодные сделки -идеальное состояние деловых отношений, но в реальности же при сделке одна сторона всегда имеет преимущество по сравнению с другой.
Считать, что в дорыночной экономике не было бизнеса - то же самое, что отрицать наличие в указанный период эволюции человеческого общества экономики как таковой, хотя само слово «бизнес», действительно, вошло в научный и бытовой оборот именно в процессе становления и развития рыночной экономики. Столь же наивным было бы считать, что бизнес был полностью изжит в советской до-перестроечной экономике.
Современная рыночная экономика сформировалась в результате всего предшествующего развития человеческого общества, она является продуктом длительной эволюции деловых отношений.
Для современной рыночной экономики характерны:
экономическая свобода каждого из субъектов бизнеса, что возможно лишь при отсутствии форм личного принуждения к труду;
равенство всех типов собственности. Последнее означает, что человек не может быть принципиально отчужден от собственности, он имеет право и обладает способностью быть собственником объектов бизнеса;
регулирование национальной и международной экономики.
Для рыночной экономики характерно такое состояние рынка, которое принято называть рынком покупателя. Термин «рынок покупателя» используется для обозначения состояния рынка, при котором имеет место превышение предложения товаров над спросом на них при фиксированной цене. Это состояние рынка определяет приоритетное положение потребителей продукции по сравнению с продавцами, своего рода «диктат потребителей» - в противоположность «диктату производителей», характерному, к примеру, для до-перестроечной советской экономики.
Диаметральной противоположностью рынку покупателя является рынок продавца, которому присуще превышение спроса на товары над предложением товаров при фиксированной цене. Для полноценного бизнеса характерен как раз не рынок продавца, а рынок покупателя, ибо лишь на рынке покупателя каждый из субъектов бизнеса оказывается в состоянии одновременно реализовать свои и эгоистические, и общественные интересы.
Рынок покупателя выступает как постоянно воспроизводимый видовой признак деловых отношений, характерный для рыночной экономики.
Становление рыночной экономики происходило эволюционно и революционно. Эволюционный период становления рыночной экономики охватывал отрезок человеческой истории, когда рынок играл второстепенную роль в жизни общества.
В самом эволюционном периоде становления рыночной экономики можно выделить два этапа накопления ее необходимых признаков.
Первый этап начался на заре человеческого общества и завершился созданием сформированного рынка, на котором осуществлялся свободный обмен товаров (продукции, услуг, работ) на деньги и наоборот (т.е. купля-продажа). Сами деньги возникли на определенном этапе развития деловых отношений, и поэтому являются исторической категорией.
Первоначально обмен деятельностью осуществлялся в форме бартерных сделок, схема которых может быть изображена следующим образом:
Данная схема отражает параметры сделок, которые имели единичный или случайный характер. По мере усложнения форм и учащения случаев осуществления сделок в условиях постоянного развития разделения труда, а впоследствии — превращения предпринимательства в особую разновидность профессиональной деятельности людей возникла потребность в модификации приведенной схемы в другую, которую можно представить следующим образом:
X товара А = Д (сумма денег) = У товара Б
Другими словами, возникла необходимость в том, чтобы на рынке товаров появился особый товар, на который субъекты бизнеса могли бы свободно обменивать свои товары и который, тем самым, выполнял бы роль всеобщего эквивалента. Именно этим товаром, в конце концов, сделались деньги.
Исторически деньги сформировались как всеобщий эквивалент во всех сделках, в которых оказывался невозможен натуральный товарообмен. Роль эквивалента исполняли различные товары, пока таковыми не были повсеместно признаны драгоценные металлы - золото и серебро, либо только золото. Это случилось потому, что именно указанные драгоценные металлы обладали одновременно набором естественных свойств, позволявших им наилучшим образом выполнять роль денег. К ним относятся такие свойства, как портативность (даже небольшие количества золота и серебра ценятся очень высоко), делимость (слиток золота или серебра может быть разделен на части, что не отразится существенно на его потребительских качествах), сохраняемость (золото и серебро почти не подвергаются порче в процессе хранения). Одновременное применение золота и серебра в качестве денег получило название биметаллизма, применение в качестве денег лишь одного драгоценного металла - золота получило название монометаллизма.
Позднее произошло раздвоение функций названных драгоценных металлов. И золото, и серебро поступали в обращение и в качестве материальной формы различных предметов, например, украшений, и в качестве денег -слитков, единиц веса (отсюда, в частности, наименование национальной валюты Великобритании «фунт стерлингов») и монет. В конце концов, место золотых и серебряных монет заняли денежные знаки (бумажные деньги) и банковские билеты (банкноты), а в настоящее время им на смену все увереннее приходят электронные деньги, используемые в безналичных расчетах, в том числе с помощью разнообразных кредитных и дебетных пластиковых карт. Однако золото до сих пор остается общей основой денежного обращения в мире.
Второй этап накопления необходимых признаков рыночной экономики осуществлялся в условиях сформированного рынка и завершился созданием предпосылок революционного низвержения феодальных отношений и перехода к рыночной экономике как господствующей экономической системе.
На этом этапе рынок из второстепенного звена экономики последовательно превратился в основную сферу осуществления сделок и столкновения деловых интересов субъектов бизнеса. Рыночные деловые связи сделались более значимыми для развития экономики, чем личное подчинение в форме феодальной зависимости (не говоря уже о рабовладельческой). Революционное изменение общества, сопровождавшееся снятием ограничений развития рыночных начал в экономике, полным юридическим освобождением людей от любых форм угнетения, созданием условий, когда каждый человек мог бы свободно заниматься своим делом, явился логическим завершением предшествующего долгого периода развития экономики и общественной жизни.
Эти революционные изменения часто называют буржуазными революциями. Не будем спорить здесь о правомерности или неправомерности применения терминов. Важно, что указанные преобразования действительно имели революционный характер. Это значит, что эволюционный период становления рыночной экономики уступил место революционному.
Данный период начался проведением первой по счету буржуазной революции (конец XV века, Нидерланды), но он не закончен полностью и по настоящее время. В некоторых странах Европы такие преобразования происходили в XVII-XVIII вв. (Великобритания, Франция), в других - в XIX-XX вв.
(Германия, Италия, Испания, Скандинавские страны, страны Восточной Европы, Россия). Точкой отсчета в победе рыночных отношений в США можно считать окончание гражданской войны (70-е годы прошлого века). XX век является переломным и для большинства стран Азии и Латинской Америки. Проведение революционных преобразований открывает возможность вернуться, но уже на новой основе, к эволюционному развитию товарно-денежной формы деловых отношений.
Современные рыночные отношения дифференцируются в различных странах по степени развития, особенностям модификации, уровню зрелости, историческим, социальным и иным признакам.
Контрольные вопросы
Какой тип экономики называется "рыночной экономикой"?
Что следует понимать под родовыми признаками бизнеса?
Что характерно для современной рыночной экономики?
Что характерно для "рынка покупателя"?
Что такое биметаллизм?
Когда и где произошла первая по счету буржуазная революция?
- Система современного бизнеса
- Концепции бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса.
- Субъекты бизнеса.
- Деловые интересы в бизнесе
- Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
- 2.1 Развитие предпринимательства в России.
- 2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
- 2.3 Частное предпринимательство Частный предпринимательский бизнес
- 2.4 Малые предприятия Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
- 2.5 Государственные и муниципальные предприятия
- 2.6 Полные товарищества
- 2.7 Общества с ограниченной ответственностью
- 2.8 Акционерные общества
- 2.9 Некоммерческие организации
- 2.10 Финансово-промышленные группы
- 2.11 Холдинговые компании
- 2.12 Оффшорные предприятия
- 3.1 Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
- 3.2 Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы
- 3.3 Документы на учреждение предпринимательской фирмы
- 3.4 Устав фирмы
- 3.5 Учредительный договор фирмы
- 3.6 Учредители и участники предпринимательской фирмы
- 3.7 Бизнес-план фирмы
- 4.1 Реорганизация и ликвидация фирмы.
- 4.2 Слияние и поглощение предпринимательских фирм
- Технологии преобразования предпринимательской фирмы
- 4.3 Формы ликвидации фирмы
- 4.4 Понятие банкротства
- 5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
- 5.2 Сущность конкуренции.
- 5.3 Конкуренция и монополия
- 5.4 Типы конкурентного поведения фирмы.
- 5.5 Виды и методы конкуренции
- 5.6 Стратегия конкуренции
- 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
- 7.1 Менеджмент и маркетинг в системе бизнеса.
- 7.2 Инфраструктура бизнеса
- 7.3 Основные элементы инфраструктуры бизнеса
- 7.4 Товарный рынок.
- 7.5 Товарные посредники
- 7.6 Информационный рынок
- 7.7 Рынок труда
- 7.8 Финансовый рынок
- 7.9 Инвестиционные посредники
- Глоссарий