Концепции бизнеса
Критическая и позитивная концепции бизнеса. Две крайности в оценке бизнеса
Рассмотрение данного вопроса мы начнем с очень важной фразы, которая, на первый взгляд, может показаться парадоксальной, если не исключительной:
Вся история человеческого общества, а также его современное состояние так или иначе связаны с бизнесом.
При всем многообразии видов и направлений деятельности людей - от проникновения в космические дали, в тайны плазменной реакции и строения клетки до создания шедевров изобразительного искусства - общим свойством этой деятельности является бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом.
Чтобы понять, почему происходит именно так, и почему популярное и широко представленное в повседневном обиходе множества людей слово «бизнес» отражает столь серьезный признак жизнедеятельности каждого человека, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса.
Рис. 1.2.1. Три концепции бизнеса
Условно все они могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую, прагматическую.
Под «концепцией» здесь и далее понимается система устойчивых, логически взаимосвязанных теоретических взглядов на те или иные объективные явления, а также вытекающие из данных взглядов положения, выводы и категории, с помощью которых данные явления описываются в научных исследованиях, разработках, выступлениях и публикациях.
Критическая концепция бизнеса исходит из того, что понятие «бизнес» объединяет совокупность действий различных субъектов рыночных отношений, имеющих одинаковую направленность на обогащение одних людей за счет других. Указанная точка зрения широко представлена не только в теории, но и на практике, в частности, в обосновании идейных платформ разных политических партий, к числу которых относятся «антиглобалисты» за рубежом и ортодоксальные коммунисты в России. Существует множество модификаций критических представлений о бизнесе, но общим для них всех выступает тезис о противоречивости, а то и несовместимости интересов и целей людей, содержанием деятельности которых является бизнес.
В основании критической концепции бизнеса лежит ряд положений, о которых необходимо сказать особо. Во-первых, критическая концепция бизнеса относит рассматриваемое явление исключительно к рыночной экономике. В многовековой истории человеческого общества выделяются три периода развития экономики - дорыночный, рыночный и послерыночный, и бизнес определяется как атрибут лишь рыночного периода развития экономики. Из такого понимания следует, что бизнес - это явление, ограниченное во времени; ни в прошлой истории человечества («до рынка»), ни в будущем («после рынка»), обнаружить признаки бизнеса не представляется возможным.
Во-вторых, критическая концепция бизнеса определяет данное явление как одну из многих разновидностей человеческой деятельности. В повседневной жизни бизнес, соседствует с действиями людей, которые ни при каких обстоятельствах не могут расцениваться в качестве бизнеса. Из сферы бизнеса исключаются наемный труд во всех его формах, деятельность некоррумпированных государственных служащих, любые виды творческой деятельности (наука, литература, культура, искусство), а также здравоохранение, образование, общественная и религиозная деятельность.
Критерием разграничения бизнеса и «небизнеса» выступает извлечение прибыли и связанные с этим корыстные мотивы в действиях людей. Бизнес, направлен исключительно на получение прибыли, а «небизнес», как правило, на извлечение прибыли не нацелен. В процессе деятельности людей в сфере «небизнеса» прибыль порой может, конечно, возникать, но она всегда используется не в корыстных целях, а для развития вышеперечисленных видов деятельности на благо всего общества.
Ради дохода, прибыли, или, образно говоря, «наживы» бизнесмен готов использовать любые приемы поведения. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям, за кошельками которых, откуда, собственно говоря, и выколачивается эта прибыль, идет настоящая охота. Извлечение прибыли одной группой людей превращает другую группу людей в финансовых доноров. Такими финансовыми донорами бизнесменов оказываются и рядовые потребители товаров и услуг, в цены которых закладывается прибыль, и обманутые вкладчики коммерческих банков, и акционеры различных финансовых пирамид, и наемные работники, подвергающиеся эксплуатации со стороны работодателей-бизнесменов, и просто жертвы разнообразного криминалитета.
В недавнем прошлом такой подход разделяли многие люди, и он составлял основу принятых в обществе моральных норм.
Считалось, например, само собой разумеющимся, что честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не извлечением прибыли, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и построения будущего. Напротив, стремление к личному богатству в результате увеличения прибыли от занятия бизнесом расценивалось как антиобщественное по своей сути.
Критическая концепция бизнеса была положена в основу официальной советской идеологии, доминировавшей в нашей стране несколько десятилетий. В рамках именно этой идеологии получило наиболее широкое распространение представление о том, что рыночная экономика и связанный с нею бизнес не имеют перспектив развития, а наличие самих названных явлений свидетельствует о господстве «чистогана» в странах с рыночно ориентированной экономикой и о превращении в этих странах денег из мерила стоимости товаров в эквивалент ума, чести и совести людей. С бизнесом связывались антагонистические (неразрешимые) классовые противоречия между работодателями-бизнесменами (так называемыми капиталистами) и наемными работниками («пролетариатом»), неизбежные и постоянные конфликты между конкурентами, влекущие за собой разрушительные последствия для экономики, проявления империализма в экономике и политике рыночно ориентированных государств.
Весьма популярной и часто используемой для характеристики мотивов и способов поведения бизнесменов-капитал истов была цитата из «Капитала» Карла Маркса: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Так, занятие практически любыми видами частного предпринимательства в производстве и торговле, выполнении строительных и других работ, выдаче ссуд рассматривалось как уголовно наказуемое деяние. В действовавшем несколько десятилетий, вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия Уголовном кодексе страны предусматривались суровые меры наказания - от тюремного заключения до смертной казни - за операции с иностранной валютой, спекуляцию и коммерческое посредничество.
В целом, суммируя различные оттенки критических оценок бизнеса и бизнесменов, можно выделить следующие составляющие критической концепции бизнеса:
бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям;
бизнес - это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;
бизнес - это нежелательный компонент жизни людей в целом, потенциальный рассадник криминогенных процессов;
бизнес - исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.
Рис. 1.2.2. Критическая концепция бизнеса
Полной противоположностью критической концепции бизнеса является позитивная концепция бизнеса. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается и оценивается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.
Такой подход весьма популярен в среде преподавателей многих американских университетов.
Согласно позитивной концепции, бизнес трактуется как деятельность людей по обслуживанию друг друга, а также их совместная деятельность, нацеленная на благо общества. Он подчинен всеобщим интересам и, по сути, предстает как явление, непротиворечивое в своей основе. Именно поэтому бизнес оказывается типичной чертой жизни людей, продуктом осознанного выбора людей, «центральной магистралью социально-экономической системы». И поскольку в системе бизнеса отсутствуют серьезные противоречия, нет никакой необходимости думать об ограниченности бизнеса по видам деятельности и в историческом времени. Нет, стало быть, нужды ни в поиске альтернатив бизнесу, ни в построении коммунистического общества.
Позитивная концепция бизнеса абсолютизирует положительные стороны явления, определяемого как «бизнес». Данная концепция в разные времена лежала в основе многих представлений и теорий, изображавших жизнь людей в условиях рыночной экономики идиллически, в отрыве от каких-либо противоречий. Таковыми были, к примеру, имевшие широкое распространение в прошлом столетии ненаучные теории «Общества всеобщего благосостояния», «Государства всеобщего благоденствия», сторонники которых пытались объяснить процессы, происходящие в рыночной экономике, как полностью бесконфликтные или малоконфликтные.
Современное общество, по мнению приверженцев таких представлений, давно перестало отличаться социальными противоречиями и конфликтами, сотрясавшими мир в восемнадцатом, девятнадцатом и даже в начале двадцатого века. Эти противоречия, действительно имевшие место в прошлом, в прошлом и остались. В странах с рыночно ориентированной экономикой люди постепенно перестают конкурировать между собой за доступ к производственным ресурсам, материальным и духовным благам, которые превращаются во всеобщее достояние, и к рабочим местам. В данных условиях государство направляет свою созидательную деятельность, главным образом, на то, чтобы обеспечить «благосостояние для всех», переориентируя ее с разрешения социальных антагонизмов, выражавшихся в бесконечных конкурентных столкновениях предпринимателей и неизбежной классовой борьбе работодателей («капиталистов») с наемными работниками («пролетариатом»).
Благосостояние для всех, согласно указанным представлениям, достигается с помощью справедливого распределения жизненных благ между членами общества. Поэтому, к примеру, главным элементом в содержании теории «Государства всеобщего благоденствия» считается деятельность государства по перераспределению богатств и установлению равенства с помощью реформ в сферах социального страхования, налогового обложения, трудового законодательства, занятости, заработной платы, цен. Основой таких трансформаций общественных отношений признается осознание государством ответственности перед всеми членами общества одновременно, которые, занимаясь бизнесом во благо друг друга, совместно и целенаправленно способствуют укреплению и развитию национальной экономики.
Рис. 1.2.3. Позитивная концепция бизнеса
Расходясь в главном - в оценке действующей системы экономики, критическая и позитивная концепции бизнеса становятся похожими друг па друга в конструировании некой идеальной модели экономики. Только в одном случае, в рамках позитивной концепции бизнеса, эта модель соотносится с действующей системой, а в другом случае, в рамках критической концепции бизнеса, она распространяется на последующую систему.
- Система современного бизнеса
- Концепции бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса.
- Субъекты бизнеса.
- Деловые интересы в бизнесе
- Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно- государственного и частно-государственного бизнеса
- 2.1 Развитие предпринимательства в России.
- 2.2 Организационно-правовые формы предпринимательства
- 2.3 Частное предпринимательство Частный предпринимательский бизнес
- 2.4 Малые предприятия Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.
- 2.5 Государственные и муниципальные предприятия
- 2.6 Полные товарищества
- 2.7 Общества с ограниченной ответственностью
- 2.8 Акционерные общества
- 2.9 Некоммерческие организации
- 2.10 Финансово-промышленные группы
- 2.11 Холдинговые компании
- 2.12 Оффшорные предприятия
- 3.1 Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
- 3.2 Подготовительный этап создания предпринимательской фирмы
- 3.3 Документы на учреждение предпринимательской фирмы
- 3.4 Устав фирмы
- 3.5 Учредительный договор фирмы
- 3.6 Учредители и участники предпринимательской фирмы
- 3.7 Бизнес-план фирмы
- 4.1 Реорганизация и ликвидация фирмы.
- 4.2 Слияние и поглощение предпринимательских фирм
- Технологии преобразования предпринимательской фирмы
- 4.3 Формы ликвидации фирмы
- 4.4 Понятие банкротства
- 5.1 Конкуренция в системе бизнеса.
- 5.2 Сущность конкуренции.
- 5.3 Конкуренция и монополия
- 5.4 Типы конкурентного поведения фирмы.
- 5.5 Виды и методы конкуренции
- 5.6 Стратегия конкуренции
- 5.7 Антимонопольное регулирование экономики
- 7.1 Менеджмент и маркетинг в системе бизнеса.
- 7.2 Инфраструктура бизнеса
- 7.3 Основные элементы инфраструктуры бизнеса
- 7.4 Товарный рынок.
- 7.5 Товарные посредники
- 7.6 Информационный рынок
- 7.7 Рынок труда
- 7.8 Финансовый рынок
- 7.9 Инвестиционные посредники
- Глоссарий