logo
Конспект лекций_Основы бизнеса

Концепции бизнеса

Критическая и позитивная концепции бизнеса. Две крайности в оценке бизнеса

Рассмотрение данного вопроса мы начнем с очень важной фразы, которая, на первый взгляд, может показаться парадоксальной, если не исклю­чительной:

Вся история человеческого общества, а также его современное со­стояние так или иначе связаны с бизнесом.

При всем многообразии видов и направлений деятельности людей - от проникновения в космиче­ские дали, в тайны плазменной реакции и строения клетки до создания шедевров изобразительного ис­кусства - общим свойством этой деятельности явля­ется бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отда­вался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом.

Чтобы понять, почему происходит именно так, и почему популярное и ши­роко представленное в повседневном обиходе множества людей слово «бизнес» отражает столь серьезный признак жизнедеятельности каждого человека, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса.

Рис. 1.2.1. Три концепции бизнеса

Условно все они могут быть объединены в три основные концепции: позитив­ную, критическую, прагматическую.

Под «концепцией» здесь и далее понимается система устойчивых, логи­чески взаимосвязанных теоретических взглядов на те или иные объективные явления, а также вытекающие из данных взглядов положения, выводы и ка­тегории, с помощью которых данные явления описываются в научных иссле­дованиях, разработках, выступлениях и публикациях.

Критическая концепция бизнеса исходит из того, что понятие «бизнес» объединяет совокупность дейст­вий различных субъектов рыночных отношений, име­ющих одинаковую направленность на обогащение од­них людей за счет других. Указанная точка зрения ши­роко представлена не только в теории, но и на практи­ке, в частности, в обосновании идейных платформ раз­ных политических партий, к числу которых относятся «антиглобалисты» за рубежом и ортодоксальные ком­мунисты в России. Существует множество модификаций критических представлений о бизнесе, но общим для них всех высту­пает тезис о противоречивости, а то и несовместимости интересов и целей людей, содержанием деятельности которых является бизнес.

В основании критической концепции бизнеса лежит ряд положений, о которых необходимо сказать особо. Во-первых, критическая концепция биз­неса относит рассматриваемое явление исключительно к рыночной экономи­ке. В многовековой истории человеческого общества выделяются три перио­да развития экономики - дорыночный, рыночный и послерыночный, и биз­нес определяется как атрибут лишь рыночного периода развития экономики. Из такого понимания следует, что бизнес - это явление, ограниченное во времени; ни в прошлой ис­тории человечества («до рынка»), ни в будущем («после рынка»), обнару­жить признаки бизнеса не представляется возможным.

Во-вторых, критическая концепция бизнеса определяет данное явление как одну из многих разновидностей человеческой деятельности. В повседнев­ной жизни бизнес, сосед­ствует с действиями людей, которые ни при каких обстоятельствах не могут расцениваться в качестве бизнеса. Из сферы бизнеса исключаются наемный труд во всех его формах, деятельность некоррумпированных государствен­ных служащих, любые виды творческой деятельности (наука, литература, культура, искусство), а также здравоохранение, образование, общественная и религиозная деятельность.

Критерием разграничения бизнеса и «небизнеса» выступает извлечение прибыли и связанные с этим корыстные мотивы в действиях людей. Бизнес, направлен исключительно на получение прибыли, а «небизнес», как правило, на извлечение прибыли не нацелен. В процессе деятельности людей в сфере «небизнеса» прибыль порой может, конечно, возникать, но она всегда исполь­зуется не в корыстных целях, а для развития вышеперечисленных видов дея­тельности на благо всего общества.

Ради дохода, прибыли, или, образно говоря, «наживы» бизнесмен готов ис­пользовать любые приемы поведения. Погоня за прибылью означает навязыва­ние собственных интересов другим людям, за кошельками которых, откуда, соб­ственно говоря, и выколачивается эта прибыль, идет настоящая охота. Извлече­ние прибыли одной группой людей превращает другую группу людей в финансо­вых доноров. Такими финансовыми донорами бизнесменов оказываются и рядо­вые потребители товаров и услуг, в цены которых закладывается прибыль, и об­манутые вкладчики коммерческих банков, и акционеры различных финансовых пирамид, и наемные работники, подвергающиеся эксплуатации со стороны рабо­тодателей-бизнесменов, и просто жертвы разнообразного криминалитета.

В недавнем прошлом такой подход разделяли многие люди, и он состав­лял основу принятых в обществе моральных норм.

Считалось, например, само собой разумеющим­ся, что честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не извлечением прибыли, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и постро­ения будущего. Напротив, стремление к личному богатству в результате увеличения прибыли от занятия бизнесом расценивалось как антиобществен­ное по своей сути.

Критическая концепция бизнеса была положена в основу официальной советской идеологии, доминировавшей в нашей стране не­сколько десятилетий. В рамках именно этой идеологии получило наиболее широкое распространение представление о том, что рыночная экономика и связанный с нею бизнес не имеют перспектив развития, а наличие самих названных явлений свидетельствует о господстве «чистогана» в странах с рыночно ориентированной экономикой и о превращении в этих странах де­нег из мерила стоимости товаров в эквивалент ума, чести и совести людей. С бизнесом связывались антагонистические (неразрешимые) классовые противоречия между работодателями-бизнесменами (так называемыми ка­питалистами) и наемными работниками («пролетариатом»), неизбежные и постоянные конфликты между конкурентами, влекущие за собой разруши­тельные последствия для экономики, проявления империализма в эконо­мике и политике рыночно ориентированных государств.

Весьма популярной и часто используемой для характеристики мотивов и способов поведения бизнесменов-капитал истов была цитата из «Капитала» Карла Маркса: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал со­гласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступ­ления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Так, занятие практически любыми видами частного предпринимательст­ва в производстве и торговле, выполнении строительных и других работ, вы­даче ссуд рассматривалось как уголовно наказуемое деяние. В действовавшем несколько десятилетий, вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия Уго­ловном кодексе страны предусматривались суровые меры наказания - от тю­ремного заключения до смертной казни - за операции с иностранной валю­той, спекуляцию и коммерческое посредничество.

В целом, суммируя различные оттенки критических оценок бизнеса и бизнесменов, можно выделить следующие составляющие критической кон­цепции бизнеса:

  1. бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих ко­рыстных интересов остальным людям;

  2. бизнес - это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;

  3. бизнес - это нежелательный компонент жизни людей в целом, потен­циальный рассадник криминогенных процессов;

  4. бизнес - исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.

Рис. 1.2.2. Критическая концепция бизнеса

Полной противоположностью критической концепции бизнеса является позитивная кон­цепция бизнеса. Ее суть состоит в том, что биз­нес понимается и оценивается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для дру­гих людей.

Такой подход весьма популярен в среде пре­подавателей многих американских университетов.

Согласно позитивной концепции, бизнес тра­ктуется как деятельность людей по обслуживанию друг друга, а также их со­вместная деятельность, нацеленная на благо общества. Он подчинен всеоб­щим интересам и, по сути, предстает как явление, непротиворечивое в сво­ей основе. Именно поэтому бизнес оказывается типичной чертой жизни лю­дей, продуктом осознанного выбора людей, «центральной магистралью со­циально-экономической системы». И поскольку в системе бизнеса отсутст­вуют серьезные противоречия, нет никакой необходимости думать об огра­ниченности бизнеса по видам деятельности и в историческом времени. Нет, стало быть, нужды ни в поиске альтернатив бизнесу, ни в построении ком­мунистического общества.

Позитивная концепция бизнеса абсолютизирует положи­тельные стороны явления, определяемого как «бизнес». Дан­ная концепция в разные времена лежала в основе многих представлений и теорий, изображавших жизнь людей в усло­виях рыночной экономики идиллически, в отрыве от каких-либо противоречий. Таковыми были, к примеру, имевшие широкое распространение в прошлом столетии ненаучные теории «Общества всеобщего благосостояния», «Государства всеобщего благоденствия», сторонники которых пытались объяснить процессы, проис­ходящие в рыночной экономике, как полностью бесконфликтные или мало­конфликтные.

Современное общество, по мнению приверженцев таких представлений, давно перестало отличаться социальными противоречиями и конфликтами, сотрясавшими мир в восемнадцатом, девятнадцатом и даже в начале двадца­того века. Эти противоречия, действительно имевшие место в прошлом, в прошлом и остались. В странах с рыночно ориентированной экономикой лю­ди постепенно перестают конкурировать между собой за доступ к производ­ственным ресурсам, материальным и духовным благам, которые превращают­ся во всеобщее достояние, и к рабочим местам. В данных условиях государст­во направляет свою созидательную деятельность, главным образом, на то, чтобы обеспечить «благосостояние для всех», переориентируя ее с разреше­ния социальных антагонизмов, выражавшихся в бесконечных конкурентных столкновениях предпринимателей и неизбежной классовой борьбе работода­телей («капиталистов») с наемными работниками («пролетариатом»).

Благосостояние для всех, согласно указанным представлениям, достига­ется с помощью справедливого распределения жизненных благ между члена­ми общества. Поэтому, к примеру, главным элементом в содержании теории «Государства всеобщего благоденствия» считается деятельность государства по перераспределению богатств и установлению равенства с помощью ре­форм в сферах социального страхования, налогового обложения, трудового законодательства, занятости, заработной платы, цен. Основой таких транс­формаций общественных отношений признается осознание государством от­ветственности перед всеми членами общества одновременно, которые, зани­маясь бизнесом во благо друг друга, совместно и целенаправленно способст­вуют укреплению и развитию национальной экономики.

Рис. 1.2.3. Позитивная концепция бизнеса

Расходясь в главном - в оценке действующей системы экономики, критическая и позитивная концепции бизнеса становятся похожими друг па друга в конструировании некой идеальной модели экономики. Только в одном случае, в рамках позитивной концепции бизнеса, эта мо­дель соотносится с действующей системой, а в другом случае, в рамках критической концепции бизнеса, она распространяется на последующую систему.